Файл: Теологическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Теории возникновения и развития государства; (Зотова Ирина)

  • теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

  • патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

  • договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

  • психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

  • теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

  • материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

  • патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;

  • органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

  • ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.


  1. Возникновение Древнерусского государства; (Чистова Наталья) 

Северная территория расселения славян была обязана платить дань варягам, южная – хазарам. В 859 году славяне освободили себя от гнета варяг. Но из-за того, что они не могли решить, кто ими будет управлять, у славян началась междоусобица. Чтобы разрешить ситуацию, они пригласили варяг, чтобы те княжили ими. Как гласит «Повесть временных лет» славяне обратились к варягам с просьбой: “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами”. На русскую землю пришли княжить три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик обосновался в Новгороде, а остальные в других частях русской земли. Это было в 862 году, который и считается годом основания Древнерусского государства.

Существует норманнская теория возникновения Руси, согласно которой главную роль в образовании государства играли не славяне, а варяги. Несостоятельность этой теории доказывается доказана следующим фактом: до 862 года у славян развивались отношения, которые вели их к образованию государства.

 1. У славян была дружина, которая защищала их. Наличие армии – один из признаков государства.

2. Славянские племена соединялись в суперсоюзы, что тоже говорит об их способности самостоятельно создать государство.

3. Экономика славян была достаточно развита для тех времен. Они торговали между собой и с другими государствами, у них было разделение труда (крестьяне, ремесленники, воины).

Так что нельзя сказать, что образование Руси – дело рук иностранцев, это дело всего народа. Но всё же эта теория существует и до сих пор в умах европейцев. Из этой теории иностранцы делают вывод, что русские – народ изначально отсталый. Но, как ученые уже доказали, это не так: русские способны на создание государства, а то, что они призвали править ими варяг говорит только о происхождении русских князей. Предпосылками образования Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей – дружина. Уже в 9 веке, укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе. Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в городе Новгороде). В середине 9 века этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879 гг.). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862-й. Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912 гг.), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 году обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 году Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности, и вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 годах.

Олег умер в 912 году, и его преемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 году он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда, в 945 году в союзе с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 году при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 году она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) – самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 году он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 веке обе эти группы объединились в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

  1. Формирование государственной системы Киевской Руси (IX—X вв.);(Субботина Виктория)

На ранних этапах становления Древнерусского государства форма общественных отношений была представлена военной демократией, которая, включала участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении жизненно важных вопросов, всеобщее вооружение населения (народное ополчение), а также народным вече как высшим органом власти.

К IX—X вв. сформировалась государственная и хозяйственная система Древнерусского государства переходного типа, феодального в своей основе. Складывались новые экономические отношения — феодальная земельная собственность, подчинение мелких производителей господствующим классам, углубление классовой дифференциации и т.д. Господствующее, эксплуатирующее военно-руководящее меньшинство поначалу представляла старая родоплеменная аристократия — вожди, жрецы, старейшины и др. Другую, большую часть населения составляли крестьяне-общинники, постепенно попадающие к ним в зависимость с помощью внеэкономических (захват, насилие) и экономических (кабала, долг) мер. Захваченные в плен обращались в рабов (холопов) и использовались на вспомогательных работах. 

Основную ячейку общественного устройства Руси составляла соседская, территориальная община — орган местного крестьянского самоуправления — «мир» или «вервь» (от слова «вервие» — веревка, которой измеряли участок земли). Земельная община удерживалась на Руси значительно дольше, чем на Западе. И хотя в итоге она не предотвратила формирования зависимых отношений классового общества, но сумела избавить от массового рабства, по-своему способствовала переходу восточных славян от первобытного строя к феодальному, минуя рабовладельческий, к тому же на Западе уже изжитый. Да и сама классовая структура и аппарат классового угнетения создавались в Древнерусском государстве на основе не рабовладельческой, а других переходных форм — дань, плен, ограбление и пр.

Община на Руси представляла собой замкнутую социальную систему, призванную организовать все виды жизнедеятельности человека — трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником земли и угодий, а внутреннюю жизнь организовывала на принципах прямой демократии — выборности, коллективном принятии решений и пр. Она перераспределяла земельные наделы, решала налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, судебные споры, расследовала преступления и осуществляла наказание за них.

Государственное устройство. Фактически государственное устройство держалось на договоре между князем и народным собранием, вечевым сходом — вече, выросшим из традиций племенных сходов. В Лаврентьевской летописи подчеркивалась изначальность обычая сходиться на вече у смолян, киевлян, полонян и др. Постепенно оно приобретало все более формализованные черты: заранее подготовленная «повестка дня», предварительный подбор кандидатов на выборные должности, организационные начала в руках старейшин («старцев градских») и пр. На вече обсуждались такие вопросы, как война и мир, оборона, кандидатуры князей и посадников, земельные и финансовые ресурсы волости, санкционировались денежные сборы, смещались представители администрации и т.д. В Новгородской и Псковской республиках народное собрание обладало высшей законодательной и судебной властью. Здесь в распоряжении вече находились финансы и земельный фонд. Обязательные атрибуты были представлены вечевым колоколом, сзывавшим на народное собрание, и специальным возвышением над площадью — трибуной (степенью). Собиралось вече на специально отведенных местах: в Киеве — у Софийского собора, в Пскове — у Троицкой церкви. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Исполнительные функции возлагались на совет, куда входили «лучшие люди» (городской патриархат, старейшины). Однако уже в XI в. роль вече как практического демократического института начинает несколько ослабевать, сохраняя свою силу лишь в «старших» городах — Новгороде, Пскове, Киеве и некоторых других.

