Файл: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Ооо тид Русское слово рс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Личные (гражданские) права
Глава II
80
варенными к ним шипами, которые готовы пропороть скаты непро
шеной или не в те руки попавшей машины.
…Всю предшествующую жизнь я обходился без подсматри
вания в замочные скважины, а теперь смотрю в глазки камер на законных основаниях. В каждой по двухъярусной кровати, по
стели аккуратно, без морщин, накрыты грубыми одеялами.
Днем спать запрещено, лежать на койках до отбоя тоже не раз
решается. Кто читает, кто переговаривается о чемто, сидя на тяжелых табуретах. В одной из камер натыкаюсь глазами на встречный ненавидящий взгляд. Второй ее обитатель недвижим под одеялом.
На совести каждого не меньше двух загубленных душ, и страш
но даже подумать, сколько людей порешил в общей сложности
141 обитатель камер колонии спецрежима. На дверях каждой ка
меры фотографии постояльцев и краткий перечень былых «за
слуг». Слабонервным такое лучше не читать. Николай Клептча, на
пример, судим семь раз, за спиной два убийства и разбойное нападение. У его соседа Казбека Калоева на счету 15 нападений в составе банды и три убийства… Сейчас оба мирно коротают бес
конечный срок у телевизора.
…Впереди целая вечность, минус недели, а то и месяцы, когда многим доведется совершать двухсоткилометровые путешествия с острова в особую вологодскую больницу. Без лечения не обой
тись, поскольку профессиональное заболевание заключенных —
туберкулез.
…Лязг двери. Князев вскакивает и, как положено по здешним правилам, прижимает лицо к стене, скороговоркой тарабаня ан
кетные данные с перечислением статей Уголовного кодекса и всех своих грехов.
— Я погубил две жизни, — говорит он мне, — раскаяние ничего не искупит, да и не нужно оно никому. Пусть ничего не останется,
ни тела, ни могилы. Сердце здоровое, комунибудь пригодится,
почки тоже. Печень еще… На нескольких больных хватит, пусть жи
вут. Меня надо было раньше расстрелять, жизнь сразу не зада
лась. Надо поскорее из нее уйти, может, в другом воплощении по
везет. Я не просил о смягчении приговора.
Ответьте на вопросы:
• Пожизненное заключение или смертная казнь? Какое наказание тяжелей?
• Стоит ли содержать за государственный счет отпетых убийц и него+
дяев, в то время как у государства не хватает средств, чтобы обеспе+
чить нормальное содержание подследственных и других заключен+
ных?
HUMAN §10.qxd 13.12.2006 17:55 Page 80

Право на жизнь
§ 11
81
• Как вы относитесь к идее «пускать» преступников на органы для честных людей?
2. В обществе постоянно идет дискуссия по проблеме права человека самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Познакомьтесь с приведенными данными и выскажите свою точку зрения.
По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, каж
дые 40 секунд на земле происходит самоубийство. Почти 800 ты
сяч человек в год сводят счеты с жизнью. Тех, кто еще не совер
шил самоубийство, но уже думает об этом — в тричетыре раза больше.
…Первый всплеск самоубийств наблюдается в 15—20 лет.
В этом возрасте происходит примерно 20% всех самоубийств.
Второй — к 45—50 годам. «Кризис среднего возраста» собирает урожай в два раза больший, чем подростковый возраст. Общее ко
личество престарелых самоубийц не так уж велико. Но число сам
оубийств на 100 тысяч населения старше 85 лет превышает все мыслимые показатели — 73,6.
Ответьте на вопросы:
• Согласны ли вы, что право на смерть есть неотделимое от права на жизнь понятие?
• Имеет ли право взрослый дееспособный человек добровольно и сознательно уйти из жизни?
3. Одним из аспектов права на жизнь является проблема эвтаназии.
В разных культурах к этому вопросу разное отношение. Познакомь+
тесь с позициями российских и американских ученых, рассужде+
ниями людей, страдающих неизлечимым заболеванием.
Существует устойчивая традиция отечественных врачей не рас
пространять запрет разглашения конфиденциальной информации на членов семьи больного. Более того, в случае диагноза злокаче
ственного онкологического заболевания или неблагоприятного для жизни прогноза именно члены семьи обычно получают досто
верную информацию, которая при этом скрывается от пациента.
С точки зрения канонов биоэтики, подобная позиция недопусти
ма… Однако российское общество является чрезвычайно неодно
родным в социокультурном отношении. Оно включает множество этнонациональных и социальных групп с различными укладами жизни. Как показывают данные многочисленных социологических опросов, для большей части жителей городовмегаполисов типа
Москвы и Петербурга наиболее приемлемыми оказываются прин
ципы индивидуалистической этики. В то же время, к примеру, для населения Кавказского региона или некоторых регионов Поволжья
HUMAN §10.qxd 13.12.2006 17:55 Page 81


