Файл: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Ооо тид Русское слово рс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право на семейную жизнь
§ 17—18
133
Семья – основанная на браке или кровном родстве группа людей,
члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, мо
ральной и правовой ответственностью.
HUMAN §10.qxd 13.12.2006 17:56 Page 133

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   22

Глава III
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ПРАВА
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:17 Page 134

§ 19—20.
Политические права
и свободы
В порядке обсуждения…
1. Познакомьтесь с приведенными ниже отрывками.
В современных крупных государствах, даже если это демократии,
рядовой гражданин имеет весьма слабое представление о полити
ческой власти; он не может решить, каким будет исход выборов,
он, вероятнее всего, будет оценивать политику исходя из своей повседневной жизни, как нечто абсолютно внешнее по отношению к своему опыту, да и его голос на выборах вносит так мало в полу
чение конечного результата, что кажется ему самому несуще
ственным. В древнем городегосударстве это зло было значитель
но меньшим, как и в современном местном самоуправлении...
Возникает дилемма: демократия дает человеку почувствовать,
что он — реальная составная часть политической власти, когда группа, в которую он входит, мала, а не тогда, когда она велика.
С другой стороны, результаты выборов могут привлечь его внима
ние как важное событие тем скорее, чем больше заинтересован
ная в них группа, а не тогда, когда эта группа мала...
Совокупность общественных проблем охватывает нашу жизнь в столь многих отношениях, что занятой человек, не являющийся по
литиком, не может принимать участие в решении большинства мест
ных и общенациональных дел, которые, однако, прямо его касаются.
Б. Рассел. Власть. Социальный анализ
Ответьте на вопросы:
• Согласны ли вы с позицией автора по отношению к выборам? По
чему?
• Какие выборы, на ваш взгляд, привлекают население больше — об
щенациональные или местные? Приведите примеры, подтвер
ждающие ваше мнение.
• Является ли голос одного человека существенным в многомил
лионной стране? Почему?
• Согласны ли вы с выявленной автором дилеммой демократии?
В чем ее смысл? Как можно было бы преодолеть это противоречие?
• Может ли простой человек принимать важные решения?
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:17 Page 135

Сильна Россия чудесами
И не устала их плести:
Здесь выбирают овцы сами
Себе волков себя пасти.
Боюсь, как дьявольской напасти,
Освободительных забот:
Когда рабы приходят к власти,
Они куда страшней господ.
И. Губерман. Гарики на каждый день
Ответьте на вопросы:
• Каково отношение поэта к выборам? Как это можно объяснить?
Согласны ли вы с его позицией?
• Какими путями к власти могут прийти рабы?
• Какие исторические и политические события мог иметь в виду со
временный российский поэт?
Политические права и свободы
важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне правомерно рассматривать как обеспе
ченную человеку законом и публичной властью возможность участия
(как индивидуально, так и коллективно) в общественнополитической жизни государства и осуществлении государственной власти. Тем са
мым преодолевается отчуждение гражданина от государства. Политиче
ские права граждан являются непременным условием функционирова
ния всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентировать
ся. Выступая в качестве фактора, маркирующего природу государства, а также средства контроля за властью и оценочного критерия демократи
ческого режима, политические права и свободы являются неотъемле
мым атрибутом цивилизованного общества.
В юридической литературе встречается их деление на:
1) правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов посредством различных форм представительной и непо
средственной демократии (избирательные права, право петиций);
2) правомочия по активному участию в жизни общества (свобода сло
ва и печати, свобода собраний и манифестаций, право на объединение).
Взаимосвязь политических прав
с другими правами человека
Политические права
Глава III
136
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:17 Page 136


В отличие от личных прав, политические права и свободы направле
ны не на обеспечение автономии человека, а на его проявление в каче
стве активного участника политического процесса. Ценность этой кате
гории прав в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством. Политическая свобода по су
ществу является одной из граней личной свободы: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли впра
ве действовать в качестве самостоятельного и свободного участника по
литического процесса.
Следует особо подчеркнуть, что политические права обычно призна
ются лишь за гражданами, т. е. обладание политическими правами свя
зывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства.
Однако в последнее время в государствах, имеющих давние и устойчи
вые демократические традиции, усиливается тенденция к распростра
нению политических прав на всех проживающих там людей. Логика проста: почему человек, проживающий на определенной территории
(особенно если живет там давно) и уплачивающий налоги, не имеет права участвовать в том, что касается его лично? На сегодняшний день в некоторых государствах лицам, не имеющим гражданства, предоста
вляется право выбирать органы местного самоуправления. До участия их в парламентских выборах и до введения пассивного избирательного права для них дело пока не дошло. Но сфера прав человека имеет тен
денцию к расширению...
В отличие от прав человека, права гражданина охватывают сферу от
ношений индивида с государством (сферу публичных интересов).
Одна из главных особенностей тоталитарных государств — стремле
ние к ограничению, а то и к полной ликвидации политических прав и свобод — носит отнюдь не случайный характер. Чем в большей мере удается тоталитарному режиму ограничить политическую свободу чело
века, освободить себя от демократических форм контроля, тем большее место занимают фактическое всевластие государства и применяемые им насильственные методы, направленные на отчуждение гражданина от реальной политической власти.
Политические права и свободы, провозглашенные изначально в рам
ках буржуазного конституционализма, впоследствии получили развер
нутый конституционноправовой статус и утвердились сначала в качестве важнейшего института национального, а позднее и междуна
родного права. Многие современные международноправовые доку
менты универсального и регионального характера, устанавливая объем неотчуждаемых прав и свобод человека, содержат такие политические права, как свобода выражения мнения, свобода мирных собраний и ас
Политические права и свободы
§ 19—20
137
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:17 Page 137

