Файл: Характеристика современной системы органов социальной защиты рф.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


· Организация дневного пребывания: в учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

· Консультативная помощь: в учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

· Реабилитационные услуги: социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социально-психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах. [22; 366]

Формы предоставляемых социальными службами услуг определены Государственными стандартами:

· Материальная помощь (денежные средства, продукты питания, промышленные товары, средства передвижения, специальное оборудование, протезно-ортопедические изделия, медикаменты, топливо и т.д.).

· Помощь на дому (выполнение хозяйственно-бытовых услуг, присмотр за детьми, медико-социальная помощь и другие услуги).

· Постоянное обслуживание в условиях стационара (питание, социально-бытовое обеспечение, медико-санитарное обеспечение, медицинская, трудовая реабилитация, организация досуга).

· Консультативная помощь.

· Предоставление временного приюта.

· Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. [23]

Лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получить социальную помощь в случае обращения в социальную службу. Специалисты социального учреждения обязаны проверить соответствие параметров жизненной ситуации обратившегося нормативно предписанным требованиям к получателю социальной помощи.

Сложившаяся в настоящее время система социального обслуживания в России носит территориально-ведомственный характер, то есть максимально приближена к населению.

Управление социальным обслуживанием населения осуществляют территориальные (региональные и районные) органы социальной защиты населения, которые строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи, службами занятости, а также общественными, и религиозными организациями.


Финансирование социального обслуживания осуществляется на бюджетной основе и складывается из:

· нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня (субъекта федерации или муниципального) в размере не менее 2 % расходной части бюджета;

· средств из федерального бюджета на выполнение отдельных задач;

· финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня по реализации областных, городских и районных программ;

· дополнительных средств из областного и местного бюджета на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

· доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности;

· благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Государственные стандарты социального обслуживания регламентируют социальные услуги, обеспечивающие важнейшие потребности человека: социально-бытовые; социально-психологические; социально-правовые; социально-педагогические; социально-медицинские и другие потребности граждан. [7]

Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг. Права социальных работников, занятых в государственном и муниципальном секторах:

· работа на условиях трудового договора (контракта);

· бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований;

· защита профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;

· получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания;

· бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселке городского типа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. [21; 350]

Кроме того, социальные работники имеют право на обеспечение спецодеждой, обувью и инвентарем или получение денежных компенсаций на их приобретение, внеочередное обслуживание предприятием торговли, общественного питания, быта, бесплатный проезд на транспорте общего пользования, первоочередную установку телефона.


Ряд факторов сдерживает развитие сети социальных служб:

· проблемы, связанные с механизмом контроля объема и качества предоставляемых социальных услуг;

· нехватка в социальной сфере компетентных, образованных специалистов;

· несовершенство нормативно-законодательной базы;

· недостаточное финансирование некоторых проектов;

· недостаточная информированность населения о деятельности социальных служб;

· низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

· низкая информированность населения о деятельности социальных служб;

· отсутствие широкого участия в формировании государственного заказа на объем услуг населению в части социального обслуживания всех секторов социального партнерства: органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и ассоциации предпринимателей и некоммерческих организаций. [21; 389]
1.2 Характеристика современной системы органов социальной защиты РФ
В настоящее время создание сети разнообразных социальных служб с целью предоставления помощи разным группам населения близка к завершению. Это значит, что множество социальных проблем имеют определенные законом организационно-правовые и финансовые рамки их решения. С одной стороны, получается, что кристаллизация бюрократических структур в социальной работе близка к завершению. С другой, чтобы отвечать требованиям меняющейся действительности, социальные службы должны гибко реагировать на новые проблемы, увеличивая число функций имеющихся служб или создавая новые, специализированные.

Тенденция создания максимально экономичной территориальной сети социальных служб, охватывающих своей деятельностью все проблемные категории населения, привела к проектированию и реализации модульной системы служб. В этой системе каждая служба состоит из отделений-модулей, специализированных на оказании социальной помощи определённой категории населения. В зависимости от проблем обслуживаемой территории структура учреждения социального обслуживания формируется как набор отделений-модулей, наиболее адекватно отвечающих местным социальным потребностям.

Наиболее широкий набор модулей имеют комплексные центры социального обслуживания населения (КЦСОН).

