Файл: Учебное пособие курск 2015 2 удк 614(075. 8) Издается по решению ббк 51. 1 я73.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19
Вариант 9
Численность детей разных возрастов в городе Б. и число посещений амбула- торно-поликлинических учреждений с профилактической целью (в абс. числах)
Возраст в годах Численность детей Число поликлинических посещений
0-1 600 7 200 1-3 400 1 600 4-14 29 000 31 200
Итого:
30 000 40 000
Примечание. Число педиатрических коек – 120, число врачей-педиатров – 300.
Вариант 10
Численность детей разных возрастов в городе М. и число посещений амбулатор- но-поликлинических учреждений с профилактической целью (в абс. числах)
Возраст в годах Численность детей Число поликлинических посещений
0-1 750 8 500 1-3 1 200 3 650 4-14 48 050 47 860
Итого:
50 000 60 000
Примечание. Число педиатрических коек – 200, число врачей-педиатров – 250.
Вариант 11
Численность детей разных возрастов в городе В. и число посещений амбула- торно-поликлинических учреждений с профилактической целью (в абс. числах)
Возраст в годах Численность детей Число поликлинических посещений
0-1 400 4 000 1-3 800 3 400 4-14 18 800 18 600
Итого:
20 000 26 000
Примечание. Число педиатрических коек – 80, число врачей-педиатров – 200.
Вариант 12
Число прошедших профилактические осмотры и число выявленных больных кариесом зубов в разных группах населения (в абс. числах)
Группы населения
Число прошедших профилак- тические осмотры
Число выявленных боль- ных кариесом зубов
Беременные женщины
7800 1250
Животноводы
5600 1500
Механизаторы
8000 2500
Доярки
4500 1800
Лица, работающие с ядохимикатами
1050 750
Итого:
26950 7800
Примечание. В Курской области работают 406 врачей-стоматологов и врачей-стоматологов хирургов, 206 зубных техников, численность населения – 1 332 384 человек.

20
Вариант 13
Число детей разных возрастов в районе деятельности стоматологической поли- клиники, число стоматологов, обращений по поводу кариеса зубов (в абс. числах)
Возраст в годах
Численность детей
Число обращений по пово- ду кариеса зубов
Число стомато- логов
0-3 750 150
-
4-6 1 200 750
-
7-14 48 050 55 000
-
Итого:
50 000 55 900 23
Вариант 14
Число детей разных возрастов в районе деятельности стоматологической поли- клиники, число стоматологов и число посещений с профилактической целью (в абс. числах)
Возраст в годах
Численность детей
Число профилактических посещений
Число стомато- логов
0-1 1 000 800
-
2-6 4 500 6 000
-
7-14 8 000 12 000
-
Итого:
13 500 18 800 20
Вариант 15
Численность беременных женщин с экстрагенитальными заболеваниями и здо- ровых в районе деятельности женской консультации, число обращений по по- воду периодонтитов (в абс. числах)
Группы беременных женщин
Численность беременных женщин
Число обращений по поводу перио- донтитов
Здоровые
250 25
С болезнями системы кровообраще- ния
45 25
С анемией
50 15
С дисфункцией щитовидной железы
10 4
Итого:
355 69
Примечание. В Курской области работают 75 стоматологов ортопедического профиля, чис- ленность населения – 1 332 384 человек.
Вариант 16
Число детей дошкольного возраста, прошедшие профилактические осмотры в некоторых районах Курской области, число выявленных больных с заболевани- ями пародонта (в абс. числах)
Район Курской об- ласти
Число прошедших профилак- тические осмотры
Число выявленных больных с заболеваниями пародонта
Беловский
750 100
Железногорский
1 000 200
Льговский
500 150
Итого:
2 250 450
Примечание. В Курской области развёрнуто 60 коек для стоматологических больных, чис- ленность населения – 1 332 384 человек.


