Файл: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Ооо тид Русское слово рс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большинство современных конституций закрепляет такие формы по
литической активности граждан, как свобода собраний, митингов, де
монстраций и пр. Эти демократические институты являются формами публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни. Указан
ными политическими свободами граждане пользуются как в интересах развития собственной личности, самовыражения и самоутверждения,
так и для своего активного участия в общественнополитической жизни.
Правовое содержание рассматриваемых свобод включает наличие правомочий трех видов: право на личные положительные действия (ор
ганизацию публичного мероприятия и участие в нем); право требования
(предоставление общественных зданий, улиц и пр. как необходимых материальных предпосылок проведения массовых публичных меро
приятий); право притязания (юридическую возможность в случае необходимости прибегнуть к помощи государственного принуждения и государственной защиты). Очевидно, что это право должно выступать в форме реализации общеправового принципа — разрешено все, что не запрещено законом (разумеется, применительно к данной сфере обще
ственных отношений).
Для осуществления свободы собраний, митингов, демонстраций, как правило, вводится уведомительный порядок проведения публичных ме
роприятий, при котором их организаторы ставят в известность органы государственной власти о предстоящем мероприятии. Причем послед
ние вправе воспрепятствовать лишь в тех случаях, когда цели и условия его проведе
ния представляют угрозу общественному порядку.
В связи с тем, что возможность ограни
чить основные права и свободы личности по соображениям обеспечения интересов общества в целом или прав и свобод дру
гих лиц нередко таит в себе угрозу если и не злоупотреблений, то принятия несораз
мерных охраняемому общественному ин
тересу ограничительных мер, в законе зак
репляется строго определенный перечень оснований, по которым публичное меро
Свобода собраний
Политические права
Глава III
148
О проведении митингов власти оповещаются заранее
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:17 Page 148
приятие может быть признано незаконным. В Европейской конвенции прав человека записано, что ограничения должны быть не только закон
ны, но и необходимы в демократическом обществе в интересах госу
дарственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нрав
ственности или для защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции и го
сударственного управления.
По российскому законодательству публичное мероприятие может быть запрещено по требованию представителей органов власти в сле
дующих случаях:
• если не было подано заявление о его проведении;
• если состоялось решение о его запрете;
• если нарушен порядок его проведения;
• если возникла опасность для жизни и здоровья граждан;
• если нарушен общественный порядок.
Во многих странах проведение публичных мероприятий не допуска
ется «на общественном пути», т. е. в местах функционирования город
ского транспорта. Российское законодательство предусматривает уго
ловные и административные санкции за нарушение установленного порядка организации и проведения публичных мероприятий.
Практикум для закрепления материала
Проверьте себя
1. Каково содержание свободы выражения мнения?
2. В каких случаях можно ограничить свободу выражения мнений?
3. Какие правомочия включаются в свободу собраний?
4. Как регламентируется порядок проведения собраний, пикетирова
ния, митингов и шествий в Российской Федерации?
5. Что может служить ограничением свободы собраний, митингов и демонстраций?
Задания для самостоятельной работы
1. Прочитайте воспоминания первого уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, правозащитника Сергея Ко
валева.
Свобода выражения мнения
§ 21
149
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:17 Page 149