  1. Государственный строй в Древнерусском государстве (XI—XII вв.);(Субботина Виктория)                                                 

Формирование структуры государственного управления политическая и социально-экономическая эволюция Киевской Руси постепенно закладывала основы социальной структуры и государственного управления, во многом напоминавшие западные институты вассалитета и включавшие понятие свободы, предоставление вассалам автономии. Так, вассал был обязан оказывать содействие своему сеньору, участвовать в военных походах, платить дань. В свою очередь сеньор обеспечивал своих вассалов землей и защищал от любых посягательств.

Сложившийся государственный строй в Древнерусском государстве представлял собой раннефеодальную монархию; это была своеобразная федерация княжеств, во главе которой стоял великий князь киевский, сначала носивший восточный титул — каган, а с XI в. — великий князь. Местные князья, возглавлявшие племенные союзы, участвовали во внешнеэкономических акциях великого князя.

Принцип передачи власти Киевская Русь управлялась вначале выборным, а позднее наследственным князем. Сыновья князя размещались в качестве наместников в главных городах и платили отцу дань. Со смертью отца земли разделялись между сыновьями. Пона- чалу в Киевском государстве руководствовались родовым принципом наследования, но потом не от отца к сыну, а от бывшего правителя к самому старшему в роду. Потом опять от отца к сыну из-за путаницы и вражды внутри семьи.

Ярослав 1 Мудрый смог завладеть всей территорией умерших братьев только после смерти Мстислава Тмутараканского, известного под названием Удалого (вся русская земля под его властью, кроме полоцкого княжества). Одержал окончательную победу над печенегами, последний морской поход на Византию, построил города Юрьев и Ярославль, соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде , основал училище в Новгороде, издал первый закон “Русская правда”. После его смерти в Руси стала развиваться удельная система. 

Княжеская власть в то же время пространственная и геополитическая ситуация требовала сильной княжеской власти. Великому князю принадлежала верховная законодательная власть. В руках великого князя, являвшегося главой администрации, сосредотачивалась и исполнительная власть, выполнялись также и судебные функции. Многие крупные законы были изданы великими князьями и носили их имена.

В Киевской Руси активно развивалось городское хозяйств, численность городов была свыше 3000. Привилегированной группой считались купцы, иностранные (тогти) торговцы. Таким образом, в Древней Руси уже тогда складывались сословия, скрепленные единством трудовой деятельности, социально- производственных интересов и правового статуса.

Аппарат управления. В процессе развития феодализма Киевской Руси был аппарат собиравший пошлину, контролировали судопроизводством, княжеским дворцовым хозяйством и пр. Вначале имела место численная, десятичная система управления, возникшая в военной организации, пока еще не отделявшая центральное управление от местного. Именно начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие стали теперь возглавлять соответствующие звенья государства.Позднее десятичная система переросла в дворцово-вотчинную, соединив управление великокняжеским дворцом с государственным управлением.

изменения, происходившие в составе и структуре дружины XI—XII вв. В ходе участившихся в этот период междоусобиц нередко погибали дружинники, наиболее преданные князю. К тому же старшие дружинники постепенно начали обзаводиться землей, собственным хозяйством и порою ослабляли связи с княжеским двором. Между тем младшая дружина оставалась при князе. Ее отдельные предста- вители при поддержке князя зачастую получали определенные преимущества перед старшими дружинниками. В свою очередь, многие дружинники становились слугами при дворе и в княжеском хозяйстве (тиуны), писцами, занимались сбором налогов и пр. В итоге, к концу XII в. дружинную организацию на северо-востоке Руси сменил государев двор со штатом военных слуг — будущее дворянство.

Влиятельную группу крупных феодалов составляли бояре. Большинство историков разделяют бояр X—XI вв. на княжеских и земских. Они представляли высший слой общества и были обязаны служить в войске князя, оставаясь полными хозяевами на своей земле. Великий князь в своей деятельности опирался на совет старейшин и дружину. В состав совета (Боярской думы) в IX—XII вв. входили дружинники, местная знать, представители городов, иногда духовенство. 

Формированию государственности в Киевской Руси сопутствовало становление и развитие законодательной системы. Исходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, пришедшие из первобытнообщинного строя. Среди ранних известных памятников русского права — Закон русский (видимо, свод устных норм обычного права), договоры Руси с Византией 911, 944, 971 гг., относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву главным образом в дружинно-купеческой среде; церковные уставы X—XI вв., содержащие нормы брачно-семейных отношений, определения преступлений против нравственности и церкви и пр.

Владимир II Мономах. Он заботился о сохранении мира среди удельных князей, о водворении правильного суда и порядка среди своего народа; установил виры, т.е. штрафы по уголовным делам в пользу обиженных, определил размер процентов при займах и дополнил «Русскую Правду» новыми постановлениями. Усобицы прекратились в  1097 г. по его наказу после смерти, но после они возобновились из-за введения новых правил организации власти. Им был введен Устав о закупах, регламентировавший кабально-долговые и заемные отношения, отчасти ограждавший личные и имущественные интересы закупов, несколько снизил проценты, взимаемые ростовщиками с бедных горожан и пр.

В основу эволюции Русской Правды легло постепенное расширение правовых норм от княжеского (доминиального) закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступления против личности. Закон предусматривал неравноправие людей, относящихся к разным социальным группам.

Мстислав I Владимирович (1125—1132) был последним князем единой Руси, с его смертью Русская земля окончательно распалась, начался длительный период феодальной раздробленности.  Он завладел Полоцким княжеством и отдал его своему сыну Изяславу, а полоцких князей изгнал в Грецию. 