21
Вариант 17
Число детей разных возрастов в районе деятельности стоматологической поли- клиники, число стоматологов и число посещений по поводу острого стоматита
(в абс. числах)
Возраст в годах
Численность детей
Число обращений по пово- ду острого стоматита
Число стоматологов
0-1 2 000 800
-
1-3 2 000 1 200
-
4-14 16 000 3 200
-
Итого:
20 000 5 200 24
Вариант 18
Число прошедших профилактические осмотры и число выявленных больных кариесом зубов в разных группах населения (в абс. числах)
Группы населения
Число прошедших профи- лактические осмотры
Число выявленных больных кариесом зубов
Дошкольники
39 000 10 000
Школьники
134 000 90 000
Юноши допризывного возраста
30 000 5 000
Учащиеся вузов, ПТУ
19 000 3 000
Итого:
222 000 108 000
Примечание. В стоматологических поликлиниках города работают 60 врачей-стоматологов и
720 средних медицинских работников, численность населения – 50 000 человек.
Контрольные вопросы
Что такое относительные величины, общая методика их расчета.
Применение относительных величин в практике здравоохранения.
Классификация относительных величин.
Определение интенсивных показателей, методика их вычисления и область применения.
Определение экстенсивных показателей, методика их вычисления и область применения.
Применение показателей наглядности, как они вычисляются?
Тестовые задания
1. Укажите несколько правильных ответов
Виды относительных величин экстенсивные; интенсивные; соответствия; наглядности; соотношения.
2. Укажите правильный ответ
Уровень инфекционной заболеваемости населения характеризуется показателем: соотношения; экстенсивным;

22 интенсивным; наглядности.
3. Установите несколько вариантов соответствий
Показатели относительных величин
Виды диаграмм
1) интенсивные показатели а) столбиковая
2) экстенсивные показатели б) линейная в) радиальная г) секторная д) внутристолбиковая
4. Укажите несколько правильных ответов
Интенсивными показателями являются: перинатальная смертность; структура материнской смертности; общая заболеваемость; послеоперационная летальность; причины младенческой смертности.
5. Укажите несколько правильных ответов
Недостатки экстенсивных показателей: не полно характеризуют явление, так как не связаны со средой, продуцирующее явление; невозможно сравнить различные совокупности; используются для сопоставления динамики частоты изучаемого явления во времени; характеризуют конкретную совокупность в конкретный момент времени; все верно.
6. Укажите правильный ответ
Область применения показателя наглядности: оценка структуры явления; оценка динамики явления; анализ динамики нескольких признаков, имеющих одинаковую размерность; анализ динамики нескольких признаков, имеющих разную размерность; анализ динамики одного признака, имеющего разную размерность.
7. Укажите правильный ответ
Область применения экстенсивного показателя: оценка структуры явления; оценка динамики явления; анализ динамики нескольких признаков, имеющих одинаковую размерность; анализ динамики нескольких признаков, имеющих разную размерность; анализ динамики одного признака, имеющего разную размерность.
8. Укажите правильный ответ
Область применения интенсивного показателя: оценка структуры явления; оценка динамики явления; анализ динамики нескольких признаков, имеющих одинаковую размерность; анализ динамики нескольких признаков, имеющих разную размерность; анализ динамики одного признака, имеющего разную размерность.


23 9. Установите несколько вариантов соответствий
Относительные величины:
Примеры: экстенсивные; а) показатели рождаемости; показатель соотношения; б) обеспеченность населения койками; в) структура заболеваемости; г) показатели смертности; д) структура смертности; е) обеспеченность населения врачами.
10. Установите несколько вариантов соответствий
Относительные величины:
Примеры: интенсивный показатель; а) показатели рождаемости; показатель соотношения; б) обеспеченность населения койками; в) структура заболеваемости; г) показатели смертности; д) структура смертности; е) обеспеченность населения врачами.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