«...Это было в седьмом классе, и предмет, который нам начали преподавать, назывался «Конституция СССР». Та самая сталин
ская Конституция, которую, кстати сказать, я считал и считаю не самым плохим из документов этого рода. Другой вопрос, что к со
ветской системе права и, уж подавно, к советской действительно
сти этот документ не имел решительно никакого отношения. Но тогда, пожалуй, я еще об этом не задумывался. Предмет и пред
мет, мне он скорее нравился — интересно было разбираться в от
точенных формулировках статей, в чеканной, как мне казалось, ло
гике юридических утверждений, складывавшихся в систему правовых отношений... Этот интерес был столь же абстрактным,
как, например, удовольствие от математических теорем. Уже по
сле всего, что случилось, я стал догадываться, что проблемы пра
ва имеют прямое отношение к реальной жизни.
Дело было так: меня вызвали к доске и велели отвечать по теме
«Права и свободы граждан СССР». Я довольно аккуратно переска
зал статью 125 Конституции... А потом черт дернул учительницу спросить меня, как я эту статью понимаю. Ну, я и объяснил: мол,
законодатель считает, что наличие этих самых свобод соответ
ствует интересам трудящихся и способствует укреплению строя.
Вот статья 125 их и гарантирует. Все, думаю, пятерка... И вдруг
Елена Васильевна говорит: «Неправильно ты, Ковалев, трактуешь статью». И объяснила: свободы, значит, гарантируются законом,
но лишь постольку, поскольку они соответствуют интересам трудя
щихся и способствуют укреплению строя. А если они этим интере
сам противоречат, то, стало быть, Конституция и закон их не гаран
тируют и не защищают.
Мне бы, дураку, не встревать в спор с учительницей и спокойно вернуться на место со своей тройкой или четверкой. Но трактовка
Елены Васильевны показалась мне совершенно дикой и не вяжу
щейся со здравым смыслом. И я пустился защищать свою точку зрения. Между прочим, исчерпав все иные аргументы, я сказал:
«А кто будет определять, например, в случае свободы слова, какая точка зрения — в интересах трудящихся, а какая — нет? Если это поручить органам государственной власти, то есть заинтересо
ванной стороне, то может получиться произвол — а тогда о какой свободе речь? А если отдать решение самим трудящимся, то как же они поймут, что в их интересах, а что — нет, если не услышат спорной точки зрения?» И остался собой очень доволен — учи
тельницу в споре победил. Разумеется, я получил двойку, но это меня не очень огорчило. Да и класс, хотя следил за дискуссией без особого интереса, мне явно сочувствовал (а может, просто радо
вался, что дело идет к звонку с урока).
Политические права
Глава III
150
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:17 Page 150


На следующем уроке учительница опять задала мне тот же во
прос — и, естественно, получила тот же ответ; ведь я же прав, ме
ня же никто не опроверг. И, естественно, опять получил двойку. И
так повелось: на каждом уроке Конституции — тот же вопрос, тот же ответ, тот же результат. Я никак не мог сообразить, что веду се
бя бестактно по отношению к Елене Васильевне; да и вошел в азарт противостояния. А она, как я теперь хорошо понимаю, и не могла публично со мной согласиться по существу. Я весьма смут
но догадывался о том, что наш теоретический спор может иметь вполне определенную, социально и политически опасную подо
плеку...
К счастью, это понял наш директор, очень неглупый и неплохой мужик, Сергей Сергеевич Смирнов (полный тезка известного по
том писателя). Он вызвал меня к себе, и я битый час с жаром дока
зывал ему, почему прав я, а не Елена Васильевна. Директор выслу
шал меня очень внимательно и сказал: «Вот что учти: у взрослых бывают свои трудности. Когда ты подрастешь, ты и сам это пой
мешь. Не будь таким строгим к Елене Васильевне. В конце концов,
ты учишься в седьмом классе, и твое дело — не трактовать Кон
ституцию, а знать ее. Давай договоримся так: я попрошу учитель
ницу, чтобы она погоняла тебя по всему материалу и не спрашива
ла, как ты понимаешь ту или другую статью, а спрашивала бы только, как ты ее знаешь. И если ты будешь хорошо отвечать, то исправишь свои двойки».
Так и получилось. Материал как таковой я знал превосходно, по
лучил ряд пятерок за пересказ и избежал двойки за полугодие. Че
го я на самом деле благодаря директору, возможно, избежал, я по
нял только много позже...
Ответьте на вопросы:
• Как вы думаете, может ли ученик высказывать свою точку зрения по изучаемому материалу?
• Может ли учитель выставлять неудовлетворительную отметку, если мнение ученика противоречит мнению учителя? Как вы думаете,
что важнее — знания о чемлибо или возможность эти знания ин
терпретировать и иметь собственное мнение о предмете?
2. Приходилось ли вам участвовать в митингах или демонстрациях?
Что требовали люди? Как вы думаете, какие цели преследовали ор
ганизаторы? Можно ли митинги и демонстрации считать эффек
тивным способом защиты прав и законных интересов?
3. Прочитайте отрывок из книги Н. Носова «Незнайка на Луне». Мо
жет ли государство наказывать граждан, лишать их свободы, огра
Свобода выражения мнения
§ 21
151
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:17 Page 151