В Правде Ярославичей нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных. Управлял вотчиной огнищанин (княжеский дворецкий). Княжий подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, применялся труд ремесленников. Есть упоминание и о торге (рынке), и о купеческой торговле. 

  1. Княжеская власть (XI—XII вв.);

Формирование структуры государственного управления политическая и социально-экономическая эволюция Киевской Руси постепенно закладывала основы социальной структуры и государственного управления, во многом напоминавшие западные институты вассалитета и включавшие понятие свободы, предоставление вассалам автономии. Так, вассал был обязан оказывать содействие своему сеньору, участвовать в военных походах, платить дань. В свою очередь сеньор обеспечивал своих вассалов землей и защищал от любых посягательств.

Сложившийся государственный строй в Древнерусском государстве представлял собой раннефеодальную монархию; это была своеобразная федерация княжеств, во главе которой стоял великий князь киевский, сначала носивший восточный титул — каган, а с XI в. — великий князь. Местные князья, возглавлявшие племенные союзы, участвовали во внешнеэкономических акциях великого князя.

Принцип передачи власти Киевская Русь управлялась вначале выборным, а позднее наследственным князем. Сыновья князя размещались в качестве наместников в главных городах и платили отцу дань. Со смертью отца земли разделялись между сыновьями. Пона- чалу в Киевском государстве руководствовались родовым принципом наследования, но потом не от отца к сыну, а от бывшего правителя к самому старшему в роду. Потом опять от отца к сыну из-за путаницы и вражды внутри семьи.

Ярослав 1 Мудрый смог завладеть всей территорией умерших братьев только после смерти Мстислава Тмутараканского, известного под названием Удалого (вся русская земля под его властью, кроме полоцкого княжества). Одержал окончательную победу над печенегами, последний морской поход на Византию, построил города Юрьев и Ярославль, соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде , основал училище в Новгороде, издал первый закон “Русская правда”. После его смерти в Руси стала развиваться удельная система.

Княжеская власть в то же время пространственная и геополитическая ситуация требовала сильной княжеской власти. Великому князю принадлежала верховная законодательная власть. В руках великого князя, являвшегося главой администрации, сосредотачивалась и исполнительная власть, выполнялись также и судебные функции. Многие крупные законы были изданы великими князьями и носили их имена.

В Киевской Руси активно развивалось городское хозяйств, численность городов была свыше 3000. Привилегированной группой считались купцы, иностранные (тогти) торговцы. Таким образом, в Древней Руси уже тогда складывались сословия, скрепленные единством трудовой деятельности, социально- производственных интересов и правового статуса.

Аппарат управления. В процессе развития феодализма Киевской Руси был аппарат собиравший пошлину, контролировали судопроизводством, княжеским дворцовым хозяйством и пр. Вначале имела место численная, десятичная система управления, возникшая в военной организации, пока еще не отделявшая центральное управление от местного. Именно начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие стали теперь возглавлять соответствующие звенья государства.Позднее десятичная система переросла в дворцово-вотчинную, соединив управление великокняжеским дворцом с государственным управлением.

изменения, происходившие в составе и структуре дружины XI—XII вв. В ходе участившихся в этот период междоусобиц нередко погибали дружинники, наиболее преданные князю. К тому же старшие дружинники постепенно начали обзаводиться землей, собственным хозяйством и порою ослабляли связи с княжеским двором. Между тем младшая дружина оставалась при князе. Ее отдельные предста- вители при поддержке князя зачастую получали определенные преимущества перед старшими дружинниками. В свою очередь, многие дружинники становились слугами при дворе и в княжеском хозяйстве (тиуны), писцами, занимались сбором налогов и пр. В итоге, к концу XII в. дружинную организацию на северо-востоке Руси сменил государев двор со штатом военных слуг — будущее дворянство.

Влиятельную группу крупных феодалов составляли бояре. Большинство историков разделяют бояр X—XI вв. на княжеских и земских. Они представляли высший слой общества и были обязаны служить в войске князя, оставаясь полными хозяевами на своей земле. Великий князь в своей деятельности опирался на совет старейшин и дружину. В состав совета (Боярской думы) в IX—XII вв. входили дружинники, местная знать, представители городов, иногда духовенство.

Формированию государственности в Киевской Руси сопутствовало становление и развитие законодательной системы. Исходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, пришедшие из первобытнообщинного строя. Среди ранних известных памятников русского права — Закон русский (видимо, свод устных норм обычного права), договоры Руси с Византией 911, 944, 971 гг., относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву главным образом в дружинно-купеческой среде; церковные уставы X—XI вв., содержащие нормы брачно-семейных отношений, определения преступлений против нравственности и церкви и пр.

Владимир II Мономах. Он заботился о сохранении мира среди удельных князей, о водворении правильного суда и порядка среди своего народа; установил виры, т.е. штрафы по уголовным делам в пользу обиженных, определил размер процентов при займах и дополнил «Русскую Правду» новыми постановлениями. Усобицы прекратились в  1097 г. по его наказу после смерти, но после они возобновились из-за введения новых правил организации власти. Им был введен Устав о закупах, регламентировавший кабально-долговые и заемные отношения, отчасти ограждавший личные и имущественные интересы закупов, несколько снизил проценты, взимаемые ростовщиками с бедных горожан и пр.

В основу эволюции Русской Правды легло постепенное расширение правовых норм от княжеского (доминиального) закона к среде дружины, определения штрафов за различные преступления против личности. Закон предусматривал неравноправие людей, относящихся к разным социальным группам.