Они могут содержать до 13 отделений:

· Организационно-методическое отделение направлено на макросоциальные мероприятия. Проводит социальный мониторинг территории обслуживания, составляет её «социальный паспорт». Прогнозирует социальные процессы и предлагает меры совершенствования социальной защиты населения территории. Внедряет передовые формы и виды социальной помощи. Разрабатывает и распространяет методические материалы по вопросам социальной защиты. Информирует население через СМИ о деятельности КЦСОН.


· Консультативное отделение консультирует по вопросам социального обслуживания, по вопросам профориентации, образования и трудоустройства инвалидов. Содействует решению правовых проблем, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения, осуществляет социально-психологическое консультирование, оказывает экстренную психологическую помощь по «телефону доверия».

· Отделение срочного социального обслуживания оказывает в кризисной ситуации разовую помощь бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, денежным пособием для поддержания жизнедеятельности. Предоставляет психологическую, доврачебную медико-социальную и юридическую помощь. Содействует в получении временного жилого помещения.

· Отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан обеспечивает товарами первой необходимости по сниженным ценам малообеспеченных граждан, направляемых отделением срочного социального обслуживания.

· Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям патронирует неблагополучные семьи, содействует воспитанию детей, обучению членов семьи здоровому образу жизни, поддержанию психического и физического здоровья, разрешению семейных конфликтов. Проводит обследование личности, анализ поведения для определения тактики психолого-педагогической помощи. Диагностирует психофизическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка, его склонности и способности. Корректирует искажения развития и нарушения общения у детей, неадекватные эмоциональные реакции и стереотипы поведения, конфликтные взаимоотношения родителей с детьми, девиантные родительские установки в воспитании детей, нарушения супружеских отношений. Проводит тренинги по снятию тревожности и стресса, преодолению неадекватных форм поведения. Организует деятельность групп взаимопомощи, клубов общения, проводит семинары, круглые столы, беседы по вопросами семьи и детства.

· Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывает психологическую, юридическую, педагогическую, социальную и иные виды помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию. Отделение предоставляет формы обслуживания: предоставление услуг разового характера; стационарное обслуживание (предоставление комплекса социальных услуг в рамках стационарного отделения); нестационарное обслуживание (предоставление комплекса социальных услуг без проживания в отделении). Целью деятельности отделения является создание необходимых условий для обеспечения максимально-полной социально-психологической реабилитации и адаптации женщин в обществе и семье с привлечением органов государственной власти, учреждений и ведомств общественных и благотворительных организаций к решению вопросов женщин с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. [20; 190]


Специалисты отделения - специалисты по социальной работе, медицинские сестры, юристы, психологи работают по следующим направлениям: предоставление социально-бытовых услуг: временное проживания в стационарном отделении женщин и детей, социально-бытовое обслуживание; предоставление социально экономических услуг: содействие в получении материальной помощи, в решении вопросов трудоустройства, оформление документов; социально-психологическая реабилитация: психологическое консультирование, психодиагностика, психологическая коррекция, психологические тренинги; социально-правовая помощь: осуществление защиты прав и законных интересов женщин, консультирование по вопросам применения норм действующего законодательства, разъяснение конституционных прав и гарантий; представление законных прав иностранных граждан; социально-педагогические услуги: социально-педагогические услуги детям; социально-педагогические услуги детям в зависимости от их социального положения; социально-педагогические услуги детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Категории женщин, обслуживаемых в отделении: женщины, подвергшиеся сексуальному, психологическому, физическому насилию; женщины, пережившие потерю близких людей, измену; женщины, проживающие в малоимущих семьях; несовершеннолетние, имеющие детей; женщины с ограниченными возможностями; женщины, находящиеся в конфликте с семьей; одинокие женщины; самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и школ-интернатов.

· Отделение профилактики безнадзорности предназначено для профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, индивидуальной работы с детьми и подростками «группы риска», социальной помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, выпускникам интернатных учреждений, семьям, пострадавшим в результате терактов, семьям с детьми- инвалидами. Основными задачами отделения являются:

1. Работа по профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.

Выявление совместно с государственными, общественными, и другими организациями (учреждениями здравоохранения, учреждениями образования, внутренних дел, центром занятости и т.д.) причин и факторов социального неблагополучия асоциальных семей и семей с детьми «группы риска», а также их потребностей в социальной помощи

Помощь семьям в решении проблем самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.