Личные (гражданские) права
Глава II
82
первичным моральным субъектом оказывается не столько отдель
ный гражданин, сколько семья или род. Врач должен уважать спе
цифику морального сознания представителей этих групп населе
ния и применять правило конфиденциальности уже не в отношении отдельного пациента, а в отношении семьи или рода.
Введение в биоэтику. Учебное пособие
под редакцией Б. Г. Юдина и П. Д. Тищенко. М., 1998
Рассмотрим реальный случай, видеозапись которого предоста
влена госпиталем Св. Луки города КанзасСити. Молодой врач со
общает 68летнему пациенту китайского происхождения, что у не
го рак. С точки зрения врача он все делает правильно — реализует право пациента на правдивую и точную информацию о его состоя
нии. Но сын больного возмущен: он считает, что врач должен был сначала переговорить с членами семьи пациента, а уж они потом сами бы решили, сообщать ли своему родственнику правду и в ка
кой форме.
В китайской культуре этической основой принятия решений являются конфуцианство и буддизм, подчеркивающие ценности гармонии, согласия и подчинения авторитету. Эта традиция пря
мо противоположна западной модели самостоятельности лично
сти, в которой сокрытие информации рассматривается как нару
шение фундаментальных прав личности. Восточная культура предполагает, что семья должна решать, нужно ли сообщать па
циенту диагноз (особенно в случае неизлечимого рака). Поэтому восточные врачи не рассматривают сокрытие диагноза от паци
ента как нарушение. Наоборот, они считают преступлением нару
шение воли семьи. К тому же, с точки зрения китайского врача,
смертельная болезнь когото из членов семьи требует гораздо большей ответственности от родственников больного, чем от не
го самого.
Т. Бичамп, Дж. Чилдрес.
Принципы биомедицинской этики. Нью/Йорк, 1994
«Мне осталось жить не больше года»
Маргарита П. Преподаватель музыки:
— В 36 у меня обнаружили рак груди. До этого я развелась с му
жем и пережила очень болезненный и неудачный роман. И вот я лежу в этой мерзкой больнице, кажется, на девятом этаже, за ок
ном — какойто тоскливый пустырь с железками, слегка присыпан
ными снегом. Меня уговаривают прооперироваться, а у меня толь
ко одна мысль: где бы найти окно, которое открывается?
Я запретила маме говорить комулибо из моих знакомых, где я и что со мной. Но один мой старый приятель — мы с ним учились в
HUMAN §10.qxd 13.12.2006 17:55 Page 82