Мстислав I Владимирович (1125—1132) был последним князем единой Руси, с его смертью Русская земля окончательно распалась, начался длительный период феодальной раздробленности.  Он завладел Полоцким княжеством и отдал его своему сыну Изяславу, а полоцких князей изгнал в Грецию.

В Правде Ярославичей нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных. Управлял вотчиной огнищанин (княжеский дворецкий). Княжий подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, применялся труд ремесленников. Есть упоминание и о торге (рынке), и о купеческой торговле.

  1. Бояре и Боярская дума (XI—XII вв.);(Чистова Наталья) 

Влиятельную группу крупных феодалов составляли бояре (от древнерус. боляр — боец, дружинник). Большинство историков разделяют бояр X—XI вв. на княжеских (княжих мужей) и земских (старцев градских, потомков родоплеменной знати). Они представляли высший слой общества и были обязаны служить в войске князя, оставаясь полными хозяевами на своей земле.

Великий князь в своей деятельности опирался на совет старейшин и дружину. В состав совета (Боярской думы) в IX—XII вв. входили дружинники, местная знать, представители городов, иногда духовенство. И хотя Дума как совещательный орган не имела постоянного состава, юридически не была оформлена и созывалась по мере надобности, ее влияние на политику князя было весьма ощутимым. Она принимала участие в решении важнейших государственных вопросов: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Совет символизировал права и автономию вассалов и обладал правом вето. Младшая дружина, включавшая, как было отмечено выше, боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в совет князя не входила. Но в разрешении важных вопросов тактического характера князь обычно советовался с дружиной в целом. 

На местах управление находилось в руках местных князей, в городах — посадника (представителя княжеской администрации), биричей (представителей низшего звена княжеской администрации, объявлявших княжеские указы, собиравших подати, вызывавших ответчиков в суд и пр.), а в сельской местности — волостеля. За свою работу они получали «корм». Так складывалась система «кормления» — сборов с местного населения.

Хотя судебные органы пока еще не сложились, их функции осуществлял либо сам князь или представитель администрации, либо специальное должностное лицо — вирник и многочисленные его помощники, проводившие сбор штрафов и пр. Судебными полномочиями обладали также церковные органы и феодалы-вотчинники.

  1. Законодательная система (XI—XII вв.). Русская Правда: содержание и значение. 


Русская правда" - первый писаный свод законов Древней Руси, нормативно-правовой документ Древней Руси в 10-11 веках, принятый в период правления князя Ярослава Мудрого примерно в 1016г.  

Этот документ является не только памятником русского права, но и содержит важные сведения о социальной структуре, хозяйственной жизни, экономических отношениях.

Русская правда в основном регулировала уголовное право, однако есть статьи по семейному, гражданскому ( прежде всего наследственному)праву, а также она регулировала социальные отношения.

Из документа мы узнаём о металлических деньгах и мехах, которые выполняли роль денег, о ценах на товары, о торговле с другими странами.

Интересны сведения о социальной структуре общества того периода: «княжие люди» - дружина, «люди»- свободное население, обязано было платить дань князю, «холопы»- за них отвечал господин.

Первый письменный законодательный документ государства.

Она заложила основы нормативно-правовой системы, была основным источником при составлении последующих правовых документов.

Нормы права данного документа дают полное представление о социальной, экономической жизни страны, о традициях и укладе жизни людей.

Дано определение преступления - это обида за причинение ущерба материального, физического или морального, за обиду нужно было нести наказание ( в основном это материальная компенсация).

Содержала нормы права, касающиеся вопросов общественного порядка - защиты людей от грабежей, насилия, драк.

Определяла социальную структуру общества: «княжие люди», «люди», «холопы».

Закрепляла права на имущество, принципы наследования.

Определяла наказания, принципы возмещения за утраты и преступления, степень ответственности в зависимости от социального положения.

Предусматривала строгое наказание за умышленное убийство

Допускалась кровная месть, то есть за убийство можно было мстить убийце, но сделать это могли только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя). Остальным, даже родственникам, но дальним, кровная месть запрещалась .Если не было кровной родни, то убийца должен был заплатить штраф - виру- в 40 гривен.

За побои и увечья предусматривался большой денежный штраф.

  1. Вотчина как форма организации производства (XI—XII вв.); (Зотова Ирина)

В Правде Ярославичей нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных. В статьях Русской Правды упоминаются клети, конюшни, хлевы, пашни, луга, орудия труда земледельца и охотника, скотный двор и т.д. Управлял вотчиной огнищанин (княжеский дворецкий).

Княжий подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, применялся труд ремесленников.

Есть упоминание и о торге (рынке), и о купеческой торговле. В IX—XII вв. сложилось Древнерусское государство — Киевская Русь как государство исторически переходного типа, как основной институт политической системы классового общества, охраняющий его экономические и социальные структуры. Основными признаками этого процесса стали: наличие особой системы органов и учреждений, осуществлявших функции государственной власти; наличие права, закрепляющего определенную систему норм, санкционированных государством; наличие определенной территории, на которую распространялась юрисдикция данного государства.

Центральную власть представлял князь, именуемый в XI в. великим князем. Главной военной и фискальной силой государства была дружина, обладавшая внутрисословной демократией. Из дружинного сословия формировалась государственная администрация.

Старшая дружина составляла знатную боярскую верхушку, ближайшее окружение князя, княжескую думу. Из их же числа назначались воеводы, посадские, тысяцкие. Основой будущего сословия служилых людей стали представители младшей дружины. Из их состава выдвигались тиуны (управляющие княжеских вотчин), данники и мытники и другие низшие должностные лица.