ГЛАВА IV
ДИНАМИЧЕСКИЕ РЯДЫ И ИХ АНАЛИЗ
Динамическим рядом называют ряд однородных статистических величин, пока- зывающих изменение какого-то явления во времени. Числа, составляющие ди- намический ряд, являются уровнями ряда. Они могут быть абсолютными, отно- сительными или средними величинами.
Типы динамических рядов. Ряды могут быть простыми (состоять из абсолют- ных величин) и сложными. Простой динамический ряд может быть двух типов: моментный и интервальный.
Моментный ряд состоит из величин, характеризующих размеры явления на определённые даты – моменты. Уровни моментного ряда не подлежат дробле- нию. Например, динамика коечного фонда в г. К. с 2008 по 2011 г. (на конец каждого года).
Интервальный ряд – ряд чисел, характеризующих какие-либо итоги за опре- делённый интервал времени (сутки, неделя, месяц, год). Например, динамика числа родившихся в районе К. за 2008 – 2011 гг. интервальный ряд можно раз- делить на более дробные периоды, а также можно укрупнить интервалы.
Основными показателями, которыми можно характеризовать динамический ряд, являются:
Абсолютный прирост (убыль) – разность между последующим и предыдущими уровнями.
Темп прироста (убыли) – процентное отношение абсолютного прироста к предыдущему уровню.
Абсолютное значение 1% прироста (убыли) – отношение абсолютного прироста
(убыли) к темпу прироста (убыли).
Темп роста (снижения) – процентное отношение последующего уровня к предыдущему.

24
Иногда динамика изучаемого явления представлена не в виде непрерывно ме- няющегося в одном направлении явления, а скачкообразными изменениями.
В таких случаях используют различные методы выравнивания динамического ряда: укрупнение интервалов, расчёт групповой и скользящей средней, метод наименьших квадратов.
Укрупнение интервала производят путём суммирования данных за ряд смеж- ных периодов (табл. 4).
Как видно из табл. 4, помесячные числа заболеваний дизентерией то увеличи- ваются, то уменьшаются. После укрупнения интервалов по кварталам года можно увидеть определённую закономерность, наибольшее число заболеваний приходится на летне-осенний период.
Таблица 4
Сезонные колебания случаев дизентерии в г. N в 2010 году
Месяцы
Наименование данных
I
II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Итого за
2010 г.
Число заболеваний дизенте- рией по месяцам
2 7
5 15 9 26 15 37 22 14 3 1
156
По кварталам
14 50 74 18 156
Вычисление групповой средней для каждого укрупнённого периода производят так: суммируют смежные уровни соседних периодов, а затем полученную сум- му делят на число слагаемых (табл. 5).
Таблица 5
Динамика заболеваемости подростков 15-17 лет сифилисом
за 2005-2010 г. в России (на 100 000 подростков)
Годы
Показатели
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Заболеваемость сифилисом
278,0 388,3 368,6 279,4 269,2 151,1
Групповая средняя
333,1 324,0 210,1
Для уровней динамического ряда, представленных в табл. 5, характерны волно- образные колебания. Выравнивание ряда путём вычисления групповой средней позволило получить данные, иллюстрирующие довольно чёткую тенденцию к постепенному снижению заболеваемости подростков сифилисом.
Вычисление скользящей средней позволяет каждый уровень заменить на сред- нюю величину из данного уровня и двух соседних с ним (табл. 6).
Таблица 6
Динамика заболеваемости подростков 15-17 лет сифилисом за 2005-2010 г.
в России (на 100 000 подростков)
Годы Заболеваемость подростков сифилисом Средняя скользящая Скользящая по Урбаху
2005 278,0 – у
1
-
306,9 2006 388,3 – у
2 344,9 344,9 2007 368,6 – у
3 345,4 345,4 2008 279,4 – у
4 305,7 305,7 2009 269,2 – у
5 233,2 233,2 2010 151,1 – у
6
-
171,7


