Файл: Конспекты уроков по родному русскому языку в 6 классе (70 часов).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
душа в пятки ушла, кричать во всю ивановскую и т. д.
Но далеко не все фразеологизмы по происхождению исконно русские. Многие заимствованы из разных европейских языков: латинского (за и против), французского (ищите женщину), английского (знание – сила), немецкого (вот где собака зарыта). Большая группа фразеологизмов заимствована из Библии: козёл отпущения , притча во языцех, не от мира сего, блудный сын, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень и т. д.
Вы заметили, что фразеологизмы могут прийти из народной речи (с жиру бесится, свинью подложить), а могут иметь книжный характер (см. примеры из Библии).
По фразеологизмам мы можем судить об их профессиональном или социальном происхождении: топорная работа, зелёная улица, играть первую скрипку, ставить в тупик, привести к общему знаменателю.
Оказывается, мы можем судить и о времени происхождения фразеологизмов.
Фразеология, как и русский язык в целом, продолжает развиваться, пополняться, появляются новые устойчивые выражения.
– Как вы думаете, какие из вышеназванных фразеологизмов возникли раньше, а какие – позже?
V. Закрепление изученного материала
Упр. 52 (с. 51) – обсуждение и выполнение заданий.
Чтение текстов рубрик «Моя Россия» и «Лингвистические заметки» (с. 52–53).
VI. Подведение итогов урока
– Какие изменения в составе фразеологии современного русского языка произошли на рубеже XX–XXI вв.?
VII. Домашнее задание
Упр. 55 (с. 54).
Прочитать текст рубрики «Из истории языка» (с. 55).
Х о д у р о к а 20
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 55 – выступления учеников и их обсуждение.
III. Закрепление изученного материала
Упр. 53 (с. 53) – устное объяснение значений фразеологизмов, письменное выполнение задания 2.
Упр. 54, задания 1–3 (с. 53), – обсуждение, письменное выполнение.
Чтение текста рубрики «Моя Россия» (с. 54).
Упр. 56 (с. 55) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
IV. Подведение итогов урока
– Почему важно знать и изучать фразеологизмы?
V. Домашнее задание
Упр. 54, задание 4 (с. 54).
Упр. 57, задание 1 (с. 55): повторить определения основных понятий раздела «Язык и культура».
У р о к 21. Обобщение по разделу «Язык и культура»
Цели: закрепить и проверить знания по темам раздела; развивать интерес к изучению русского языка; развивать умения находить необходимую информацию, готовить сообщения и выступать с ними; развивать навыки самостоятельной работы.
Планируемые результаты: понимание связи русского языка с историей и культурой; знание терминов, относящихся к разделу; умение сопоставлять факты в языках разных народов; умение находить необходимую информацию, готовить сообщения и выступать с ними; развитие познавательного интереса к русскому языку и к его изучению; развитие навыков самостоятельной работы.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 54, задание 4, – выступления учащихся с сообщениями об истории праздников и традициях, связанных с ними.
III. Закрепление изученного материала
1. Упр. 57, задание 1 (с. 55), – определения ключевых слов и словосочетаний раздела «Язык и культура» (реализация домашнего задания).
2. Вопросы для повторения
– Какие современные языки являются потомками древнерусского языка? (Русский, украинский, белорусский.)
– Как называются слова, образованные в русском языке по правилам и законам этого языка? (Исконно русские.)
– Какие народы используют азбуку кириллицу в наше время? Приведите примеры. (Русские, украинцы, белорусы, болгары, сербы.)
– В чём значение изобретения славянского алфавита?
– В какой сфере используется церковнославянский язык в наши дни? (В сфере богослужения.)
– Кто, по словам Пушкина, «освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова»? (Н.М. Карамзин.)
– Какую информацию несёт диалектная лексика? О чём рассказывают диалектные слова? (О связи человека и природы, о способах ведения хозяйства, об особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и т. д.)