Таким образом, Древнерусское государство стремилось обеспечить свои важнейшие функции, как внешней безопасности, так и внутренней стабильности и общественного порядка, а также фискальные и другие функции.

Древнерусское государство включало огромную по тому времени территорию, превышавшую 1 млн. км2 с населением более 4,5 млн. человек, и оказывало значительное влияние на судьбы мирового исторического процесса. Древняя Русь стала колыбелью трех крупных славянских народов — русского, украинского и белорусского.

  1. Феодальная раздробленность и складывание трех политических центров;

В Правде Ярославичей нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных. В статьях Русской Правды упоминаются клети, конюшни, хлевы, пашни, луга, орудия труда земледельца и охотника, скотный двор т.д.

Управлял вотчиной огнищанин (княжеский дворецкий).

Княжий подъездной занимался сбором налогов.

Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, применялся труд ремесленников. Есть упоминание и о торге (рынке), и о купеческой торговле.

В IХ-ХII вв. сложилось Древнерусское государство - Киевская Русь как государство исторически переходного типа, как основной институт политической системы классового общества, охраняющий его экономические и социальные структуры.



  1. Политический строй и управление в домонгольский период в конце XII — начале XIII вв.

Политический строй русских земель и княжеств имел свои, местные особенности, обусловленные различиями в уровне и темпах развития производительных сил, феодальной земельной собственности, зрелости феодальных производственных отношений. В одних землях княжеская власть смогла подчинить себе местную знать и укрепиться. В Новгородской земле, наоборот, утвердилась феодальная республика, в которой княжеская власть утратила роль главы государства и стала играть подчиненную, преимущественно военнослужебную роль.

С торжеством феодальной раздробленности общерусское значение власти киевских великих князей постепенно свелось до номинального «старейшинства» среди других князей. Связанные друг с другом сложной системой сюзеренитета и вассалитета правители и феодальная знать княжеств при всей своей местной самостоятельности были вынуждены признавать старейшинство сильнейшего из своей среды (великого князя), объединявшего их усилия для разрешения вопросов, которые не могли быть решены силами одного княжества или же затрагивали интересы ряда княжеств.

До середины XII в. таким главой феодальной иерархии в масштабе всей Руси был киевский князь. Со второй половины XII в. его роль перешла к местным великим князьям, которые в глазах современников были ответственны за исторические судьбы Руси.

В конце XII — начале XIII вв. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ним землях и княжествах:

• Северо-Восточная и Западная (и в немалой степени для Северо- Западной и Южной) Русь — Владимире-Суздальское княжество;

• Южная и Юго-Западная Русь — Галицко-Волынское княжество;

• Северо-Западная Русь — Новгородская феодальная республика.

В условиях феодальной раздробленности резко возросла роль

общерусских и земельных съездов (снемов) князей и их вассалов, на которых рассматривались вопросы междукняжеских отношений и заключались соответствующие договоры, обсуждались вопросы организации борьбы с половцами и другие совместные действия. Но попытки князей созывом таких съездов сгладить наиболее отрицательные последствия подчинения киевскому князю, связать свои местные интересы и встававшие перед ними проблемы общерусского (или общеземельного) масштаба в конечном счете терпели неудачу из-за непрекращавшихся между ними усобиц.



  1. Татаро-монгольское иго и государственность Руси;


Впервые монголо-татары появились у русских границ еще в 1223 году. В тот год произошла первая встреча с великой монгольской армией на р. Калке. Тогда армия кочевников нанесла сокрушительное поражение, после чего был утроен пир на спинах половецких и русских князей. Все были либо убиты либо раздавлены. 

Зимой 1237 года на Северо-Восточные земли Руси свои силы направляет хан Батый, внук прославленного Чингисхана. По завещанию Великого Хана русские земли входили в улус его внука. Первым на пути кочевников встала Рязань. Город осадили, на помощь пришли князья соседних княжеств: Владимирского и Суздальского. Через шесть дней осады город был стерт с лица земли. Современная Рязань находится примерно в 60 км от прежнего города.

В начале 1238 года Батый двинулся на Владимиро-Суздальскую землю. Встретились войска около Коломны, где погибла практически вся владимирская рать.

После 5 дней осады была сожжена Москва, все жители были убиты.

За месяц ордынская армия прошла примерно 300 км и подошла к Владимиру. Князя в этот момент не было. Юрий Всеволодович находился на севере, собирая силы для борьбы. Остальные жители, вместе с семьей Великого князя, были в городе и укрылись в Успенском соборе. Ордынцы сожгли храм со всеми людьми внутри.

Юрий Всеволодович узнав о падении города и кончине семьи немедленно выдвинулся с собранным войском навстречу. Битва произошла на р. Сити. Русские были разгромлена, а сам Великий князь убит.

Кочевники отправились на север, грабя и сжигая все на своем пути. До Новогорода они не дошли примерно 100 км.

На обратном пути Батый осадил маленький город Козельск, который продержался 7 недель, после чего был взят и стерт с лица земли. Хан прозвал его “Злым городом”.

В 1240 году Батый возвращается на Русь, на этот раз в южные земли. Первым пал Киев. В 1241 году нападению подверглось Галицко-Волынское княжество. После этого кочевники уходят в Европу, но терпят ряд неудач и возвращаются.

В 1243 году на границе с югом Руси Батый закладывает государство Золотая Орда со столицей в г. Сарай. После чего разобщенные русские земли признали свое вассальное положение, при этом государственность Руси была сохранена, как и религия. Стоит отметить, что золотоордынские ханы в своей политике придерживались религиозной терпимости. Русских не принуждали забыть православие, причем сами татаро-монголы приняли ислам лишь в 1312 году.

