ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Период правления императора Александра III (1881-1894 гг.) вошел в историю как период «контрреформ». Новый правительственный курс преследовал цель укрепления самодержавия, одним из его идеологов выступил обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев.
Контрреформы — принятое в советской и постсоветской историографии обозначение реакционных мероприятий правительства Александра III, направленных на стабилизацию (консервацию) социально-политической жизни в Российской империи после широкомаштабных реформ Александра II
В соответствии с «Положением о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» правительство получило право вводить чрезвычайное положение, военные суды, осуществлять высылку подозрительных лиц, закрытие учебных заведений, печатных изданий, пр. Были повышены имущественный и образовательный цензы для присяжных заседателей, ограничивалась гласность судебных заседаний; введен институт земских начальников из дворян для административно-полицейского контроля над крестьянством; упразднялась автономия университетов; циркуляр о «кухаркиных детях» затруднял возможность получения образования непривилегированным слоям населения; ужесточена цензура; закрыт ряд печатных изданий.
Тем не менее в социально-экономической сфере был осуществлен ряд позитивных мероприятий; страна переживала бурный экономический подъем, что было следствием завершения промышленного переворота, т.с. в главных отраслях промышленности стали преобладать машинное производство и паровая тяга - большая часть промышленной продукции стала производиться на предприятиях с паровыми и электрическими машинами. Активно развивалось железнодорожное строительство. Началось создание фабричного законодательства: создавалась фабричная инспекция для его соблюдения, запрещены труд малолетних, ночная работа несовершеннолетних, женщин, т.д. Происходило усиление роли государства, продолжавшего политику протекционизма. Отменены подушная подать, временнообязанное положение крестьянства: все бывшие крепостные крестьяне были переведены на обязательный выкуп; снижены выкупные платежи.
-
Капиталистическое развитие России и государственное управление в начале XX в.;
-
Государственная система России в период Временного правительства (февраль- октябрь 1917 г.); (Скотников Евгений)
Параллельно со стихийными февральскими демонстрациями начался процесс самоорганизации новой власти. 27 февраля представители Рабочей группы Центрального военно-промышленного комитета, партии социалистов-революционеров и меньшевиков создают Временный Исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих депутатов. 27 февраля Государственная Дума создала «Временный комитет членов Государственной Думы для водворения порядка в столице и для сношения с лицами и учреждениями». 2 марта Николай II, узнав, что все командующие фронтами и флотами поддерживают требование Государственной Думы об его отречении в пользу прямого наследника царевича Алексея, согласился с этим. Однако вечером того дня царь заявил, что отрекается не только за себя, но и сына, и подписал манифест в пользу отречения великого князя Михаила. А Михаил в свою очередь заявил 3 марта об отказе принять престол «впредь до созыва Учредительного Собрания, имеющего цель определить форму правления Российского государства», и передал все полномочия верховной власти Временному правительству.
В результате победы Февральской революции 1917 года сложилось своеобразное положение, получившее название двоевластия: Совет рабочих и солдатских депутатов, имея главные атрибуты власти - массовую опору и вооруженную силу, власть брать не хотел, а Временное правительство, не имея ни того, ни другого, олицетворяло формальную власть, признавалось в этом качестве офицерами и чиновниками, но держалось лишь поддержкой Совета. «Власть без силы и сила без власти» - так определил двоевластие первый глава Временного правительства Львов.
ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО - высший исполнительно-распорядительный и законодательный орган государственной власти 2 марта-24 октября 1917 г. Было создано в ходе начавшейся Революции по соглашению между Временным комитетом Государственной думы и исполкомом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов (Петросовета).
Интересно, что из всего состава первого правительства неизменно входили во все 5 только А.Ф. Керенский и М.И. Терещенко, которого некоторые считали попавшим туда случайно, до начала июля во всех комбинациях участвовал кадет Н.В. Некрасов. Остальные министры постоянно менялись, далеко оставив позади «министерскую чехарду» 1914-1916 гг.
Выбор того или иного пути развития решался борьбой трех основных сил: буржуазией и поддерживающих ее помещиков, мелкой буржуазией (крестьянство и средние городские слои) и пролетариата России. В то время Россия насчитывала более 50 партий, как бы сдвинулась влево, точнее, к левому центру. Крайне правый фланг - «черносотенцы»,
радикально-монархические партии - оказался разрушенным в ходе Февраля.
Более того, был ослаблен и политический центр.
По сути, единственной крупной либеральной партией в России оставались лишь кадеты. На VII съезде партии они отказались от традиционной ориентации за конституционную монархию, а на VIII съезде выступили за республику. Уделяя большое внимание государственности, кадеты выступали за создание единого государства, но против самоопределения национальных окраин.
После Февральской революции рост левых партий привел к их явному доминированию на всероссийской политической арене. Особенно бурно росла партия социалистов-революционеров. В нее записывались порой целыми деревнями. Эсеры выступали за особый путь развития России - к социализму через народную революцию, социализацию земель, всемерное развитие кооперации и самоуправления трудящихся. И эта именно та партия, которая имела оригинальные теоретические концепции и собственные взгляды на развитие революционного процесса после Февраля. Быстро росла и численность меньшевиков. Февральской революцией меньшевистские организации оставались разобщенными, у них не было Центрального Комитета, а его функции частично выполнял Организационный Комитет. Партия оставалась раздробленной на две самостоятельные фракции: менышевики-интернационалисты и «оборонцы» («правые» во главе с А. Н. Потресовым и «революционные» во главе с Даном).