– С какой целью используются диалектизмы в литературных произведениях?
– Какие древние языки дали начало многим словам европейских языков?
– Каковы причины заимствования слов в эпоху Петра Первого?
– Какие словари помогают определять значения заимствованных слов? (Этимологические.)
– В чём разница между обычными и фразеологическими словосочетаниями?
3. Продолжение работы по учебнику
Упр. 57, задание 2, – обсуждение слов В.Г. Костомарова, взятых эпиграфом к разделу «Язык и культура».
IV. Подведение итогов урока, рефлексия
– Что вам особенно запомнилось в разделе «Язык и культура»?
– Какие открытия вы для себя сделали?
V. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на тему «Как связаны язык и культура?».
У р о к и 22, 23. Стилистические особенности произношения и ударения
Цели: формировать представление об основных орфоэпических нормах русского языка; дать понятие о стилистических особенностях произношения и ударения и показать, чем они обусловлены; развивать навыки работы со словарями, навыки соблюдения орфоэпических норм.
Планируемые результаты: понимание необходимости овладения грамотной речью, соблюдения орфоэпических норм, стилистических особенностей произношения и ударения; умение наблюдать и фиксировать произносительные различия в русском языке; владение ознакомительным и изучающим видами чтения; умение пользоваться словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления.
Х о д у р о к а 22
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение и обсуждение творческих работ.
III. Самоопределение к деятельности
– Как вы считаете, что входит в понятие «культура речи»?
– Какой раздел языкознания изучает правила, законы, нормы правильного произношения? (Орфоэпия.)
– Всегда ли мы соблюдаем орфоэпические нормы? Что нужно знать, чтобы говорить грамотно?
– Почему важно правильно произносить слова и правильно ставить ударения?
– Сформулируйте тему урока. («Особенности произношения и ударения».)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Второй раздел учебника называется «Культура речи». Предваряет этот раздел высказывание Л.Н. Толстого: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Подумайте над этим замечанием великого писателя.
Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: лексические, грамматические, орфоэпические. Неряшливая речь, различия в произношении мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чём говорится, на то, как говорится.
Отклонения произношения от литературной нормы объясняются разными причинами: влиянием диалектов, просторечных слов, ситуацией общения, просто небрежным отношением к языку.
Многие писатели, наблюдая за живой речью, используют её в своих произведениях для характеристики героев: речь многое может сказать о человеке. Понаблюдаем и мы.
2. Работа по учебнику
Упр. 58 (с. 56) – чтение, обсуждение вопроса.
– Какие слова с неполным произношением вы опознали с трудом? Каким словам они соответствуют?
Чтение и обсуждение теоретического материала (с. 56).
Упр. 59 (с. 57) – чтение, обсуждение вопроса и заданий.
Упр. 60 (с. 58) –чтение, обсуждение заданий.
Упр. 61 (с. 58) – чтение, выполнение задания 1.
Чтение текстов рубрик «Моя Россия» (с. 57) и «Лингвистические заметки» (с. 59).
V. Подведение итогов урока
– Почему важно соблюдать орфоэпические нормы?
– В чём причины отклонений от литературных произносительных норм?
– Как узнать правильное произношение какого-либо слова?
VI. Домашнее задание
Упр. 61, задание 2 (с. 58).
Х о д у р о к а 23
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 61, задание 2.
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Мы довольно часто сталкиваемся с неправильным ударением и произношением в речи наших современников и даже в речи радио- и телеведущих. Почему это происходит? Трудности усвоения норм русского ударения связаны с его особенностями.
2. Работа по учебнику
Чтение теоретического материала (с. 59).
Чтение текста рубрики «Круг чтения» (с. 59).
IV. Закрепление изученного материала
Упр. 62 (с. 59) – выполнение задания с помощью словаря.
Упр. 64 (с. 60) – чтение, обсуждение вопросов.