Однако в политико-экономическом отношении в этот период происходит установление монголо-татарского ига на Руси. Контроль над русскими князьями осуществляли баскаки, они же собирали и дань.

К несогласным с политикой хана отправлялись карательные отряды. Русь жила в страхе и разрушенном состоянии.

Для князей Руси со стороны Золотой Орды существовало значительное ограничение власти. Они напрямую зависели от воли ханов. Чтобы заполучить ярлык (специальное разрешение) на княжение многим правителям приходилось идти на значительные уступки, а порой и унижение. В период ига происходит пик раздробленности на Руси, кроме того значительно возрастает количество усбоиц и интриг. Брат шел на брата с позволения хана. Разорялись города, торговые центры, опустошалась казна, все это приводило к запустению некогда великих княжеств.

Первую победу над монголами одержал Дмитрий Донской на Куликовом поле. После 1380 года иго еще продолжалось 100 лет. Только в 1480 году произошло известное стояние на р. Угре. Противостояние между Иваном III и ханом Ахматом. Хан отступил, чем дал понять, что притязаний на Русь больше не имеет. Так наступил конец татаро-монгольского ига на Руси.

Иго длилось 243 года. Русь находилась в застое и только при Иване III началось возрождение русского государства, его культуры и могущества. Влияние монголо-татарского ига крайне негативно отразилось на развитии страны и затормозило его, по сравнению с другими крупными государствами. Отставание сказалось на многих последующих веках.



  1. Политический строй и управление в русских княжествах XIV—XV вв. Начало объединения Русских земель;


Впервые монголо-татары появились у русских границ еще в 1223 году. В тот год произошла первая встреча с великой монгольской армией на р. Калке. Тогда армия кочевников нанесла сокрушительное поражение, после чего был утроен пир на спинах половецких и русских князей. Все были либо убиты либо раздавлены.

Зимой 1237 года на Северо-Восточные земли Руси свои силы направляет хан Батый, внук прославленного Чингисхана. По завещанию Великого Хана русские земли входили в улус его внука. Первым на пути кочевников встала Рязань. Город осадили, на помощь пришли князья соседних княжеств: Владимирского и Суздальского. Через шесть дней осады город был стерт с лица земли. Современная Рязань находится примерно в 60 км от прежнего города.

В начале 1238 года Батый двинулся на Владимиро-Суздальскую землю. Встретились войска около Коломны, где погибла практически вся владимирская рать.

После 5 дней осады была сожжена Москва, все жители были убиты.

За месяц ордынская армия прошла примерно 300 км и подошла к Владимиру. Князя в этот момент не было. Юрий Всеволодович находился на севере, собирая силы для борьбы. Остальные жители, вместе с семьей Великого князя, были в городе и укрылись в Успенском соборе. Ордынцы сожгли храм со всеми людьми внутри.

Юрий Всеволодович узнав о падении города и кончине семьи немедленно выдвинулся с собранным войском навстречу. Битва произошла на р. Сити. Русские были разгромлена, а сам Великий князь убит.

Кочевники отправились на север, грабя и сжигая все на своем пути. До Новогорода они не дошли примерно 100 км.

На обратном пути Батый осадил маленький город Козельск, который продержался 7 недель, после чего был взят и стерт с лица земли. Хан прозвал его “Злым городом”.

В 1240 году Батый возвращается на Русь, на этот раз в южные земли. Первым пал Киев. В 1241 году нападению подверглось Галицко-Волынское княжество. После этого кочевники уходят в Европу, но терпят ряд неудач и возвращаются.

В 1243 году на границе с югом Руси Батый закладывает государство Золотая Орда со столицей в г. Сарай. После чего разобщенные русские земли признали свое вассальное положение, при этом государственность Руси была сохранена, как и религия. Стоит отметить, что золотоордынские ханы в своей политике придерживались религиозной терпимости. Русских не принуждали забыть православие, причем сами татаро-монголы приняли ислам лишь в 1312 году.

Однако в политико-экономическом отношении в этот период происходит установление монголо-татарского ига на Руси. Контроль над русскими князьями осуществляли баскаки, они же собирали и дань.

К несогласным с политикой хана отправлялись карательные отряды. Русь жила в страхе и разрушенном состоянии.

Для князей Руси со стороны Золотой Орды существовало значительное ограничение власти. Они напрямую зависели от воли ханов. Чтобы заполучить ярлык (специальное разрешение) на княжение многим правителям приходилось идти на значительные уступки, а порой и унижение. В период ига происходит пик раздробленности на Руси, кроме того значительно возрастает количество усбоиц и интриг. Брат шел на брата с позволения хана. Разорялись города, торговые центры, опустошалась казна, все это приводило к запустению некогда великих княжеств.

Первую победу над монголами одержал Дмитрий Донской на Куликовом поле. После 1380 года иго еще продолжалось 100 лет. Только в 1480 году произошло известное стояние на р. Угре. Противостояние между Иваном III и ханом Ахматом. Хан отступил, чем дал понять, что притязаний на Русь больше не имеет. Так наступил конец татаро-монгольского ига на Руси.

Иго длилось 243 года. Русь находилась в застое и только при Иване III началось возрождение русского государства, его культуры и могущества. Влияние монголо-татарского ига крайне негативно отразилось на развитии страны и затормозило его, по сравнению с другими крупными государствами. Отставание сказалось на многих последующих веках.


