Файл: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Ооо тид Русское слово рс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
товарищество собственников жилья, где новые русские в состоянии договориться со старыми интеллигентными старушками об установ
ке домофона, — это зародыш национальной демократии. Я утвер
ждаю, что кредитный союз, где потребители в состоянии догово
риться с малым бизнесом об условиях кредитования и о ставке, —
это зародыш национальной демократии. Потому что там, где есть способность разных сил прийти к договору о коллективных действи
ях, решается основная задача демократии. В этом, мне кажется, со
стоит, если хотите, первый закон гражданской политики.
Демократия рождается там, где есть самоорганизация разного. И пер
вый шаг к демократии — это даже не выборность, хотя я очень сильно сомневаюсь, что люди в гаражном кооперативе согласятся, чтобы ру
ководство им назначал мэр. И всетаки дело не в выборности. В России умеют выбирать царей. Но они от этого не перестают быть царями.
Первый шаг к демократии — это отношение к власти как к сервису.
Потому что царь, который оказывает массу мелких услуг, — это уже не царь. Если к власти относятся как к ремонтной конторе, к туристи
ческому агентству, к транспортной организации... Вот здесь, от этих первых форм самоорганизации разных сил, делается шаг к разви
тию серьезных институтов демократии.
2. Найдите в СМИ, в том числе в сети Интернет, факты, свидетель$
ствующие о том, что принцип верховенства права прокладывает се$
бе дорогу в России, а также факты, свидетельствующие о сложно$
сти этого процесса.
3. Проанализируйте Конституцию РФ 1993 года: найдите положения,
закрепляющие в Основном законе страны принципы правового го$
сударства.
4. Прочитайте выдержку из «Исторических писем» П.Л. Лаврова.
Если личность, говорящая о своей любви к прогрессу, не хочет кри
тически пораздумать об условиях его осуществления, то она, в сущ
ности, прогресса никогда не желала, да и не была даже никогда в со
стоянии искренно желать его. Если личность, сознающая условия прогресса, ждет сложа руки, чтобы он осуществился сам собою, без всяких усилий со стороны, то она есть худший враг прогресса, самое гадкое препятствие на пути к нему…
Ни литература, ни искусство, ни наука не спасают от безнравствен
ного индифферентизма. Они не заключают и не обусловливают сами по себе прогресса. Они доставляют лишь для него орудия. Они нако
пляют для него силы. Но лишь тот литератор, художник или ученый действительно служит прогрессу, который сделал все, что мог, для приложения сил, им приобретенных, к распространению и укрепле
нию цивилизации своего времени; кто боролся со злом, воплощал
Гражданское общество, правовое государство и права человека
§ 8
57
1-65.qxd 13.12.2006 18:32 Page 57

свои художественные идеалы, научные истины, философские идеи,
публицистические стремления в произведения, жившие полной жизнью его времени, и в действия, строго соответственные количе
ству его сил…
• Можно ли говорить о том, что автор связывает прогресс с развити$
ем гражданского общества? Поясните вашу точку зрения, обоснуй$
те ее примерами из текста.
• Как вы понимаете термин автора «безнравственный индифферен$
тизм»? Какое он может иметь отношение к идее гражданского об$
щества?
• Что может сделать человек, чтобы общество развивалось по пути прогресса?
5. Какие вам известны институты гражданского общества, действую$
щие в городе (селе), где вы живете? Что вы знаете о деятельности этих институтов? Подготовьте сообщение об одной из обществен$
ных организаций вашего города (села), для этого договоритесь о встрече с руководителем организации, посетите офис, проведите интервьюирование членов организации, проанализируйте сообще$
ния в СМИ о деятельности этой организации.
Темы для рефератов и сообщений
1. Существует ли в России гражданское общество?
2. Проблемы формирования правового государства в России.
Словарь понятий
Правовое государство — система государственновластных отно
шений, которая обеспечивает верховенство права во всех сферах об
щественной жизни, равенство прав и свобод личности, постоянный контроль народа за деятельностью государственных органов и ре
альную ответственность государства перед личностью и обществом.
Гражданское общество (в содержательном смысле) — совокуп
ность межличностных отношений и социальных институтов (семья,
образование, экономика, культура, религия и т.п.), развивающихся без вмешательства государства.
Гражданское общество (в ценностном смысле) — общество свобод
ных суверенных личностей, наделенных самыми широкими граждан
скими, политическими, социальноэкономическими и культурными правами, активно участвующих в управлении государством, беспре
пятственно удовлетворяющих свои разнообразные потребности.
Государство и права человека
Глава I
58
1-65.qxd 13.12.2006 18:32 Page 58

