Файл: Теологическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Русского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представителей дворянства и духовенства[1] для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Земский собор существовал в условиях сословно-представительной монархии наряду с Боярской думой. Последним земским собором принято считать собрание, состоявшееся в 16831684 годы по вопросу о «вечном мире» с Речью Посполитой[.

В новейшее время земским собором называл себя съезд белых монархистов во Владивостоке летом 1922 года.

В 1549 году Иван IV созвал Собор примирения (рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах); впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным — «освящённым»). (До сих пор не подтверждена просматривающаяся логическая связь между новгородским классом своеземцев и Земским собором в едином централизованном русском государстве.) Собор 1549 г. продолжался два дня, он был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. По мнению И. Д. Беляева, в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей[7].

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи, состоялся в 1566 г., на нём главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной
Ливонской войны.

В. О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С. Ф. Платонов считал, что земский собор — это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»: «освящённого собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; боярской думы; «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».

История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивна, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов. Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности, земские соборы февраля — марта 1549 и весны 1551 годом были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений, принятых монархом. Б. А. Романов считает, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую — воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии

посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

 


  1. От сословно-представительной монархии к самодержавию (XVII в.)

Основная тенденция эволюции российской государственности в XVII в. – движение по направлению к самодержавию. Можно наблюдать, как на протяжении всего столетия в России трансформируется форма правления. Из сословно-представительной монархии она становится монархией абсолютной.
В моем понимании самодержавие это строй при котором верховная власть не ограничена представительными институтами в конституционных государствах.
В период XVI-XVII веков в России существовал политический и социально-экономический кризис1. Это непосредственно послужило причиной начала смутного времени. Первый период был характерен борьбой за престол, так как после смерти Ивана Грозного к престолу пришел его сын Федор, но он не был способен управлять и по факту этим занимался брат жены царя – Борис Годунов, что в свою очередь вызывало недовольство у народа2.
Сама смута началась после появления Лжедмитрия, якобы чудом выжившего сына Ивана Грозного. В начале он переманил на свою сторону большую часть русского народа, затем к нему в поддержку пришли воеводы, а после уже и Москва3. И уже в июне он стал законным царем. Действовал он не слушая никого и тем самым вызвал недовольство у бояр4. Так же он поддерживал крепостное право, тем самым «отвернув» от себя крестьян. В 1606г Лжедмитрий был убит, после него к престолу пришел Шуйский В.И., но у него было ограничение власти5.
Второй период смуты начался тем, что ополчились люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, феодалы, казаки, и другие, началось восстание предводителем был Болотников И.И., которого вскоре казнили6.
Недовольство продолжалось, появился второй Лжедмитрий, который со своим войском направился к Москве, но обосновался в с. Тушино Московская обл. В то время как Шуйский заключил договор со Швецией и начал военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу, а Шуйский был пострижен в монахи и увезен в монастырь. В России наступила семибоярщина, а Москва дала присягу Польскому королю
7.
Третий период смуты можно охарактеризовать тем, что Русские пошли против Поляков, война несла в себе национальный характер, но в октябре Польский гарнизон сдался и Москва была освобождена8.
Если подвести итог, то он получается довольно печальным, страна на грани разорения, казны не осталось, вся торговля и прочие ремесла в упадке. На восстановление всего утраченного ушел не один десяток лет9.
Непосредственно после смутного времени началось восстановление монархии. На престол избрали Михаила Романова и этим действием утвердили совершенно новую династию русских царей. Система правления оставалось прежней, но я хотела бы отметить, что структуры управления данного периода были основой для восстанавливающийся России. Это говорит нам об особых, национальных корнях государственного строя.
В 1626-1633гг. созданы военные реформы. Были приглашены пять тысяч офицеров-инструкторов, зарубежных пехотинцев и литейщиков, так же закуплено военное снаряжение в Германии и Голландии. Все вышеперечисленное сопровождалось тратами, которые приводили к повышению налогов. В результате было расширение полномочий и прав земских властей, а также судов. В 1641г. на все области было известно право владельцев преследовать своих беглых крестьян. Была распространена передача и перепродажа крестьян. Население Москвы в 1648г. возмутилось, причиной этому было повышение налогов и взяточничество приближенных к царю бояр. Люди ограбили палаты советника царя Морозова, потому что он воспользовавшись положением больше всего притеснял людей взяточничеством10.
Соборное уложение 1649г. В обстановке описанной выше было принятие Соборного Уложения – это был главенствующий законодательный документ России на XVIII и XIX века. На основании этого документа привилегий у иноземных людей больше не было, крестьян укрепили к земле, церковь ещё более подчинена государству. Так же новое законодательство упорядочивало всю деятельность гос. учреждений и значимые стороны жизни11.
Вторая половина XVIIв. была не менее интенсивной. В 1650г вышло распоряжение, которое запрещало рабочим крестьянам ремесленный и торговый труд. Происходил бунт в Пскове и Новгороде. В 1656г. начался финансовый кризис. Власти Алексея Михайловича приняли решение изготовлять медные деньги, создав для них точно такой же курс с серебряными, для обогащения казны в последующем
12. За пять лет Россией было создано около 5 миллионов медных рублей13. Интенсивное изготовление медных монет повлекло за собой падение их цены и к «медному восстанию» в Москве. Умерло около 7 тысяч людей. По деревенским местностям пошла волна бунта крестьян, к которым присоединилась часть войск под руководством князя Кропоткина.
В 17 веке возникают важные изменения в соц. структуре общества. Все люди, сводятся к 4 важным классам14:


  • Служилые



  • Посадские



  • Сельские



  • Холопы



В течении всего XVIIв. увеличивается роль дворянства. В 1682г. отменена система перевода на вышестоящие посты в армии на основании знатности и родовитости, а не как ранее по заслугам15.
В 266 городах торговцы и ремесленники оплачивали государству налог, но бояре, крупные купцы и духовенство этого не делали, именно поэтому их называли беломестцами16.
В середине 17 века возникло полное закрепощение крестьян17. Больше половины населения страны были крестьяне, которые работали на барина. Остальное население составляло ясачные и черносошные крестьяне в основном с Севера и Поволжья.
Внутриполитическое развитие России в XVIIв. можно охарактеризовать видимым повышением позиции федералов, а так же усилением крепостного режима. Монархия сословных представителей перерастает в абсолютную, а власть самодержца оказывается неограниченной.
В 1648г. в Москве начался «соляной бунт». Правительству дабы подавить восстание пришлось подкупать стрельцов и пообещать снизить цену на соль.
В Москве в 1662г. произошло последнее восстание в 17в. Производство медных монет по стоимости серебряных привел к подорожанию, от которого пострадали низшие слои населения. И «медный бунт» толкнул правительство на отмену ранее поставленного решения18.
Крестьянскую войну возглавил казак Степан Тимофеевич Разин. В 1-й период движение Разина можно было охарактеризовать разбойными действиями казацкой вольницы. Во 2-ом периоде казацкое движение приобрело анти федеральный характер. К бунту примыкали достаточно крестьян и люди с Поволжья. Восстание захватило Астрахань, Самару, Саратов, Царицын, а под Симбирском восставших разбили правительственные войска. Самого же Разина поймали на Дону и казнили 6 июня 1671г. на Красной площади