  1. От Руси к России. Завершение единения Русских земель (XVв.); (Ежова Анастасия)

В конце XV в. московский князь Иван III (1462—1505) ведет борьбу с самой крупной силой, остававшейся независимой от его власти — Новгородской аристократической (боярской) республикой. Эта борьба завершилась окончательным присоединением Великого Новгорода к Москве в 1478 г. В 1485 г. сдалась Тверь, в 1489 г. в состав Московского государства вошли вятские земли. Присоединение к Московскому княжеству этих территорий расширило многонациональный состав Руси. Территорию Русского государства, сложившуюся в конце XV в., составили Владимиро-Суздальская, Новгородско-Киевская, Смоленская, Муромо-Рязанская земли и часть земель Черниговского княжества.

Не считая шатких, неукрепленных зауральских владений в Югре и земле вогуличей, Москва владела от Печоры и гор северного Урала до устьев Невы и Нарвы и от Васильсурска на Волге до Любеча на Днепре. При восшествии Ивана III на великокняжеский стол московская территория едва ли включала в себя более 15 тысяч квадратных миль[1]. Приобретения Ивана III и его сына увеличили эту территорию по меньшей мере тысяч на 40 квадратных миль[2].

Русь превратилась в крупнейшее государство Европы. С конца XV в. она стала называться Россией.

ИОАНН III ВАСИЛЬЕВИЧ Со вступлением на Московский престол Иоанна III, сына Василия Темного, начинается новый отдел русской истории — Русь Московская. Его княжение ознаменовано многими важными событиями: первое место занимает присоединение к Москве самых значительных уделов Северо-Восточной России, а именно, Новгорода (1478), Твери (1485), удела Верейского и доли Рязанской области, остались неприсоединенными только Псков и другая часть Рязани.

Во время княжения Иоанна III в Новгороде было две партии: литовская, стоявшая за переход в подданство польско-литовского государства, и московская, стоявшая за православную Москву. Литовская партия убедила вече Новгорода заключить союз с польским королем Казимиром ГУ. Иоанн воспользовался этим, обвинив новгородцев в измене, и в июле 1471 г. двинул на них большое войско. Разбитые на реке Шелони князем Даниилом Холмским, новгородцы просили великого князя о мире, послав архиепископа Феофана. Иоанн согласился на мир. Вече было оставлено в прежнем виде.

В 1478 г. Иоанн III предпринял новый поход на Новгород с целью уничтожить совсем мятежное вече. Этим был нанесен последний удар Новгороду, и он сделался второстепенным городом.

Он окончательно свергнул монгольское иго (1480), которое 237 лет тяготело над Русской землей... В 1497 г. по приказанию Иоанна был составлен Судебник дьяком Гусевым на основании Русской Правды, судных грамот и обычаев московского судопроизводства

  1. Сословно-представительная монархия. Утверждение титула царя (XVI в.);


Сословно-представительная монархияформа правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировала в современные парламенты.

Утверждение в России титула царяВ XVI в., когда окончатель- но сложилось национальное великорусское государство, изменилась форма государственного устройства — от раннефеодальной монархии Россия перешла к сословно-представительной монархии; изменился также статус монарха. Теперь великий государь всея Руси стал име- новаться царем. Титул царя по тогдашним понятиям резко возвышал его над всей титулованной русской знатью и приравнивал в положе- нии с западно-европейскими императорами. Сам царь издавал уста- вы, законы, уроки, судебники.

В XVI в. по-прежнему выдвигалась идея укрепления авторите- та верховной власти, причем и церковью, и общественной мыслью, и самими государями. Так, созданное в начале XVI в. литературно- публицистическое «Сказание о князьях владимирских» выводило про- исхождение русской царской династии от римского императора Авгу- ста (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.). О том, что эта легенда утвердилась на Руси, говорит письмо Ивана Грозного шведскому королю, в кото- ром царь писал: «Мы родством от Августа кесаря ведемся», что озна- чало продолжение Российским государством традиций великого Рима.

Вопрос о характере и сути государственной власти обсуждался в пе- реписке Ивана Грозного с князем Андреем Курбским (1528—1583). О еди- нодержавии писал Грозный князю Курбскому следующее: «...горе Царству, коим владеют многие!», а в ответе на письмо князя Иван IV изложил свое кредо самодержца: неограниченность воли монарха, ибо она санкционирована церковью и богом.

Необходимость сильной самодержавной власти отстаивал в своих сочинениях писатель-публицист, идеолог дворянства, И. С. Пересветов (XV в.). Он осуждал боярское самоуправство, отстаивал сильную цар- скую власть: «Государство без грозы, что конь без узды».



  1. Избранная рада и реформы середины XVI в.

По предложению различных групп феода лов при Иване IV было создано в 1547 г. новое правительство — Избранная рада. В нее входили наиболее близкие к царю советники, занимавшиеся важнейшими делами государственного управления. Возглавлял раду А.Ф. Адашев. Участвовали в работе Избранной рады представители различных слоев господствующего класса. Рада просуществовала до 1560 г., она не была официальным государственным учреждением, но фактически в течение 13 лет управляла государством от имени царя. Некоторые историки считают, что время правления рады было самым демократичным периодом царствования Ивана IV. Преобразования, которые проводила Избранная рада, получили название реформ середины XVI в. Реформы Ивана IV затронули прежде всего аппарат государственного управления, как центральный, так и местный. Были изменены налоговая система, порядок сбора торговых пошлин.

