Файл: Характеристика понятий учение и научение. Виды научения. Принципы эффективного научения. Принципы подкрепления. Сложные формы научения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогические ориентиры: Развитие личности.
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Педагогические ориентиры: Исследовательская культура.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Педагогические ориентиры: Культура общения.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
2. Средняя школа:
Личностные УУД - профориентация, развитие личности (развитие рефлексии, формирование образа Я).
Регулятивные УУД - осознание мотивационно-потребностной сферы собственной деятельности.
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД - Развитие инициативного сотрудничества, умения разрешать конфликты, умения самопрезентации, умения управлять собой и поведением партнера.
3. Старшая школа:
Личностные УУД - формирование профильного самосознания, формирование жизненной перспективы
Регулятивные УУД - способность к планированию и осуществлению самостоятельной деятельности в соответствии с собственными потребностями и мотивами.
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД - Развитие инициативного сотрудничества, умения разрешать конфликты, умения самопрезентации, умения управлять собой и поведением партнера.
14. Соотношение понятий: знание, умение, навык. Анализ и параметры знаний. Процесс усвоения знаний — центральная часть процесса обучения.
ЗУН
Знания
Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области.
Знания – это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром.
Свойства знаний: структурируемостъ, интерпретируемость, связность, активность.
Структурируемость – наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.
Интерпретируемость знаний (интерпретировать – значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием, или семантикой, знаний и способами их использования.
Связность знаний – наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально.
Активность знаний – способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.
Знания:
-
хранятся (запоминаются); -
воспроизводятся; -
проверяются; -
обновляются, в том числе переструктурируются; -
преобразуются; -
интерпретируются.
Умения
Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.
Умения:
-
применяются; -
преобразуются для обеспечения гибкости или приспособления к изменившимся условиям; -
обобщаются; -
пересматриваются.
Навыки
Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.
Усвоение знаний осуществляется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации, которые в своей совокупности представляют полный цикл учебно-познавательной деятельности учащихся.
Восприятие определяется как реакция “схватывания” объекта изучения. Выделяют первичное восприятие, которое ограничивается только уровнем узнавания предмета изучения, и вторичное, оно уже рассматривается как реакция детального видения объекта изучения.
Осмысление знаний происходит в процессе аналитико-синтетической деятельности: анализа, синтеза, обобщений. При этом важно вычленение главного с целью установления существенных признаков изучаемого объекта и установления связей между ними. Важная роль в организации эффективного осмысления учащихся знаний принадлежит учителю.
Запоминание знаний – это их запечатление в памяти. Выделяется запоминание: первичное, текущее и закрепление.
Первичное запоминание имеет важную роль в обучении для безошибочного понимания и применения знаний по предметам. Его ещё называют стойким (сохраняется в памяти длительное время).
Текущее, или непроизвольное запоминание, оно осуществляется как-бы само собой в процессе операций с предметом усвоения.
Закрепление – это произвольное запоминание. Оно формируется в специально организованных педагогом условиях.
15.Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД): характеристика. Методы диагностики коммуникативных УУД.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; -
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; -
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; -
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Методики диагностики:
16. Личностные универсальные учебные действия (УУД): характеристика. Методы диагностики личностных УУД.
-
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: -
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; -
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; -
нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
17. Психологическая готовность : характеристика компонентов. Диагностика психологической готовности к школе.
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются харак¬теристики развития его мышления и речи.
К концу дошкольного возраста центральным показа¬телем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мыш¬ления.
Кроме того, в исследованиях обнаружено, что к стар¬шему дошкольному возрасту дети, пользуясь системой об¬щественно выработанных сенсорных эталонов, овладева¬ют некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Их применение дает возмож¬ность ребенку дифференцированно воспринимать, анали-зировать сложные объекты. Однако эти способности ограничены кругом детских знаний. В пределах знаемого ребенок с успехом устанавливает причинно-следственные связи, что отражается в его речи. Он использует выраже¬ния «если, то», «потому что», «поэтому» и т. п., его бытовые рассуждения вполне логичны. Зачатки логического мышления проявляются и в способности классифициро¬вать предметы и явления в соответствии с общепринятыми понятиями, к концу дошкольного возраста ребенок уже может объединить предметы в «понятийные» груп¬пы: «мебель», «посуда», «одежда» и т.д.