25
Пример расчёта: для 2006 г. (278,0+388,3+368,6)÷3=344,9; для 2007 г.
(388,3+368,6+279,4)÷3=345,4; для 2008 г. (368,6+279,4+269,2)÷3=305,7; для
2009 г. (279,2+269,2+151,1)÷3=233,2.
Очевидно, этот метод исключает из анализа средние величины первого и по- следнего уровня.
Поэтому для более точного определения тенденции изучаемого явления можно рассчитать скользящие средние крайних уровней по формуле Урбаха:
2005 г. (7у
1
+4у
2
-2у
4
)÷9=7×278,0+4×388,3-2×368,6÷9=306,9;
2010 г. (7у
6
+4у
5
-2у
4
)÷9=7×151,1+4×269,2-2×279,4÷9=171,7.
Метод наименьших квадратов позволяет наиболее точно выравнивать тенден- ции изучаемого явления.
Динамический ряд в случае применения данного метода должен иметь не менее
5 хронологических дат, количество их должно быть нечётным, а интервалы между ними – одинаковыми.
Пример выравнивания динамического ряда методом наименьших квадратов приведён в табл. 7.
Таблица 7
Динамика заболеваемости подростков 15-17 лет психическими расстрой-
ствами за 2006-2010 г. в России (на 100 000 подростков)
Хронологические даты (годы)
Заболеваемость психическими расстройствами
(Y)
Порядковый но- мер хронологиче- ской даты от цен- тральной (X)
X×Y
X
2
Выравненные уровни заболе- ваемости психи- ческими рас- стройствами
2006 159,2
-2
-318,4 4
156,1 2007 154,1
-1
-154,1 1
158,9 2008 165,6 0
0 0
161,8-0,0 2009 159,1
+1
+159,1 1
164,6 2010 170,9
+2
+341,8 4
167,5
Σ
Σ
Y
=808,9
Σ
X×Y
=+28,4 Σ
X
2
=10
Даты искомой прямой линии округляются по следующей формуле: y
1
=a
0
+a
1
×x, где a
0
- это хронологическая средняя (значение центральной хронологической да- ты), которая вычисляется по формуле: a
0
=
S
y

, где
S – сумма хронологических дат (периодов);
Σy – сумма всех значений изучаемого явления. a
0
=
8
,
161 5
9
,
808

a
1
– это коэффициент поправки искомого расстояния, который определяется по формуле: a
1
=



2
x
y
x
x – порядковый номер (расстояние) хронологических лет от центральной, при- нятой за 0.

26
Сумма произведений x×y определяется с учётом алгебраических знаков a
1
=
84
,
2 10 4
,
28



зная величины a
0
и a
1
, подставляем их в уравнение: y
1
= a
0
+a
1
×x и, придавая последовательные значения чисел ряда X, получим вы- ровненный динамический ряд заболеваемости подростков психическими рас- стройствами.
2006 г. y
1
=161,8+(+2,84×(-2))=156,1 2007 г. y
2
=161,8+(+2,84×(-1))=158,9 2009 г. y
4
=161,8+(+2,84×(+1))=164,6 2010 г. y
5
=161,8+(+2,84×(+2))=167,5
Представляем динамический ряд в виде линейной диаграммы.
145 150 155 160 165 170 175 2006 2007 2008 2009 2010
годы
за бо л
ев ае мо ст ь пси хи че ск им ра сст ро йст ва ми
Заболеваемость психическими расстройствами выравненная заболеваемость психическими расстройствами
Рис. 1. Динамика заболеваемости подростков 15-17 лет психическими рас- стройствами и выравненной заболеваемости психическими расстройствами в
России за 2006-2010 гг.
ЗАДАНИЕ. Вычисление показателей динамического ряда.
На основе приведённых данных требуется изобразить динамический ряд гра- фически и указать тип его; вычислить показатели динамического ряда:
1) абсолютный прирост (убыль), 2) темп прироста (убыли), 3) абсолютное зна- чение 1% прироста (убыли), 4) темп роста (снижения); выравнить динамиче- ский ряд одним из способов и изобразить его графически.
Численность населения России в 1994-2001 гг. (в млн. на начало года)
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 148,1 147,9 147,6 147,1 146,7 146,3 145,5 144,8