Файл: Конспекты уроков по родному русскому языку в 6 классе (70 часов).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В процессе заимствования происходят изменения и в значении слов. Например слово глобус в русском языке, имеющее значение «трёхмерная модель Земли или другой планеты», происходит от латинского слова globus, означающего «шар».
Все эти примеры показывают, что освоение иноязычных слов – длительный и непростой процесс.
2. Работа по учебнику
Упр. 30 (с. 32) – чтение текстов, обсуждение вопросов и заданий.
Чтение текстов рубрик «Круг чтения» и «Лингвистические заметки» (с. 33).
– Какие из приведённых иноязычных слов вам знакомы, какие вы встретили впервые?
V. Закрепление изученного материала
Упр. 31 (с. 34) – чтение, обсуждение вопросов.
Чтение текстов рубрик «Диалог культур» и «Лингвистические заметки» (с. 34).
VI. Подведение итогов урока
– С чем связаны трудности в освоении иноязычной лексики?
VII. Домашнее задание
Упр. 34 (с. 37): подготовить сообщения о происхождении слов (работа по группам).
Х о д у р о к а 12
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 34 – выступления групп.
III. Закрепление изученного материала
Упр. 32 (с. 34) – выполнение заданий 1–4.
Чтение текста рубрики «Из истории языка» (с. 36).
– Названия каких ещё российских городов образованы по той же словообразовательной модели, что и название Екатеринбург? (Петербург, Оренбург, Шлиссельбург.)
Упр. 33 (с. 36) – чтение, обсуждение вопросов и заданий.
Упр. 35 (с. 37) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
IV. Подведение итогов урока
– Какие изменения могут претерпеть иноязычные слова при освоении их русским языком?
– Как иноязычная лексика связана с переносными значениями русских слов?
V. Домашнее задание
Упр. 32, задание 5 (с. 34–35).
У р о к и 13–15. Современные неологизмы
Цели: формировать представление об особенностях возникновения и функционирования неологизмов, о классификации неологизмов; показать роль неологизмов в современном русском языке; развивать навыки работы со словарями, навыки работы в группе, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: понимание особенностей возникновения и функционирования неологизмов; умение относить неологизмы к определённым группам (по сфере употребления, по стилистической окраске); понимание роли неологизмов в современном русском языке; владение изучающим и поисковым видами чтения; умение связывать название и тему текста; умение пользоваться словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группах.
Х о д у р о к а 13
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 32, задание 5, – краткий пересказ текста.
III. Самоопределение к деятельности
– Как вы думаете, если слово появилось в языке, как долго оно будет считаться новым?
– От чего это зависит?
Каковы цели нашего урока? (Познакомиться с новой лексической группой – неологизмами, узнать об особенностях возникновения и функционирования новых слов.)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Лексический состав языка постоянно пополняется неологизмами. Интересно, что некоторые слова имеют точную дату рождения. Так, слово субботник впервые было употреблено 10 мая 1919 г.
Новые слова остаются неологизмами до тех пор, пока не утрачивают оттенок новизны и свежести. Когда же подобные слова становятся общеупотребительными, они перестают быть неологизмами. Со временем некоторые из них могут перейти в разряд историзмов. Так произошло с рядом слов советского периода.
В 20‑е гг. ХХ в. появилось много новых слов. Значительная их часть была образована по способу сложения: нэп (новая экономическая политика), рабфак (рабочий факультет), колхоз (коллективное хозяйство) и др. Со временем большинство подобных слов ушло в прошлое.
– Какие из перечисленных слов остались в языке? Какие вам приходилось слышать?
– Какие слова можно отнести к неологизмам в наше время?
По сфере употребления неологизмы в основном являются межстилевыми, иначе говоря – употребляемыми во всех функциональных стилях речи (имидж, йогурт, банкомат, граффити, терминал). Однако многие неологизмы более свойственны определённым стилям: научному (биолокатор, клонировать, озоновая дыра), деловому (инновация, инвестор, депозитарий, дилер) или разговорному (ксерить, напряг, невезуха).
2. Работа по учебнику
Упр. 36 (с. 38) – обсуждение вопросов и заданий.
Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 38–39).
V. Закрепление изученного материала
Упр. 37 (с. 39) – устное выполнение заданий на скорость – кто быстрее соотнесёт значение и слово.
Чтение текстов рубрик «Лингвистические заметки», «Круг чтения» (с. 39, 41).
Упр. 38 (с. 40) – чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.
VI. Подведение итогов урока
– Почему одни слова приживаются, осваиваются языком и остаются надолго, а другие недолговечны?
VII. Домашнее задание
Упр. 39 (с. 41): установить значение и происхождение слов
Х о д у р о к а 14
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 39 – выступления групп.
III. Закрепление изученного материала
1. Упр. 40 (с. 41) – письменное выполнение заданий 1–3.
– Какие ещё тематические группы неологизмов вы можете назвать? Приведите примеры.
