Файл: 1 Особенности содержания досуговой деятельности детей младшего школьного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
«Национальный социально – педагогический колледж»
Специальность:
Педагогика дополнительного образования
Дисциплина: Основы педагогического мастерства
Практическое задание №1
Выполнил:
Обучающийся Сулимова Ангелина Николаевна
Преподаватель:
Седунова Людмила Михайловна
Пермь – 2021
Задание по теме 1.6. Особенности содержания досуговой деятельности детей младшего школьного возраста
Цель: формирование умений определять особенности содержания досуговой деятельности детей младшего школьного возраста.
1. На внеурочных занятиях с детьми в возрасте 7-9 лет, идет знакомство с зимовкой животных. Тема занятия: «Что делает медведь зимой?». Моделируем ситуацию, где попадаем ночью в лес. (Визуализируем) - Поздно вечером, гуляя по лесу, мы видим большую яму. (на темно синем листе картона рисуем гуашевыми красками большое черно-коричневое пятно) - Включили фонарик и увидели над ямой мягкий сугроб снега. Осветили снег фонариком и увидели: снег не просто белый, где попадает свет от фонаря – теплый, желтоватый, а в тени – синий, фиолетовый. (рисуем снег плавными линиями, как бы накрывая, укутывая «яму») - Заглядываем в яму… Видим солому, она ярко желтая, теплая, лежит кучей, но мы видим и отдельные соломинки. Солома колючая. (полусухой кистью рисуем солому) - На соломе светло - коричневый бугор. (смешав коричневый цвет с желтым, рисуем «бугор») - Пригляделись, а это медведь….. (прорисовываем голову, лапы…) 2. На занятиях по рукоделию детям нужно научиться собирать бусы, узнать какие и из каких материалов они бывают. - Девочка Даша потеряла бусы, они рассыпались. Необходимо найти бусины и собрать их на нитку. (Дети становятся сыщиками) - Находим бусины в песке, в воде, на полу…. - Определяем их качества. («Примеряют» на себя роль экспертов) Бусины из камня: гладкие, тяжелые, холодные, твердые. Тонут в воде, многие сливаются с песком, по ровной поверхности не катятся. Деревянные бусины: гладкие, на ощупь теплые, не тяжелые, не тонут в воде. Пластиковые: гладкие, ровные, тонут в воде, яркие. - Все собранные бусины нанизываем на прочную нитку или леску, собрали бусы для Даши. 3. По окончанию учебного года для детей и их родителей проводится театрализованное представление «Пираты», в которое вовлекаются все учащиеся и их родители. Дети готовы показать свои умения, а родители приготовили для них подарки. - Группа туристов попадает к пиратам. Чтобы выбраться – нужна карта. Части карты находятся в разных местах и их охраняют пираты. Чтобы их получить нужно выполнять задания (задания составляются в соответствии с изученным материалом) - Собрав карту, участники находят клад (подарки), пираты отпускают туристов. Театрализация — это использование средств театра в педагогическом процессе. Театральное искусство — эффективное средство воспитания творческой личности. Вхождение театра в учебный процесс помогает не только расширить кругозор учащихся, но и способствует формированию их коммуникативных компетенций, развитию образного мышления, воображения, памяти, выразительности речи. Сыгранный однажды эпизод, останется в памяти ребят, как некое творчество, ценность. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму человека, но и к его чувствам. Не будем забывать индивидуальные психологические особенности младших школьников, их потребность в активном движении, в чувственном переживании произведений, ведущей роли наглядно-образного мышления. Данный подход позволяет: – осуществить вовлеченность всех детей в учебный процесс, вне зависимости от ведущего канала восприятия; – развить ассоциативное мышление; – быть способным к коммуникации и сотрудничеству; – использовать проблемный метод на уроке, который позволит пережить получение нового знания как собственного открытия, а его понимание воспринимать как личностную ценность; – повысить познавательную мотивацию и сделать изучение предмета более успешным; – объединить детей, родителей и учителей, для того, чтобы образовательный и воспитательный процесс стал более эффективным. Проигрывание ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. Дети становятся более устойчивыми к травмирующим событиям, могут выработать механизмы психологической защиты, преодолевать боязнь выступления перед большой аудиторией и решать самостоятельно свои проблемы. Коллективная театрализация воздействует на личность ребенка целостно, раскрепощает его. В этот момент активизируются все имеющиеся у него возможности, создаются благоприятные условия для социализации ребенка, усиливаются его адаптационные способности, возникают чувства удовлетворения, радости, от выявления скрытых талантов. Как же замотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях? Мотивация может быть внешней – не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами, и внутренней – связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе занятий. Самой мощный стимул «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла в продолжение посещения занятий. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации. Правильно преподносить содержание проводимых занятий, чтобы это было интересно. Уделяется внимание каждому ребенку, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректируется непонятное или неправильно понятое действие. Осуществляется связь занятия с другими предметами, которые возможно изучаются в школе, расширяя кругозор учащихся. Создается ситуация успеха, через выполнение новых заданий посильных для всех учащихся посещаемых данные занятия. Положительный эмоциональный настрой, через создание на занятии доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя. Использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, коллективный поиск решения проблемы, оказание учащимися помощи друг другу. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи. В деле повышения интереса ребенка к процессу данного вида деятельности очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Уважение личности каждого ребенка. |
|
Задание по теме 1.7. Особенности содержания досуговой деятельности подростков
Цель: формирование умений определять особенности содержания досуговой деятельности подростков.
Задание 4. Разработайте педагогические ситуации:
1)иллюстрирующие применение различных методов организации досуга подростков в школе, в организации дополнительного образования, в семье (не менее 2).
Обоснуйте, какие возможности имеют данные методы?
2)иллюстрирующие вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержания общения детей, испытывающих затруднения в общении.
2)иллюстрирующие вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержания общения детей, испытывающих затруднения в общении.
Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени.
1. Методы игры и игрового тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявить симпатии и антипатии учащихся, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др.). Игры показывают уровень развития организаторских способностей детей и подростков, выявляют их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.
2. Методы театрализации. Досуг детей и подростков имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит учащихся с разнообразными сюжетами жизни.
3. Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Учащихся необходимо учить состязаться. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, значит, стимулирует крайние формы поведения: азарт, волнение, эффект, обиды и др.
4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – равноправные члены школьных клубов, объединений, творческих коллективов. В организации совместной досуговой деятельности детей и взрослых, основанной на равноправном духовном контакте.
5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем для детей и подростков условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Учитель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к сопротивлению и, если действия для него неожиданны, в большинстве случаев принимает его позицию.
6. Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Методы импровизации противостоят школьным методам репетиционности, порождают азарт ребенка, развивают творчество.
Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности.
Задание по теме 1.8. Особенности содержания досуговой деятельности молодежи
Цель: формирование умений определять особенности содержания досуговой деятельности молодежи.
Задание 5. На основе анализа материалов лекции и учебно-методических пособий составьте характеристику реализации форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности, с обоснованием их особенностей. Приведите конкретные примеры (не менее 4). Определите их цели и задачи, спланируйте их проведение на определенный срок (на 1 месяц)
Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
по содержанию (познавательные, развлекательные);
по времени (кратковременные, периодические, систематические);
по характеру (пассивные, активные);
по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).
Фитнес. Занятия различными видами фитнеса мотивируют на укрепление здоровья в связи с высоким уровнем предполагаемых рисков (психологических, экологических, техногенных) в ситуациях повседневной жизнедеятельности.
Систематические занятия фитнесом развивают скрытые физические, духовные возможности личности, утверждают потребность в самореализации.