Упр. 65 (с. 60) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
V. Подведение итогов урока
– В чём особенности русского ударения?
– В каких ситуациях возможно употребление профессиональных вариантов ударения?
– Какими словарями надо пользоваться, чтобы соблюдать литературные произносительные нормы? (Орфоэпическими, словарями трудностей русского языка.)
VI. Домашнее задание
Упр. 63 (с. 60).
У р о к 24. Нормы произношения отдельных грамматических форм: имена существительные и имена прилагательные
Цели: формировать правильное произношение грамматических форм русского языка и заимствованных слов; показать, чем обусловлены произносительные различия в русском языке; развивать навыки работы со словарями, навыки соблюдения орфоэпических норм, навыки работы в группе.
Планируемые результаты: понимание необходимости овладения грамотной речью, соблюдения орфоэпических норм; овладение нормами произношения существительных и прилагательных; владение ознакомительным и изучающим видами чтения; умения пользоваться словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группе.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 63 – чтение учениками фрагментов стихотворений для «Поэтического орфоэпического словаря».
III. Самоопределение к деятельности
– Почему возникают сложности в произношении некоторых русских слов?
– Что значит подвижное ударение?
– Как узнать о правильном произношении слова?
– Как бы вы сформулировали тему урока? («Нормы произношения отдельных грамматических форм».)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Уточним: мы займёмся сегодня нормами произношения двух именных частей речи – существительных и прилагательных. Сначала об именах существительных.
Существительные мужского рода множественного числа именительного падежа (одушевлённые и неодушевлённые) могут иметь два варианта окончания: -ы, -и – - а, -я, различающиеся стилистически: бухгалтеры, инструкторы, слесари; выборы, месяцы, почерки; но директора, мастера, повара; катера, паспорта, якоря.
В русском языке существует тенденция к переносу ударения на конец слова. Это относится и к именам прилагательным. Например, в XIX в. ударение в прилагательном английский падало на первый слог, а согласно современной норме это слово произносится с ударением на втором слоге. Ударение в словах дне́вный,
Но далеко не все фразеологизмы по происхождению исконно русские. Многие заимствованы из разных европейских языков: латинского (за и против), французского (ищите женщину), английского (знание – сила), немецкого (вот где собака зарыта). Большая группа фразеологизмов заимствована из Библии: козёл отпущения , притча во языцех, не от мира сего, блудный сын, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень и т. д.
Вы заметили, что фразеологизмы могут прийти из народной речи (с жиру бесится, свинью подложить), а могут иметь книжный характер (см. примеры из Библии).
По фразеологизмам мы можем судить об их профессиональном или социальном происхождении: топорная работа, зелёная улица, играть первую скрипку, ставить в тупик, привести к общему знаменателю.
Оказывается, мы можем судить и о времени происхождения фразеологизмов.
Фразеология, как и русский язык в целом, продолжает развиваться, пополняться, появляются новые устойчивые выражения.
– Как вы думаете, какие из вышеназванных фразеологизмов возникли раньше, а какие – позже?
V. Закрепление изученного материала
Упр. 52 (с. 51) – обсуждение и выполнение заданий.
Чтение текстов рубрик «Моя Россия» и «Лингвистические заметки» (с. 52–53).
VI. Подведение итогов урока
– Какие изменения в составе фразеологии современного русского языка произошли на рубеже XX–XXI вв.?
VII. Домашнее задание
Упр. 55 (с. 54).
Прочитать текст рубрики «Из истории языка» (с. 55).
Х о д у р о к а 20
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 55 – выступления учеников и их обсуждение.
III. Закрепление изученного материала
Упр. 53 (с. 53) – устное объяснение значений фразеологизмов, письменное выполнение задания 2.
Упр. 54, задания 1–3 (с. 53), – обсуждение, письменное выполнение.
Чтение текста рубрики «Моя Россия» (с. 54).
Упр. 56 (с. 55) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
IV. Подведение итогов урока
– Почему важно знать и изучать фразеологизмы?