Реформы Избранной рады:

1.1549 ᴦ. Первый Земский собор, Судебник 1550 ᴦ.;

2.Военная реформа 1550 ᴦ. организованы не распускаемые войска (Стрелœецкое войско) и особая часть войска – ʼʼИзбранная тысячаʼʼ;

3.Реформа административная – формирование приказов – органов центрального управления в ведении, которого была определœенный род деятельности (Посольский приказ – вопросы дипломатии, Разрядный – вопросы служилых люде и т.д.);

4.Стоглавый собор 1551 ᴦ. – церковный собор ʼʼСтоглавʼʼ. Установление канонов и норм. Название связано с количеством глав (решенных вопросов);

5.Военная реформа 1556 ᴦ. — принято Уложение о службе: установлены точные нормы для службы для всœей землевладельцев, с определœенного количества земли требовалось отправлять на службу холопа – специально обученного для службы слугу. Итогом военных реформ Избранной рады было значительное укрепление военной силы страны, имеющей большое значение во внешнеполитических взаимоотношениях;

6.Реформы местного управления 1556 ᴦ. – отмена кормлений; замена кормленщиков головами и целовальниками.

Итоги реформ:

Реформы 50-х годов XVI в. имели следующие результаты:

1. Усилилась централизация государства и личная власть царя;

2. Стала более четкой и действенной система центрального и местного управления;

3. Выросла военная мощь страны;

4. Произошло дальнейшее закрепощение русского крестьянства


Падение Избранной Рады послужило началом одному из самых ужасающих периодов истории России – опричнины. Одной из причин её падения была чрезмерная подозрительность царя и предположительная её причастность к смерти супруги Ивана 4


  1. Опричнина. Закрепощение крестьян (XVI в.) (Ежова Анастасия)

Опричнина — это часть государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы, состоявшей в реализации чрезвычайных репрессивных мер, конфискации имущества и земель в пользу государства.


К характерным чертам опричной системы стоит отнести:

  • Разделение территории государства на две неравнозначные части — опричнину и земщину. Неравноценность их заключалась в том, что в царский удел отошли преимущественно районы, богатые солью, что создавало экономическую базу опричнины.

  • Создание на территории опричнины Ивана IV особой Боярской думы, земщиной же управляла прежняя Боярская дума.

  • Создание особого опричного войска, которое выполняло роль не только личной стражи царя, но и участвовало во многих боевых операциях.

  • Ограничение влияния на политическую жизнь представителей знатных княжеских и боярских родов, которые не получили ключевых должностей в опричном дворе.

  • Появление у царя новой резиденции — Александровой слободы, которая стала неофициальной столицей образовавшегося опричного государства.

  • Практика новой модели организации общества в виде монастырского братства, когда государством управляет структура, напоминающая внешне объединение монахов общежитийной обители. В роли игумена был сам царь, воле которого необходимо было покорно подчиняться. 

Крупная феодальная вотчина с развитым иммунитетом, утверждавшим зависимость ее владельца от центральной власти, все больше мешала социально-экономическому развитию Русского централизованного государства. Правительство Ивана IV стремилось подчинить своему контролю владения потомков удельных княжат и бояр. Для чего был принят ряд указов (1551, 1562 и др.).

Окончательный удар по феодальной вотчине Иван Грозный нанес в 1565 г., учредив опричнину. Из общего государственного земельного фонда были выделены обширные территории, составлявшие особый удел, доходы с которых должны были поступать в государеву казну. Вся остальная территория составляла земщину, оставшуюся в управлении старых учреждений.


В опричнину, т.е. царский удел, вошли значительные территории на западе, севере, юге страны, земли с наиболее развитым удельнокняжеским землевладением; здесь были наиболее развитые города (Ярославль, Ростов, Кострома и др.), находились важные торговые пути, стратегически важные форпосты на границах. Из всех городов, уездов все князья, бояре, дворяне и приказные люди, не соглашавшиеся добровольно записаться в опричники, принудительно выселялись, княжеские и боярские вотчины конфисковывались, прежние их владельцы переселялись в другие районы, главным образом окраинные. На новых местах они получали земли на основе поместного права. В старых районах «испомещались» опричники из малоземельных дворян, из разного мелкого люда. Опричники объединялись в особый корпус, составляя гвардию телохранителей государя, отрекались от своих родных и друзей, обязывались служить только царю.

Эта реформа была аграрным переворотом середины XVI в.; ее суть — перераспределение земель бояр в пользу дворянства; ликвидация независимости крупного феодально-вотчинного княжеского землевладения и укрепление центральной власти. Опричнина сыграла большую роль в усилении экономической мощи царя.

Однако опричнина наносила беспощадные удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населению. Будучи мощной военно-карательной силой царя, опричнина скоро вызвала озлобление против него во всех слоях населения. Царь вынужден был отказаться от опричнины (1572).

Против опричных казней Ивана IV публично выступил митрополит Филипп (1507—1569), за что был низложен и по приказу царя задушен.

Что касается феодально-зависимого крестьянства, то эпоха Грозного стала вторым этапом закрепощения крестьян в общегосударственном масштабе. И хотя Судебник 1550 г. подтвердил право перехода крестьян в Юрьев день, но плата за пожилое возросла. Кроме того, в 80-е годы XVI в. закрепостительная политика усиливается, вводятся заповедные лета. После опричнины и войн возросло бегство крестьян от своих хозяев. Об этом свидетельствует принятие соответствующих указов 1580, 1597 гг., проведение переписи крестьян в 1581—1592 гг., создавшей юридическую основу для поиска беглых крестьян.

  1. Земский собор (XVI в.) (Фадина Мария) 

Зе́мский собо́р — высшее сословно-представительное учреждение