Основу политической доктрины меньшевиков и эсеров в 1917 году составляла уверенность в том, что Россия не готова к социализму, к диктатуре пролетариата. (Эсеры вообще не разделяли идеи диктатуры пролетариата, а левые эсеры отстаивали впоследствии диктатуру пролетариата и трудового крестьянства). Считая пагубными социалистические эксперименты, меньшевики выступали за сотрудничество с либеральной буржуазией, оказывая сословную поддержку Временному правительству.
Нерешительная двойственная политика Временного правительства ввела Россию в еще больший тупик, ибо с одной стороны способствовала дальнейшей радикализации масс, а с другой – консолидировала правые силы, видевшие в этой радикализации анархию и разрушение российской государственности.
-
Государственное управление России в условиях гражданской войны и интервенции; (Скотников Евгений)
Верховным органом стал учрежденный ВЦИК 30 ноября 1918 г. Совет рабочей и крестьянской обороны под председательством В. И. Ленина, который был призван установить твердый режим во всех отраслях народного хозяйства и координировать работу ведомств.
Совету обороны предоставлялась «вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны», его постановления были обязательны для всех ведомств, учреждений и граждан.
Органами Совета обороны являлись: Чрезвычайный уполномоченный по снабжению Красной армии и флота, а также уполномоченные, которых Совет обороны при необходимости посылал туда, где складывалась наиболее трудная обстановка, на опасные участки фронта, в прифронтовые районы, на транспорт, на предприятия военной промышленности.
Создание подобной чрезвычайной системы противоречило Конституции РСФСР 1918 г., требовавшей, чтобы «установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции осуществлялось исключительно Всероссийским съездом Советов». Однако обстановка военного времени обусловила создание чрезвычайных органов власти и на местах – революционных комитетов (ревкомов), которые подразделялись на республиканские (Азербайджанский, Башкирский, Белорусский, Татарский и т. д.), областные (Восточно-Забайкальский, Дальневосточный, Крымский и др.), губернские, уездные, городские, подпольные (в тылу врага) и др.
24 октября 1919 г. ВЦИК и Совет обороны утвердили Положение, в соответствии с которым ревкомы представляли собой коллегию из 3–5 человек – представителей партийных органов, Советов и военного командования.
Высшим органом управления промышленностью оставался ВСНХ. Центральный аппарат ВСНХ состоял из общих (функциональных) отделов, таких, как отдел организации производства, отдел снабжения и нормирования, финансово-экономический и другие, и производственных отделов (металла, горный, текстильный и др.). Производственные отделы решали общие вопросы распределения сырья, ведали учетом и распределением готовой продукции, финансированием отдельных отраслей. В ведении производственных отделов ВСНХ находилось по нескольку родственных отраслей промышленности.
Оперативное повседневное руководство предприятиями каждой отдельной отрасли было сосредоточено в основном в так называемых главных комитетах – главках, или центрах, подчинявшихся ВСНХ (Главнефть, Главсоль, Центромедь и др.). До конца 1918 г. было создано 42 главка. Между главком и предприятием в ряде отраслей стояло еще одно звено – трест, управлявший несколькими предприятиями.
При местных Советах сохранились совнархозы. В их ведении находилось сравнительно небольшое количество мелких предприятий, не подчинявшихся непосредственно ВСНХ.
В условиях чрезвычайных обстоятельств (нарастание экономического кризиса, Гражданская война и иностранная интервенция, обострение политических и внутрипартийных противоречий) развертывается процесс сращивания партийных и государственных структур.
Декретом ВЦИК и СНК от 2 мая 1918 г. учреждались чрезвычайные местные органы Наркомпрода – губернские и уездные продкомитеты во главе с соответствующим комиссаром продовольствия.
Под общим руководством Наркомпрода в деревне действовали комитеты бедноты (комбеды), которые, по существу, являлись также чрезвычайными местными органами власти. Они полностью подменили волостные и сельские Советы.
В 1918 г. была образована Продовольственная инспекция, сыгравшая большую роль в осуществлении контроля за деятельностью органов Наркомпрода.
В систему чрезвычайных органов власти и управления Советской России входили органы военного управления на театре военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, на которых возлагалась обязанность «принятия всех вызываемых обстоятельствами чрезвычайных мер в интересах революционного порядка или успеха ведения войны».
Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности также занимала важное место в государственной системе.
В налаживании действенности государственных органов важен был контроль за исполнением принятых законодательных актов. При этом неизбежно усиливалась роль партийного контроля. Ленин предложил слить контрольные партийные учреждения с контрольными советскими. Так был создан новый орган – ЦКК-РКИ.
Роль руководителя строительством нового общества отводилась Коммунистической партии, призванной направлять деятельность Советов, профсоюзов, комсомола и других массовых организаций.
-
Русская революция 1917 года; (Кравченко А. С.)