Файл: Власть и социальные нормы в догосударственный период развития общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Брачно-семейные взаимоотношения варьировались в зависимости от соотношения мужчин и женщин, их возраста, сформировавшихся конфигураций брака – от моногамных до гаремных форм семей. Причём какой брачный союз был изначальным достоверно неизвестно. Часть учёных полагает, что коллективный, иная же – что индивидуальный. В то же время по иной точке зрения несколько позднее, зародился институт семьи, который регулировал взаимоотношения, как между супругами, так и между родителями и детьми.

Экономика данного общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно осуществлялись два принципа (обычая):

1. рецепроктность (всё, что изготавливалось, сдавалось в «общий котел»);

2. редистрибуция (всё сданное перераспределялось между всеми, каждый получал конкретную часть) 6.

На других основаниях первобытное общество попросту не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

На протяжение множества столетий и тысячелетий экономика носила присваивающий характер: эффективность труда была весьма невысокой, всё, что изготавливалось, потреблялось. Естественно, что в подобных обстоятельствах не могли зародиться ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, однако равных в скудности, людей.

Развитие экономики проходило по двум сопряжённым между собой тенденциям:

1. усовершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, наиболее совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и так далее);

2. модернизация методов, способов организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и прочее, распределение труда, включая обширные социальные распределения труда и тому подобное)7.

Всё это приводило к постепенному и всё более убыстряющемуся увеличению производительности труда.

Основной единицей общества была родовая община - объединение на основании родственных взаимосвязей людей, которые вели общую хозяйственную деятельность. Род не был абсолютно устойчивым коллективом. Он пополнялся за счёт новейших брачных партнёров собственных членов и сокращался за счёт уводимых согласно тем же обстоятельствам родственников8. На более поздних стадиях формирования зарождаются племена
, которые связывают близкие роды, а затем и союзы племен. Увеличение социальных структур было рентабельно обществу: оно позволило наиболее продуктивно противодействовать силам природы, применять наиболее совершенные способы труда (к примеру, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволило эффективнее отображать враждебность соседей и самим нападать на них: происходило поглощение наиболее слабых, необъединённых. Вместе с тем увеличение поспособствовало наиболее стремительному освоению новейших орудий и приёмов труда.

Между тем сама вероятность объединения в решающей мере находилась в зависимости от уровня формирования экономики, от производительности труда, которые определяли, какое число людей могло прокормить конкретная территория9.

Первобытное общество многочисленные тысячелетия практически не изменялось. Его формирование проходило весьма медленно, и те значительные перемены в экономике, структуре, управлении, о которых говорилось выше, зародились относительно не так давно. При этом, несмотря на то, что все данные перемены совершались одновременно и были взаимообусловленными, тем не менее основную роль играло формирование экономики: непосредственно оно основывало возможности для увеличения социальных структур, специализации управления и иных прогрессивных изменений.

Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция, которая имела место 5-12 тысяч лет тому назад. В данный промежуток времени зародились весьма совершенные каменные орудия, появились скотоводство и земледелие. Состоялось ощутимое увеличение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, нежели потреблял, возник избыточный продукт, возможность накопления социальных богатств, формирования резервов. Экономика стала производящей, человек стал меньше находиться в зависимости от капризов природы, и это привело к внушительному увеличению населения. Однако наряду с этим зародилась и возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств.

Именно в данный промежуток времени, в период неолита, начались разделение первобытнообщинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу10.

2. Власть в догосударственном периоде развития общества


2.1. Власть на ранних стадиях
В раннепервобытной общине функционировал принцип народовластия, при котором характеризующую значимость имела совместная воля сородичей либо общинников. Управление, возможно, было равноправным: все наиболее значимые вопросы жизнедеятельности рода решались всеобщим собранием его взрослых членов с правом любого на участие в обсуждении и принятии решения.

Власть и общество были схожими, любой член общества считался носителем частицы данной власти. Отличие имело место только лишь по половозрастному показателю.

Народное собрание осуществляло кроме того судебную функцию. При этом, безусловно, особенный авторитет имели зрелые, умудрённые навыком люди, весьма часто – старшее поколение группы.

Знало подобное общество разнообразные организационные формы разрешения диспутов – соревнования самих дискутирующих, когда победитель считался выигравшим конфликт, суд родственников, посредников, предводителя, совета старейшин11.