Чтение и обсуждение текста рубрики «Лингвистические заметки» (с. 43).
IV. Подведение итогов урока
– В чём сложность использования неологизмов?
– На какие группы делятся неологизмы?
V. Домашнее задание
Упр. 42 (с. 43).
Х о д у р о к а 15
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 42 – обсуждение вопросов и заданий.
III. Закрепление изученного материала
Упр. 41 (с. 42) – устное обсуждение вопросов и заданий.
Упр. 43 (с. 44) – устное обсуждение вопросов и заданий.
Упр. 44 (с. 44) – чтение текста, самостоятельная работа с последующей проверкой.
IV. Подведение итогов урока
– В каких случаях употребление неологизмов уместно, а в каких – нет?
– Что значит выражение модные слова?
– Какие языки чаще всего являются источниками неологизмов в современном русском языке?
V. Домашнее задание
Упр. 45 (с. 45).
Упр. 46, задание 1 (с. 45).
У р о к и 16–18. Отражение во фразеологии истории и культуры народа
Цели: формировать представление о национально-культурной специфике русской фразеологии; показать, как отражаются во фразеологии обычаи, быт, исторические события, культура народа; развивать навыки работы со словарями, навыки работы в группе, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: понимание особенностей русской фразеологии, связи фразеологии с историей, культурой, бытом народа; владение изучающим и поисковым видами чтения; умение выделять тему текста; умение пользоваться словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группах.
Х о д у р о к а 16
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 45 – обсуждение вопросов и заданий.
Упр. 46, задание 1, – обсуждение вопросов.
III. Самоопределение к деятельности
– Знаете ли вы, что такое бирюльки? А что за сказка про белого бычка?
– Знали ли вы раньше о том, что такое турусы? С какой целью их использовали?
– Каковы цели нашего урока? (Познакомиться с историей возникновения и значениями фразеологизмов, прояснить разницу между обычными и фразеологическими словосочетаниями, понять значение фразеологизмов в речи.)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Не успели мы начать разговор по новой теме, как уже возникли вопросы. На один из них («Что такое турусы?») ответ содержится в тексте упр. 46. Мы оказались на минутку в далёком прошлом нашего народа: узнали не только смысл фразеологизма, но и исторические сведения, связанные с его возникновением.
Разберёмся и с некоторыми фразеологизмами из упр. 45.
– Как опознать фразеологизмы? Как отличить их от обычных словосочетаний в потоке речи, в тексте?
2. Работа по учебнику
Чтение текста рубрики «Лингвистические заметки» (с. 45).
V. Закрепление изученного материала
Упр. 46, задания 2–4 (с. 47).
VI. Подведение итогов урока
– В чём разница между обычными и фразеологическими словосочетаниями?
VII. Домашнее задание
Прочитать теоретический материал (с. 47).
Упр. 47 (с. 47).
Х о д у р о к а 17
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 47 – обсуждение заданий.
III. Закрепление изученного материала
Чтение текстов рубрик «Диалог культур» и «Круг чтения» (с. 48).
Упр. 48 (с. 48) – чтение текста, выполнение заданий 1–7
Упр. 49 (с. 50) – выполнение заданий с последующим обсуждением (работа в парах).
IV. Подведение итогов урока
– Какие словари помогут разобраться в происхождении и значении фразеологизмов? (Фразеологические.)
V. Домашнее задание
Упр. 48, задания 8, 9 (с. 50).
Х о д у р о к а 18
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 48, задания 8, 9.
III. Закрепление изученного материала
Чтение текста рубрики «Лингвистические заметки» (c. 50).
Упр. 51 (с. 51) – cамостоятельная работа с последующей проверкой.
IV. Подведение итогов урока
– Какие типы устойчивых сочетаний входят в состав фразеологии?
– Чем они различаются?
– О чём могут рассказать нам фразеологизмы?
– В чём вы видите особенности фразеологических словарей?
V. Домашнее задание
Упр. 50 (с. 51).
У р о к и 19, 20. Современные фразеологизмы
Цели: формировать представление о расширенном понимании понятия «фразеология»; показать, какие изменения происходят в составе фразеологии; развивать навыки работы со словарями, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: широкое и узкое понимание термина «фразеология»; умение наблюдать и фиксировать изменения в составе фразеологии; знание источников фразеологии; владение изучающим и поисковым видами чтения; умение пользоваться словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления.
Х о д у р о к а 19
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 50 – рассказы об истории, значении фразеологизмов, ситуациях их употребления и обсуждение выступлений.
III. Самоопределение к деятельности
– Как вы думаете, прошло ли время возникновения фразеологизмов?
– Меняются ли источники возникновения фразеологизмов?
– Сформулируйте тему урока. («Современные фразеологизмы».)
IV. Работа по теме урока
Слово учителя
Мы уже знаем, что многие фразеологизмы возникли ещё в древности. К исконно русским относятся фразеологизмы с головы до пят, на воде вилами писано, попасть как кур в ощип,