социаций, право принимать участие в управлении государством и другие.
Важно подчеркнуть, что фактическое осуществление основных поли
тических прав и свобод человека и гражданина возможно лишь при по
мощи и посредством норм национального права, которые должны пре
дусматривать эффективные механизмы и процедуры их реализации.
Существование демократического общества немыслимо вне формиро
вания политического плюрализма и его ценностей, нонконформизма общественного сознания и поведения, активного и сознательного уча
стия граждан в общественнополитической жизни. Поэтому в демокра
тическом государстве политические права и свободы воспринимаются массовым общественным сознанием не как нечто второстепенное, а как одна из базовых гуманистических ценностей.
Права граждан участвовать в управлении делами государства юридиче
ски обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Это право, по логике клас
сических концепций просветительской традиции, обусловлено есте
ственным равенством и прирожденной свободой людей. Оно гарантиру
ется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую дея
тельность.
Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполни
тельной или судебной власти. Не случайно гарантиями и одновремен
но конкретными формами реализации этого стержневого политиче
ского права является целый ряд других прав: право избирать и быть избранным, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к публичным функциям и должностям, а также на участие в отправле
нии правосудия. Отсюда вполне справедлив вывод о том, что право на участие в управлении государственными и общественными делами яв
ляется не только основополагающим принципом взаимоотношений между государством и его гражданами, но и одним из важнейших прав гражданина. В большинстве демократических конституций право граждан участвовать в управлении делами государства закрепляется в
Право участвовать в управлении
делами государства
Политические права
Глава III
138
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:17 Page 138

виде совокупности указанных выше прав.
Несмотря на то, что право на равный до
ступ к публичным функциям и должно
стям формулируется как одно из ключевых в рамках буржуазного конституциона
лизма уже в XVIII веке, в России оно яв
ляется конституционным нововведением
(ч. 4 ст. 32 Конституции РФ). Эта кон
ституционная норма конкретизируется
Федеральным законом «Об основах госу
дарственной службы Российской Феде
рации».
Избирательное право — важнейший демократический институт, одна из главных форм свободного выражения воли народа и его участия в поли
тическом процессе. Личное участие граждан в деятельности органов го
сударственной власти и местного самоуправления, равно как и через из
бираемых ими представителей, является выражением суверенитета народа и формой осуществления принципа народовластия. Избиратель
ное право — необходимый элемент повышения эффективности госу
дарственной власти и местного самоуправления, правовой системы в целом.
Стремясь максимально гарантировать избирательное право, совре
менные демократические государства отказались от существовавших ранее цензов (имущественного, оседлости, по принципу пола и др.).
Как известно, в советском обществе в условиях тоталитарного режима имело место ограничение избирательных прав по классовому и нацио
нальному признакам. Жесткий классовый подход к пользованию поли
тическими правами непосредственно вытекал из стремления авторитар
ной власти освободиться от любых форм контроля со стороны членов общества, имевших опыт политического участия в решении государ
ственных дел.
В качестве элементов избирательного права выступают:
1) право избирать (свободное и ответственное волеизъявление на вы
борах и на референдуме), которое иногда называют активным избира
тельным правом;
2) право быть избранным в органы государственной власти (пассив
ное избирательное право);
Право избирать и быть избранным
Политические права и свободы
§ 19—20
139
Гражданин РФ имеет право участвовать в управлении делами государства
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:17 Page 139

3) право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их до
верия.
Следует отметить, что современные конституции и избирательные законы устанавливают минимальные требования, необходимые для обладания правом избирать и быть избранным.
Избирательные права граждан являются непременным условием функционирования всех других прав и свобод человека, ибо они соста
вляют основу демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя. Избирательные права позволяют человеку ак
тивно участвовать в политической жизни, в управлении государством,
создают условия для укрепления связей между государством и личностью.
Отдавая предпочтение программе той или иной политической пар
тии, тому или иному независимому кандидату, избиратели определяют направленность законодательства, приоритеты государственной по
литики.
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеоб
щего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Принцип
всеобщности означает, что к выборам допускается практи
чески все взрослое население страны и каждому дается возможность в них участвовать, независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об
щественным объединениям. Однако есть ряд ограничивающих факторов:

гражданство (к участию в выборах допускаются только граждане
Российской Федерации);

возраст (участвовать в выборах может лицо, достигшее 18 лет; кан
дидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, кандидат в депутаты
Государственной Думы — не моложе 21 года);
Политические права
Глава III
140
Гражданин РФ имеет право избирать
(На избирательном участке)
...и быть избранным (Заседание
Государственной Думы ФС РФ)
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:17 Page 140