V. Домашнее задание
Упр. 54, задание 4 (с. 54).
Упр. 57, задание 1 (с. 55): повторить определения основных понятий раздела «Язык и культура».
У р о к 21. Обобщение по разделу «Язык и культура»
Цели: закрепить и проверить знания по темам раздела; развивать интерес к изучению русского языка; развивать умения находить необходимую информацию, готовить сообщения и выступать с ними; развивать навыки самостоятельной работы.
Планируемые результаты: понимание связи русского языка с историей и культурой; знание терминов, относящихся к разделу; умение сопоставлять факты в языках разных народов; умение находить необходимую информацию, готовить сообщения и выступать с ними; развитие познавательного интереса к русскому языку и к его изучению; развитие навыков самостоятельной работы.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 54, задание 4, – выступления учащихся с сообщениями об истории праздников и традициях, связанных с ними.
III. Закрепление изученного материала
1. Упр. 57, задание 1 (с. 55), – определения ключевых слов и словосочетаний раздела «Язык и культура» (реализация домашнего задания).
2. Вопросы для повторения
– Какие современные языки являются потомками древнерусского языка? (Русский, украинский, белорусский.)
– Как называются слова, образованные в русском языке по правилам и законам этого языка? (Исконно русские.)
– Какие народы используют азбуку кириллицу в наше время? Приведите примеры. (Русские, украинцы, белорусы, болгары, сербы.)
– В чём значение изобретения славянского алфавита?
– В какой сфере используется церковнославянский язык в наши дни? (В сфере богослужения.)
– Кто, по словам Пушкина, «освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова»? (Н.М. Карамзин.)
– Какую информацию несёт диалектная лексика? О чём рассказывают диалектные слова? (О связи человека и природы, о способах ведения хозяйства, об особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и т. д.)
– С какой целью используются диалектизмы в литературных произведениях?
– Какие древние языки дали начало многим словам европейских языков?
– Каковы причины заимствования слов в эпоху Петра Первого?
– Какие словари помогают определять значения заимствованных слов? (Этимологические.)
– В чём разница между обычными и фразеологическими словосочетаниями?
3. Продолжение работы по учебнику
Упр. 57, задание 2, – обсуждение слов В.Г. Костомарова, взятых эпиграфом к разделу «Язык и культура».
IV. Подведение итогов урока, рефлексия
– Что вам особенно запомнилось в разделе «Язык и культура»?
– Какие открытия вы для себя сделали?
V. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на тему «Как связаны язык и культура?».
У р о к и 22, 23. Стилистические особенности произношения и ударения
Цели: формировать представление об основных орфоэпических нормах русского языка; дать понятие о стилистических особенностях произношения и ударения и показать, чем они обусловлены; развивать навыки работы со словарями, навыки соблюдения орфоэпических норм.
Планируемые результаты: понимание необходимости овладения грамотной речью, соблюдения орфоэпических норм, стилистических особенностей произношения и ударения; умение наблюдать и фиксировать произносительные различия в русском языке; владение ознакомительным и изучающим видами чтения; умение пользоваться словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления.
Х о д у р о к а 22
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение и обсуждение творческих работ.
III. Самоопределение к деятельности
– Как вы считаете, что входит в понятие «культура речи»?
– Какой раздел языкознания изучает правила, законы, нормы правильного произношения? (Орфоэпия.)
– Всегда ли мы соблюдаем орфоэпические нормы? Что нужно знать, чтобы говорить грамотно?
– Почему важно правильно произносить слова и правильно ставить ударения?
– Сформулируйте тему урока. («Особенности произношения и ударения».)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Второй раздел учебника называется «Культура речи». Предваряет этот раздел высказывание Л.Н. Толстого: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Подумайте над этим замечанием великого писателя.
Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: лексические, грамматические, орфоэпические. Неряшливая речь, различия в произношении мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чём говорится, на то, как говорится.