Право на жизнь
§ 11
83
одном классе и сто лет дружили — всетаки пришел меня наве
стить. Мама, видимо, просто решила, что запрет на него не рас
пространяется. Он пришел, посмотрел на меня — зеленую, не
чесаную, в какомто жутком халате, — потом поговорил с врачом и заявил: «Выходи за меня замуж». Я говорю: «Ты с ума сошел?
Мне жить осталось не больше года, я выйду отсюда изуродован
ная». А он говорит: «Мне все равно». Врач ему тоже говорит: «По
думайте, что вы делаете. Это не шутки, это рак». А он опять: «Я не шучу». Короче, он приходил каждый день, надоел безумно, и, в конце концов, я согласилась на операцию. Просто чтобы это пре
кратить. Первые месяцы было очень тяжело, потом я понемногу начала приходить в себя. Сейчас все в порядке, уже несколько лет регулярно проверяюсь — никаких рецидивов. А замуж за не
го я так и не вышла. Он прекрасный человек, просто я его никог
да не любила.
«Я не знаю, что мне делать с этой правдой»
Николай А. 48 лет, инженер:
— Однажды у меня уже подозревали рак. У меня хроническое заболевание поджелудочной железы, я с ним благополучно жил,
лечился потихоньку… А потом — то ли начальник новый появился,
то ли анализы какието новые научились делать. В общем, мой врач говорит: «Надо обследоваться». И дает направление в онко
центр, на Каширку. Взял я это направление, а руки трясутся. Он увидел это и говорит: «Да подожди ты трястись, надо сперва про
верить. Есть один шанс из ста, что у тебя опухоль, и один из тыся
чи — что она злокачественная». Я взял себя в руки и поехал до
мой. Еду я, смотрю на людей, и все мне кажется какимто нелепым. Напротив меня сидит женщина, а на ней колготки такие толстые, дешевые. И я думаю: «Надо же, как странно». Остановки объявляют, и они мне тоже кажутся какимито странными. «Стан
ция «Павелецкая». Что за «Павелецкая»? Бред какойто. Дома я сел и стал составлять список того, что нужно сделать: квартиру кооперативную перевести на жену и т.п. Видимо, я впал в оконча
тельное безумие, потому что почемуто решил перевести сына в более старший класс. Эта мысль у меня както особенно засела в голове, и я стал ее разрабатывать. Вероятно, она меня просто от
влекала. Потом привыкаешь, но первые три секунды — самые страшные. Жизнь мгновенно рушится. Ты строил какието планы,
у тебя был какойто мир, и вдруг все это — в один миг — кудато исчезает, и ты остаешься в пустоте. Нет, я бы не хотел больше это пережить. Пусть лучше мне врут, потому что я не знаю, что мне де
лать с этой правдой.
HUMAN §10.qxd 13.12.2006 17:55 Page 83


Личные (гражданские) права
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   22

Глава II
84
Ответьте на вопросы:
• Налицо конфликт интересов, конфликт права на информацию и права на медицинскую тайну. Проведите в классе парламентские слушания, подготовьте соответствующий законопроект.
• Как вы думаете, что более гуманно — сообщить человеку страшный диагноз или обманывать его, скрывая правду?
• Какие злоупотребления может повлечь разрешение эвтаназии?
Темы для рефератов и сообщений
1. Право на жизнь — абсолютное право человека?
2. Право на достойную смерть — право человека?
3. Смертная казнь: «за» и «против».
4. Эвтаназия и право на жизнь.
5. Аборты и право на жизнь.
Словарь понятий
Смертная казнь — высшая мера уголовного наказания, лишающая человека жизни (путем расстрела, повешения, введения смертель
ной инъекции и др.).
Аборт — искусственное прерывание беременности.
Эвтаназия — прерывание жизни тяжело больных пациентов с помо
щью медицинских препаратов.
HUMAN §10.qxd 13.12.2006 17:55 Page 84

В порядке обсуждения...
1. Какие эмоции у вас вызывает слово «пытка»? Почему?
2. Сравните приведенные ниже определения. Насколько полно, на ваш взгляд, эти формулировки раскрывают понятие «пытка»?
Пытка — физическое насилие, истязание, применяемое при до
просе обвиняемого с целью вынудить у него показания (Словарь русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой).
Пытка означает любое действие, посредством которого челове
ку намеренно причиняется сильная боль или страдание (физиче
ское или умственное) со стороны официального лица или по его подстрекательству с целью получения от него или от третьего ли
ца информации или признания; наказания за его действия, кото
рые он совершил или в совершении которых подозревается или запугивание его или других лиц (Ст. 1 Приложения к Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой
9 декабря 1975 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Пытка — бесчеловечное обращение, имеющее целью получить какуюлибо информацию или признание, или наказать (Решение
Европейской комиссии по правам человека по делу «Дания, Фран
ция, Норвегия, Швеция и Нидерланды против Греции», 1969 г.).
3. Изучите приведенные ниже документы. Как соотносится содержа+
ние понятия «пытка», используемое в международно+правовых до+
кументах и в действующем Уголовном кодексе РФ?
Международный пакт о политических
и гражданских правах (извлечение)
Статья 7. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким,
бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свобод
ного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.
§ 12. Свобода от жестокого
обращения и пыток
HUMAN §10.qxd 13.12.2006 17:55 Page 85