Файл: Власть и социальные нормы в догосударственный период развития общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальные нормы регулировали следующие типы социальных взаимоотношений:

1. брачно-семейные;

2. половозрастное распределение труда;

3. взаимоотношения по распределению пищи и правила ведения охоты;

4. правила разрешения диспутов между членами общины;

5. правила ведения войн между племенами.

Характерной особенностью мононорм считается то, что они складывались спонтанно, способом «проб и ошибок», однако при этом отсутствовали особые органы, которые их формировали и использовали. Древний человек отбирал и сохранял только те правила поведения, которые в наилучшей степени способствовали выживанию рода, племени, обеспечению их единства посредством регуляции брачно-семейных взаимоотношений, коллективной трудовой деятельности, взаимопомощи.

Мононормы с точки зрения обязательности их осуществления можно систематизировать на нормы-запреты и нормы-ожидания.

Нормы-запреты существовали в форме табу, и за их нарушение следовало строгое наказание. Если каждое табу есть запрет, то не всякий запрет каких-либо действий, есть табу. Табу считался запретом особенного рода. Согласно суждению знаменитого учёного Ю.И. Семенова, чтобы норма запрета была признана в конкретном социуме как табу, она обязана включать в себя три ключевых составляющих элемента:

1. Глубокое убеждение людей, которые принадлежат к конкретному коллективу, что осуществление его членом конкретных действий неминуемо навлечёт не только на этого индивида, однако и на весь коллектив какую-то ужасную опасность, вероятно, даже приведёт к гибели всех их. При этом люди не могут сказать ничего конкретного ни о природе данной опасности, ни о том, вследствие чего и каким образом подобные действия влекут её за собой. Им известно только, что, пока люди воздерживаются от подобного рода действий, данная опасность остается тайной, когда же они их совершают, данная опасность автоматически из потенциальной преобразуется в настоящую и грозит им всем. В силу этого они рассматривают человека, совершающего подобного рода действия, в то же время как пребывающего в опасности, так и представляющего опасность для коллектива.

2. Чувство страха: ощущение ужаса перед неизвестной опасностью, которую навлекают популярные действия, и тем самым страх перед данными навлекающими опасность поступками.

3. Непосредственно запрет, норма. Наличие запрета свидетельствует о том, что ни веры в опасность
, которая навлекается данными актами поведения человека, ни ужаса перед ней не было достаточно для того, чтобы предотвратить людей от совершения опасных действий. Отсюда следует, что подобные действия были чем-то привлекательным для людей, что были какие-то довольно могущественные силы, которые подталкивали человека к их совершению27.

Таким образом, как отмечает Ю. Семенов, «табу представляли собой нормы поведения как бы извне навязанные обществу какой-то посторонней, внешней силой, с которой невозможно было не считаться»28.

У множества народов были определены жёсткие правила поведение, из числа которых насчитывалось большое количество запретов, они были призваны уменьшить беззаконие сильных, превосходство зоологического эгоизма первобытного человека. Запреты базировались на религиозных верованиях, полагалось, что за несоблюдение определённых запретов духи либо прочие разнообразные божества наказывали людей заболеваниями и смертью. Кроме того, несоблюдение запретов приводило к изгнанию из рода, физическим санкциям и смерти.

Нормы-ожидания существовали в формы традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, легенд и вырабатывали у человека установку на позитивное поведение, не содержали жёстких наказаний.

Особое место из числа норм-ожиданий занимали легенды. Формировавшееся общественное сознание и представления об общественных нормах повсюду в простых обществах носили мифический характер. Они в образной форме отображали находящийся вокруг мир и помогали человеку ориентироваться в нём. Легенды сообщали человеку об оптимальных и ужасных способах поведения, их последствиях, а кроме того включали накопленные предшествующими поколениями общественный навык. Индивид лучше усваивал общественные нормы, навык, знания естественных и социальных явлений с помощью такого рода образной формы, как мифологические ритуалы и действия. Легенды выступали руководством к действию, с помощью которого человек реализовывал собственное поведение, создавал взаимоотношения с людьми. Таким образом, легенды помогали человеку адаптироваться к находящемуся вокруг его обществу и сформировать постоянные правила поведения, которые бы регулировали человеческую деятельность.