§ 9.
Права и обязанности
В порядке обсуждения...
1. Познакомьтесь с ситуациями и ответьте на вопросы.
Петя и Вася — учащиеся 11 класса. Однажды им очень захотелось шоколада, а денег не было. Поэтому они решили стащить по шоко
ладке из супермаркета, но были пойманы с поличным охранником магазина. Пете удалось убежать, а Васе — нет. Охранник потребо
вал, чтобы Вася назвал себя и своего товарища и дал телефоны родителей. Мальчик отказался. Тогда охранник стал привязывать
Васю к батарее в служебном помещении, ворча: «Некогда мне с тобой цацкаться, скажешь — отпущу». Вася закричал: «Не имее
те права!» — «Какие тебе права?! — раздраженно ответил охран
ник. — Об обязанностях своих забыл?!»
Считаете ли вы, что Вася не выполнил какие$либо свои обязанности?
Имел ли право охранник привязывать Васю к батарее?
Связаны ли права, о которых заявляет Вася, с обязанностями, о ко$
торых говорит охранник?
На уроке алгебры учительница перехватила записку, в которой де
вочка назначила свидание своему однокласснику, и прочитала ее,
несмотря на то что девочка в отчаянии заявила: «Вы не имеете права!» — «Права качать научились, почему же об обязанности со
блюдать дисциплину во время урока забыли?!» — ответила учительница.
Считаете ли вы, что учащиеся обязаны соблюдать дисциплину во время урока?
Имела ли право учительница зачитывать записку вслух (таким спо$
собом она стремилась отбить охоту писать записки на уроках, т.е.
укрепить дисциплину)?
Связано ли право на тайну переписки с обязанностью соблюдать дисциплину на уроке?
2. Прочтите фрагмент закона и ответьте на вопросы.
1-65.qxd 13.12.2006 18:32 Page 59


Закон РФ «Об образовании»
Статья 19, п. 7
«По решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается ис
ключение из данного образовательного учреждения обучающихся,
достигших возраста пятнадцати лет».
Связано ли право на обучение в образовательном учреждении с обязанностью соблюдать его устав?
Утрачивает ли учащийся, исключенный из образовательного уч$
реждения на основании Закона РФ «Об образовании», право на об$
разование?
Государство не «дарует» человеку его права. Оно лишь закрепляет права в конституции и законах. Причем это касается только тех прав,
для осуществления которых сформировались социально$экономиче$
ские и политические условия. Мы уже упоминали о том, что закреплен$
ные в законах права часто называют
позитивными.
Обязанности — это меры общественно необходимого поведения чело$
века. Обязанности также можно подразделить на естественные и пози$
тивные.
Естественные обязанности соответствуют основным естествен$
ным правам человека (право на жизнь — обязанность «не убей», право собственности — обязанность «не укради»). Заметим, что пока эти обя$
занности не закреплены в законе, т.е. не стали позитивными, можно го$
ворить только о моральном характере востребования их выполнения.
Естественные обязанности
отражаются в международных и нацио$
нальных нормативных актах, касающихся прав человека.
Позитивные
обязанности конкретизируются и закрепляются в конституциях и дей$
ствующем законодательстве государств по мере развития общества.
Обязанности имеют различную природу. Это зависит от характера прав, от того, о каких именно правах идет речь: права человека, консти$
туционные права, права в рамках каких$либо законов, права отдельных социальных групп (шахтеров, пенсионеров, потребителей, пешеходов и т.п.), моральные права и т.д. Каждой группе прав соответствуют свои обя$
занности: гражданским (личным) правам — гражданские обязанности,
правам пешеходов — обязанности пешеходов и т.д. Поэтому принципи$
С разными группами прав
связаны разные обязанности
Государство и права человека
Глава I
60
1-65.qxd 13.12.2006 18:32 Page 60
ально неверен распространенный подход,
связывающий права и обязанности вообще.
Всегда следует помнить, о каких правах мы говорим, и связывать эти права с опреде$
ленными обязанностями: если мы говорим о конституционных правах — значит, свя$
зываем их с конституционными обязанно$
стями, если о корпоративных правах члена клуба любителей бабочек — с корпоратив$
ными обязанностями членов клуба и т.д.
Такой принцип заложен в основу мно$
гих документов, посвященных правам че$
ловека. Например, Всеобщая декларация прав человека провозглашает обязанности каждого уважать права и свободы других,
удовлетворять справедливые требования морали и порядка. Заметим,
что эти обязанности носят моральный характер.
Конституция РФ устанавливает обязанность каждого платить устано$
вленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую сре$
ду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В то же время в Конституции РФ есть часть пози$
тивных обязанностей, прямо обращенных к гражданам России.
Ст. 6 предусматривает равенство обязанностей для всех граждан.
В п. 3 ст. 17 фактически закреплена обязанность граждан не нарушать права и свободы других лиц; в ст. 59 — обязанность и долг граждан за$
щищать Отечество и нести военную службу.
Кроме названных обязанностей, вытекающих из принадлежности лица к гражданству Российского государства, все отрасли права закре$
пляют круг обязанностей, соответствующих другим видам правового статуса личности. Это обязанности работника и работодателя, служаще$
го государственного или муниципального органа, учащегося, обвиняе$
мого, свидетеля и т. п.
Позитивные права и обязанности граждан разных стран могут быть разными, поскольку правовые нормы государств имеют отличия. В то же время права человека универсальны, они действуют в любом госу$
дарстве, независимо от существующих в нем правовых норм.
В современном российском обществе распространены стереотипы тоталитарного мышления, жестко увязывающие пользование правами с исполнением обязанностей. Очень сложно усваивается истина, что да$
леко не всегда неисполнение обязанностей должно вести к поражению
Права и обязанности
§ 9
61
Служба в армии — обязанность гражданина РФ
1-65.qxd 13.12.2006 18:32 Page 61