Для реализации оперативного управления родом избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Власть главаря служила интересам всей группы и, согласно существу, была определённым ежедневным олицетворением её воли. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен иным. Пост старейшины был не только лишь избирательным, однако и сменяемым: как только появлялся наиболее сильный (на преждевременных ступенях формирования), наделённый большими организационными и интеллектуальными способностями, наиболее опытный индивид (на следующих стадиях) он подменял старейшину. Возможно предположить, что противоречий при этом не появлялось, так как, с одной стороны, ни один индивид не отделял себя и собственных интересов от рода, а с иной - пост старейшины подразумевал конкретную ответственность, заботу о роде и другое. «Если доминантная личность отличается не только волей, но и умом, - пишет Т.В. Кашанина, - то возглавляемый ею коллектив способен быстро прогрессировать»12. К тому же пост старейшины не давал практически никаких преимуществ (помимо почтения): он трудился совместно со всеми и получал собственную равную долю. Таким образом, власть старейшины базировалась не только на его физической силе, однако и на нравственных качествах - его собственном авторитете, почтении и другое.

Старейшина - это глава семьи либо рода. Им становился сильный, взрослый, грамотный, умный, авторитетный, способный предвидеть события и основывать значимые предприятия индивид. Старейшину выбирали либо признавали фактически, то есть все сородичи считали, что он отличается от них особенными качествами. Его опасались, чтили, подчинялись и в том числе уважали. Старейшина руководил обыденной жизнедеятельностью рода, анализировал дискуссии между сородичами и представлял их интересы в социальном производстве
13.

Помимо старейшин на время войны избирался полководец, при потребности могли быть выбраны и прочие должностные лица: чародеи, шаманы, жрецы.

Когда человеческая популяция разрослась, а семейства объединились, возник круг вопросов, единых для всех соседствующих групп людей. Для решения межплеменных и межродовых трудностей стали собираться советы старейшин, вождей и всех способных удерживать в руках оружие.

Племя, в свою очередь, управлялось советом старейшин, которые представляли надлежащие семейства. Совет старейшин выбирал племенного предводителя. Данный пост на ранних стадиях формирования первобытного общества тоже был сменяемым и не давал преимуществ. Союз племён управлялся советом племенных вождей, который выбирал предводителя союза (в некоторых случаях двух, один из которых был военным вождём).

Совет старейшин собирался нерегулярно с целью предварительного рассмотрения вопросов, которые выносились затем на общенародное совещание.

Подобная власть не знала каких-либо материальных, сословных либо классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, а базировалась на силе его мнения. Она по сути собственной была первобытнообщинной демократией, которая выстраивалась на началах самоуправления и не знала особенного разряда людей, которые бы осуществляли только лишь власть и управление, не участвуя в производственной деятельности.

Форма власти в догосударственном периоде развития общества именуется потестарной. К примеру, потестарная власть вождя семейной общины, основывалась не только лишь на его авторитетности, однако и на возможности жёсткого принуждения. Нарушитель сформировавшихся правил поведения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни.

Словом, подобная общественная организация первобытного общества тысячелетиями отражала присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие индивида и природы, была первоначальным, отличным от всех последующих способом существования человеческого общества, полностью отвечала его нуждам14.


2.2. Эволюция власти
Организация власти в большей мере сохраняла начала первобытного народовластия. Все значимые вопросы (обсуждение крупных хозяйственных мероприятий, проступков, военных конфликтов и тому подобное) по-прежнему решались на собраниях общинников либо сородичей под руководством их признанного главы. Наряду с этим формирование общинно-родового и родоплеменного строя способствовало возникнувшей иерархизации органов общественное власти. Возникли и новейшие механизмы приобретения индивидуального главенства. В собраниях либо на советах принимали участие все взрослые, полноправные общинники или сородичи, хотя всё чаще они преобразовывались в собрания только взрослых мужчин.

Главы всех уровней, как правило, избирались из числа более подходящих и достойных. Важными качествами руководителей теперь являлись хозяйственный навык, трудолюбие, организаторские возможности, риторика, знание традиций и обычаев, великодушие, зачастую кроме того воинское искусство либо религиозные знания.

В одних обществах, где функции главенства оставались неразделёнными, от руководителя требовалось обладание если не всеми, то многочисленными из данных качеств; в иных, где принцип целесообразности повёл к разделению областей руководства, обычный руководитель, военный предводитель, знахарь либо чародей обязаны были обладать выдающимися способностями в собственной своеобразной сфере. Решения принимались совместно, при этом огромное значение придавалось тому, чтобы была достигнута целостность мнений, а не попросту повиновение одних воле иных, пусть даже большинства. По этой причине почти всё находилось в зависимости от руководителей и иных почитаемых людей коллектива, их престижа и красноречия.

Соподчинение органов общественной власти могло достигаться путём представительства глав домохозяйств в коллективных и родовых советах, а глав подобных советов - в советах племён. Однако принцип представительства ещё только вытеснял принцип всеобщего участия.

В обстоятельствах многородовых общин было немаловажно, чтобы руководитель общины относился к более многочисленной родовой группе. Тем самым отмечалась склонность укрепления верховенства за конкретными родами15.

Таким образом, вождество преобразуется в общественно-политическую организацию, которая объединяет группу поселений, иерархически подвластных одному из них, в котором проживает высший предводитель