ничивать в правах, если мнение человека расходится с официаль
ной точкой зрения?
Выступивший в конце конференции доктор физических наук про
фессор Бета сказал в своем заключительном слове:
— Дорогие друзья! Все нами услышанное свидетельствует о том, что пришельцы с нашей соседней планеты, по всей видимо
сти, владеют тайной невесомости. Как вы сами могли убедиться,
это страшная сила. Полицейские, попадающие в состояние неве
сомости, становятся совершенно беспомощными. Они абсолютно не владеют своими членами, и им остается только носиться без толку по воле ветра. Применяя огнестрельное оружие, они могут нанести вред лишь самим себе. Наконецто, дорогие друзья, мы с вами получили возможность вздохнуть свободно. Отныне поли
цейские уже не смогут угрожать нам; они не смогут ни вешать нас,
ни стрелять, ни сажать нас в тюрьму...
В это время послышалось резкое:
— Фить! фить!
Этот звук издал присутствовавший на конференции старший полицейский инспектор Злигль. Вскочив со своего места, он властно кивнул пальцем двум дежурившим у дверей полицейским.
Поняв, что от них требовалось, полицейские без лишних слов мет
нулись к профессору, скрутили ему за спиной руки и поволокли прочь. Когда все было кончено, инспектор Злигль подошел к ми
крофону и сказал, обращаясь к зрителям:
— Уважаемые телезрители! Дамы и господа! Прошу без паники!
Ничего страшного не произошло. Доктор физических наук про
фессор Бета арестован за распространение вредных мыслей и не
уважение к полиции. Теперь он попадет в каталажку и получит воз
можность вздыхать там свободно, сколько ему потребуется. Пусть это послужит для всех вас хорошим уроком. А теперь молчать, и никаких разговоров! Благодарю за внимание…
Темы для рефератов и сообщений
1. Свобода слова в нашей стране: история и современность.
2. Инакомыслие и борьба с инакомыслящими в тоталитарном госу
дарстве.
3. Свобода выражения мнения и демократия.
4. Границы свободы собраний, митингов и шествий.
5. Реализация свободы мнений учащимися.
6. Свобода митингов и защита прав человека.
Политические права
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   22

Глава III
152
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:17 Page 152

Словарь понятий
Общественное мнение — состояние массового сознания, заклю
чающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным со
бытиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей. Находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др., регулируя пове
дение индивидов, социальных групп и институтов и утверждая опре
деленные нормы общественных отношений.
Диссидент — инакомыслящий человек, не согласный с господству
ющей идеологией
Свобода выражения мнения
§ 21
153
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:17 Page 153

§ 22.
Право на информацию
В порядке обсуждения…
1. Свобода слова и информации гарантируются международными до
говорами и национальным законодательством. Проанализируйте представленные документы. Соответствует ли Конституция России международным договорам?
Всеобщая декларация прав человека (извлечение)
Статья 19.
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на сво
бодное выражение их; это право включает свободу беспрепят
ственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, полу
чать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Международный пакт о гражданских
и политических правах (извлечение)
Статья 19
1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придержи
ваться своих мнений.
2. Каждый человек имеет право на свободное выражение свое
го мнения; это право включает свободу искать, получать и распро
странять всякого рода информацию и идеи, независимо от госу
дарственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору.
3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность.
Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограни
чениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: a) для уважения прав и репутации других лиц, b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
HUMAN_3_4_Glava_Final.qxd 13.12.2006 18:17 Page 154