Отклонения произношения от литературной нормы объясняются разными причинами: влиянием диалектов, просторечных слов, ситуацией общения, просто небрежным отношением к языку.
Многие писатели, наблюдая за живой речью, используют её в своих произведениях для характеристики героев: речь многое может сказать о человеке. Понаблюдаем и мы.
2. Работа по учебнику
Упр. 58 (с. 56) – чтение, обсуждение вопроса.
– Какие слова с неполным произношением вы опознали с трудом? Каким словам они соответствуют?
Чтение и обсуждение теоретического материала (с. 56).
Упр. 59 (с. 57) – чтение, обсуждение вопроса и заданий.
Упр. 60 (с. 58) –чтение, обсуждение заданий.
Упр. 61 (с. 58) – чтение, выполнение задания 1.
Чтение текстов рубрик «Моя Россия» (с. 57) и «Лингвистические заметки» (с. 59).
V. Подведение итогов урока
– Почему важно соблюдать орфоэпические нормы?
– В чём причины отклонений от литературных произносительных норм?
– Как узнать правильное произношение какого-либо слова?
VI. Домашнее задание
Упр. 61, задание 2 (с. 58).
Х о д у р о к а 23
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 61, задание 2.
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Мы довольно часто сталкиваемся с неправильным ударением и произношением в речи наших современников и даже в речи радио- и телеведущих. Почему это происходит? Трудности усвоения норм русского ударения связаны с его особенностями.
2. Работа по учебнику
Чтение теоретического материала (с. 59).
Чтение текста рубрики «Круг чтения» (с. 59).
IV. Закрепление изученного материала
Упр. 62 (с. 59) – выполнение задания с помощью словаря.
Упр. 64 (с. 60) – чтение, обсуждение вопросов.
Упр. 65 (с. 60) – самостоятельная работа с последующей проверкой.
V. Подведение итогов урока
– В чём особенности русского ударения?
– В каких ситуациях возможно употребление профессиональных вариантов ударения?
– Какими словарями надо пользоваться, чтобы соблюдать литературные произносительные нормы? (Орфоэпическими, словарями трудностей русского языка.)
VI. Домашнее задание
Упр. 63 (с. 60).
У р о к 24. Нормы произношения отдельных грамматических форм: имена существительные и имена прилагательные
Цели: формировать правильное произношение грамматических форм русского языка и заимствованных слов; показать, чем обусловлены произносительные различия в русском языке; развивать навыки работы со словарями, навыки соблюдения орфоэпических норм, навыки работы в группе.
Планируемые результаты: понимание необходимости овладения грамотной речью, соблюдения орфоэпических норм; овладение нормами произношения существительных и прилагательных; владение ознакомительным и изучающим видами чтения; умения пользоваться словарями, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группе.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 63 – чтение учениками фрагментов стихотворений для «Поэтического орфоэпического словаря».
III. Самоопределение к деятельности
– Почему возникают сложности в произношении некоторых русских слов?
– Что значит подвижное ударение?
– Как узнать о правильном произношении слова?
– Как бы вы сформулировали тему урока? («Нормы произношения отдельных грамматических форм».)
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Уточним: мы займёмся сегодня нормами произношения двух именных частей речи – существительных и прилагательных. Сначала об именах существительных.
Существительные мужского рода множественного числа именительного падежа (одушевлённые и неодушевлённые) могут иметь два варианта окончания: -ы, -и – - а, -я, различающиеся стилистически: бухгалтеры, инструкторы, слесари; выборы, месяцы, почерки; но директора, мастера, повара; катера, паспорта, якоря.
В русском языке существует тенденция к переносу ударения на конец слова. Это относится и к именам прилагательным. Например, в XIX в. ударение в прилагательном английский падало на первый слог, а согласно современной норме это слово произносится с ударением на втором слоге. Ударение в словах дне́вный,