Волонтёрский пикник — сезонно проводится в парках культуры и отдыха, лесопарках, природных парках, усадебно-парковых комплексах, на побережьях рек, озёр. Целевое предназначение волонтёрского пикника — расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практико- ориентированных задач, связанных как с защитой окружающей природной среды, так и сохранением культурного ландшафта на определённой территории; овладение волонтёрами системой средств, прежде всего организационных, при создании локального социально-культурного пространства; развитие творческих способностей участия в культурных программах, в том числе в мастер-классах, конкурсах, например авторской песни у костра.
Ландшафтный фестиваль (театральный, этнофутуристический, фольклорно- этногра-фический). Доминирующий структурный компонент фестиваля — спектакль на открытом воздухе в пространстве природных памятников культуры.
Уникальный природный ландшафт в виде основной сценической площадки спектакля позволяет ощутить социокультурную реальность установления диалога зрителей с природой. Значение посещения спектаклей на природной сцене, их зрелищность определяются возможностями осмыслить роль сохранения природной среды как экосистемы в ряду основных культурных потребностей, повысить уровень экологического поведения, а также раскрыть творческий потенциал в ходе участия в мастер-классах по актёрскому мастерству, занятиях по народным танцам.
Мега-квесты — интеллектуальные игры в рамках молодёжного проекта «Лига креативных игр». Разнообразие тематики предполагает предоставление участникам простора для действий на основе получения только основной информации как начального звена для последующего детального изучения смоделированной проблемной ситуации. Ориентация на выполнение интеллектуальных заданий, имеющих увлекательный смысл, оптимизацию поиска выбора вариантов конструктивных решений, связанных с событиями реальной городской жизни, требует проявления аналитических умений и навыков, а главное
— желания работать в команде, находить решения в нестандартных ситуациях.
Интернет-соревнования. Достаточно широкий охват студенческой аудитории способствует развитию самых разных направлений молодёжной культуры: музыкальной, танцевальной, спортивной и др.; позволяет личности осваивать новые социальные роли поведения на профессиональных форумах: активного участника, наблюдателя, общественного эксперта. Вызывая положительную мотивацию, интернет-состязания формируют у молодых людей оценочные суждения об организации проведения конкурсов и достигнутых практических результатах, тем самым утверждая их жизненные позиции, стимулируя к созданию новых социально-культурных отношений.
Электронные книги, журналы. Локальный/ дистанционный доступ к версиям книг, журналов в цифровой форме изменяет вектор познавательной активности личности в сторону большей самостоятельности поискового характера во
всемирной сети, стимулирует личность к постоянному самосовершенствованию в сфере сетевого взаимодействия, тем самым изменяя приёмы организации досуга.
Открытость доступа, комфортность хранения на электронных носителях, экологичность делают их привлекательными в качестве ведущего средства получения требующейся информации в структурированном виде.
Электронные выставки (персональные, коллективные) в библиотеках, музеях, картинных галереях. Использование интернет-технологий для знакомства с экспонатами выставки в режиме как индивидуального, так и массового доступа; отсутствие пространственно-временных ограничений — характерные признаки данных выставок. усиление положительных эмоций пользователей от просмотра видеоматериалов, посвященных образцам культурного наследия, а также возможность моделирования диалогических отношений со специалистами, организаторами выставки в режиме онлайн достигаются за счёт использования мультимедийных, дизайнерских и прочих программ. Информативная, просветительная функции как ведущие функции электронных выставок развивают интерес к самообразовательной деятельности, повышают уровень культурной компетенции в значимой для пользователя отрасли знания.
Виртуальные культурные сообщества. Как продукт современных информационных технологий данные сообщества объединяют молодых людей со схожими культурными потребностями и любительскими интересами, тем самым поддерживая их положительный образ «я». Ведущие их функции: познавательная, нацеленная на приобретение и обмен метакоммуникативной информацией для создания виртуального образа культурного продукта; ценностно-смысловая, обусловленная направленностью жизненных установок членов культурных сообществ на приобщение к системе норм и ценностей, присущих конкретной виртуальной среде; практико-ориентированная, открывающая возможность участия в социальных, культурных проектах, характерных для данного сообщества, в режиме онлайн.