Нормы нравственности регулировали деятельность человека в догосударственный период развития общества с помощью моральных (этических) требований и принципов. Они базировались на представлениях общества либо единичных общественных групп о добре и зле, нехорошем и отличном, правосудном и незаслуженном, правдивом и безнравственном и прочее.


Под религиозными нормами подразумеваются правила поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми через призму требований высочайшей (священной) справедливости.

Формами выражения религии в догосударственный период развития общества были: тотемизм, фетишизм, анимализм и магия29.

Тотемизм - это вера в наличие близкой связи между какой-либо родовой группой и её тотемом – конкретным типом животных, в том числе и растений, ещё реже – иных объектов либо явлений природы. Род носил наименование собственного тотема, ему не преклонялись, однако считали его собственным «отцом», который может помочь всем членам семейства. Последние, со своей стороны не должны были уничтожать собственный тотем, наносить ему какой-либо ущерб, применять его в пищу. У любого рода был собственный священный центр, с которым соединялись предания о тотемических предках; здесь хранились тотемические реликвии и происходили разнообразные тотемические ритуалы. В целом тотемизм был особым идеологическим отображением связи рода с его природной сферой, связи, которая осознавалась в безусловно ясной в то время форме кровного родства.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства неодушевленных объектов, к примеру, конкретных орудий труда, объектов обихода, деревьев, камней, пещер, а позже и намеренно произведённых культов объектов.

Анимизм - вера в мистические создания, которые заключены в какие-либо тела либо функционируют самостоятельно.

Магия - вера в возможность человека особенным образом действовать на иных людей, животных, растения, явления природы. Не осознавая настоящей взаимозависимости наблюдаемых прецедентов и явлений, примитивный человек считал, что с помощью конкретных приёмов (действий и слов) возможно спровоцировать дождь, поднимать ветер, оказывать помощь и причинять вред людям и многое другое.

По этой причине уже наиболее ранние типы религии заключали в себе зачатки не только фантастических взглядов - веры, однако и священнодействий - религиозной практики.

Таким образом, отличительными признаками норм, имевшихся в догосударственный период развития общества считаются: регулирование взаимоотношений в первобытном обществе с помощью традиций; наличие норм в поведении и в сознании людей, которые, как правило, не зафиксированы в письменной форме; обеспечение норм в основном силой привычки, а кроме того надлежащими мерами убеждения и принуждения; запрет, как главный метод регулирования (отсутствие собственно прав и обязанностей); выражение в нормах интересов всех членов рода и племени. 



Заключение
Подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод, что первобытнообщинный строй был наиболее продолжительным по времени собственного существования в истории человечества более миллиона лет.

Первобытное общество на всём пути собственного существования стремилось повиноваться одному определённому человеку, что обуславливается естественными законами природы и выживания в целом. На ранних стадиях субъектом первобытной власти и в то же время её же объектом считался народ. длительный период времени просуществовала так именуемая «первобытная демократия». Со временем акцент внимания власти был перенесён на материальные блага, а если быть точнее, на накопление их у обладателей такого рода власти, что было определено возникновением в обществе добавочного продукта, в свою очередь, возникнувшего с приходом неолитической революции. Из этого следует, что непосредственно неолитическая революция положила начало процессу развития государства на основе классового разделения, для закрепления классового неравенства и наиболее точного распределения людей на классы «управляющих» и «управляемых».

Социальная власть, существовавшая в догосударственный период развития общества, обладала следующими основными особенностями. Данная власть: основывалась на семейных взаимоотношениях, поскольку базой организации общества был род (родовая община), то есть объединение людей по объективному либо предполагаемому кровному родству, а кроме того общности имущества и труда. Род складывался в период, когда на смену хаотическим половым связям пришла семья, которая была основана на коллективном, а затем и на парном браке. Любой род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, инициатора всеобщего трудового процесса; власть была непосредственно коллективной, выстраивалась на началах первобытной демократии