в правах. В первую очередь это касается прав естественных. Еще раз подчеркнем, что естественный характер происхождения этих прав озна$
чает
невозможность их отчуждения ни при каких обстоятельствах. То есть даже если кто$либо нарушил свою гражданскую обязанность уплачивать налоги или даже единственную общечеловеческую обязанность — не на$
рушать права других людей, он не лишается ни одного из своих есте$
ственных прав. Его в любом случае нельзя пытать, он не лишается пра$
ва на справедливый суд и т.д. Таким образом, следствием невыполнения каких$либо позитивных обязанностей может быть только ограничение соответствующих этим обязанностям позитивных прав, но не прав че$
ловека. К примеру, можно представить, что за грубое нарушение обя$
занностей учащегося какого$либо учебного заведения его учащийся
(в редких случаях) может быть исключен из этого учебного заведения.
Однако он не лишается при этом права на образование вообще.
Отсутствие связи прав человека с соблюдением людьми каких$либо обязанностей легко установить, задавшись элементарным вопросом:
какие обязанности есть у новорожденного ребенка? Он обладает теми же правами человека, что и взрослый (за исключением некоторых поли$
тических прав, которыми он будет обладать, достигнув совершенноле$
тия). Но обязанности у него появляются только по достижении опреде$
ленного возраста.
С правами человека сопрягаются обязанности власти и ее представи$
телей. Ранее мы уже обращали внимание на то, что к правам человека как к особой категории прав относятся только те морально$правовые нормы, которые защищают человеческое достоинство от посягательства органов и представителей власти. В этой системе координат обязанно$
сти возлагаются только на власть, так как права человека не призваны защищать права людей от посягательств других людей, не наделенных властными полномочиями (на этот случай люди наделены целым рядом других прав).
Представители власти имеют склонность обращать внимание людей только на их обязанности, но забывают при этом об обязанностях вла$
сти. Тем не менее каждое право человека связано с конкретной обязан$
ностью власти.
Если человек имеет какое$либо право (речь идет только о правах че$
ловека), власть должна сделать все, что от нее зависит, чтобы человек мог этим правом воспользоваться. Например, если человек имеет право
Права человека — обязанности власти
Государство и права человека
Глава I
62
1-65.qxd 13.12.2006 18:32 Page 62

на справедливое судебное разбирательство, власть обязана его обеспе$
чить (построить здание суда, подготовить судей, разработать процессу$
альные нормы, добиться их выполнения и т.д.). Без этих действий вла$
сти право человека не будет реализовано.
Если человек обладает свободой, обязанность власти — не препят$
ствовать ему. Свои свободы человек реализует без помощи власти. От нее человеку необходимо обеспечение невмешательства кого$либо в ис$
пользование свобод. Например, если N хочет добраться из Магадана до
Парижа, доставить его туда власть не обязана. Но она обязана пресечь попытки других людей, прежде всего официальных лиц, помешать N.
Мы пока не останавливаемся на законных ограничениях прав и сво$
бод; разговор о них впереди.
Практикум для закрепления материала
Проверьте себя
1. Может ли пренебрежение правами человека со стороны Z в отно$
шении Y привести к лишению Z каких$либо прав человека?
2. Если человек имеет право избирать и быть избранным, обязано ли государство что$либо сделать для него?
3. Если человек обладает свободой выражения мнения, обязано ли го$
сударство что$либо сделать для него?
4. Одинаковые ли права человека у граждан различных государств?
Задания для самостоятельной работы
1. Заполните таблицу, добавив любое количество строк.
Права и обязанности
§ 9
63
Я имею право…
Поэтому я обязан (а) …
Поэтому власть обязана
На жизнь
На собственность
На тайну корреспонденции
На образование
На отдых
На чашку кофе по утрам…
1-65.qxd 13.12.2006 18:32 Page 63

2. Приведите примеры высказываний знакомых и незнакомых вам людей (например, журналистов), из которых следует, что права че$
ловека связаны с выполнением каких$либо обязанностей.
3. Познакомьтесь с фрагментом «Всеобщей декларации обязанностей человека», предложенной для принятия ООН Международной ор$
ганизацией Interaction Council, объединяющей бывших ведущих государственных деятелей стран всех континентов (почетный пред$
седатель — Гельмут Шмидт, среди членов — лорд Каллагэн, Джим$
ми Картер, Валери Жискар д’Эстен, Фелипе Гонсалес, Кеннет
Каунда, Киичи Миядзава, Шимон Перес, Жозе Сарней)
1
Всеобщая декларация обязанностей человека
Из преамбулы:
«Мы, народы Земли, подтверждаем тем самым провозглашенные в Декларации прав человека общие обязанности: неукоснительное соблюдение достоинства каждого человека, его неотъемлемых прав на свободы и равенство, а также взаимную солидарность».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22