Файл: Характеристика понятий учение и научение. Виды научения. Принципы эффективного научения. Принципы подкрепления. Сложные формы научения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
· человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития;
· образование как культурно-развивающая среда;
· творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно образовательном пространстве.
Е.В. Бондаревской обоснована культурологическая концепция личностно ориентированного образования. Основными положениями этой концепции являются следующие:
· главным принципом реформирования образования в современных условиях становится переход от идеологии к культуре, в том числе — к педагогической;
· образование - это духовный облик человека, который складывается в процессе освоения моральных и духовных ценностей культуры;
· объектом и целью образования является человек культуры;
· необходимо формировать культуросообразное содержание образования и воссоздавать в образовательных структурах культурные образцы и нормы жизни, опережающие современное состояние общества; необходимым условием для этого является интеграция образования в культуру;
· осуществление образования в контексте мировой и национальной культуры предусматривает гуманитаризацию содержания, осуществление гуманистических технологий обучения и воспитания, создания в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации;
· творчество - основа развития культуры, поэтому основным принципом образования в контексте культуры является принцип креативности, предполагающий создание атмосферы сотрудничества и сотворчества;
· образование должно наполняться культурными, то есть человеческими смыслами;
· культурологический подход является основным методом проектирования личностно ориентированного образования, компонентами которого выступают: отношение к ребенку как субъекту, способному к культурному саморазвитию; отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному оказать ребенку поддержку в самоопределении и развитии; отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников; отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образцы жизни, осуществляется воспитание человека культуры.
В свете культурологического подхода центром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к личностной самодетерминации в общении и сотрудничестве с другими людьми и культурой.
Таким образом, образование как часть культуры, с одной стороны, питается ею, а с другой стороны - влияет на ее сохранение и развитие через человека. При этом образование выполняет следующие культурные функции:
· гуманитарную (сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовности, нравственности);
· культуросозидательную (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования);
социологизаторскую (усвоение и воспроизводство социального опыта). Проведенный анализ позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Культура и образование взаимообусловлены. Культура определяет цели, задачи и содержание образования. В то же время образование, как часть культуры, способствует сохранению и развитию культуры. Связующим звеном между культурой и образованием выступает человек, который одновременно является и субъектом определенной культуры, и субъектом соответствующего образования. Графически эту взаимосвязь можно представить следующим образом:
2. Культура и образование связаны между собой:
· общим объектом - человек культуры и образования;
· общечеловеческими ценностями: культура, образование, человек и др.;
· творческим характером культурно-образовательной деятельности (неслучайно, К.Д. Ушинский педагогическую практику называл искусством);
· общими функциями - развитие, обучение и воспитание человека.
Образование должно осуществляться в контексте определенного типа культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирована не на знания, а на усвоение элементов культуры.
Учитель должен являться носителем передовой культуры, он сам является ценностью и производит новые ценности - учеников - и тем самым идентифицирует себя с культурой.
Педагогическая деятельность - это прежде всего диалог между культурами, обмен культурными ценностями (а не просто передача знаний, умений и навыков).
Всякая история есть история культуры и образования. Поэтому чтобы определять стратегические цели и задачи образования, нужно изучать историю развития культуры и образования.
21. Способы получения образования в мировой и отечественной практики
В своем первоначальном виде образование означало передачу важнейших, жизненно необходимых сведений и трудовых навыков посредством обучения и воспитания – древнейших видов культурной деятельности человека. Постепенно оно стало самостоятельной функцией общества. Образование поэтому и выступает в качестве способа вхождения человека в мир культуры.
Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.
Основные функции образования.
1. оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры.
2. среда общения.
3. средство развития и становления человека как личности и профессионала.
4. способ социализации личности, процесс ее самоутверждения.
5. это средство обеспечения преемственности поколений.
6. это фактор социального прогресса.
7. это ускоритель культурных перемен и преобразований.
В целом все эти функции можно свести к двум: воспроизводство всего общественного опыта, культуры новыми поколениями и развитие личности человека, и общества в целом.
Основные модели образования:
1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. Здесь система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким определением целей, содержанием образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин. При этом учебные заведения подчиняются и контролируются специальными органами.
2. Модель развивающего образования. Эта модель предполагает организацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разного типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах.
3. Традиционная модель образования. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению культурное наследие человеческой цивилизации. Прежде всего под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка.
4. Рационалистическая модель образования предполагает такую организацию, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках этой модели обеспечивается передача – усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. В рационалистической модели отсутствует творчество, самостоятельность, индивидуальность. Идеалом становится точное следование предписанному шаблону.
5. Феноменологическая модель образования предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нем уже заложено природой
6. Неинституционная модель образования ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в части школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Интернета, в условиях «открытых школ», дистанционное обучение и др.
Элементы образования: цели образования; содержание образования; средства и способы получения образования; формы организации образовательного процесса; субъекты и объекты образовательного процесса; образовательная среда; результат образования.
Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели. Образовательныецели – это ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, с помощью сложившейся системы образования в настоящее время и в ближайшем будущем.
Содержание образования на основе анализа человеческой культуры можно понимать как совокупность: системы знаний о природе, обществе, человеке; опыта осуществления различных способов деятельности; опыта творческой деятельности по решению новых проблем; опыта ценностного отношения к миру.
К способам получения образования в мировой и отечественной практике относятся:
n дневная и вечерняя форма обучения, которая предусматривает успешное обучение в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов;
n экстернат. Предполагает самостоятельное обучение на дому или с помощью педагогов и сдача экзаменов при конкретном учебном заведении.
n дистантное или дистанционное (от англ. distanse – расстояние) обучение осуществляется с помощью обучающих программ на компьютере.
n заочная форма обучения с помощью переписки, отдельных консультаций у преподавателей.
Формы организации образовательного процесса:
- урок (35 или 45 мин) – основная форма обучения в школе;
- лекция (90 или 120 мин, с перерывом или без) – основная форма обучения в вузе;
- семинар – практическое занятие всей учебной группы;
- лабораторный практикум – практическое занятие с применением техники и специальной аппаратуры, проведением эксперимента;
- учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку;
- групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся;
Современная система образования – открытая, непрерывно развивающаяся система, для которой характерны ряд тенденций: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.
Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.
Гуманитаризация – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа; свободное общаение с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошее знание родного языка, истории и культуры; свободное владение иностранными языками; экономическую и юридическую грамотность человека.
Дифференциация – может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку обучаемых по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для обучаемых с задержками или отклонении в развитии; составление индивидуальных планов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.