Файл: Учебное пособие по разделам Язык, речь, общение, Нормы современного литературного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(Е. Н. Ширяев)

1. Что понимается под кодификацией языка?

2. Какие нормы называются кодифицированными?

3. Назовите основные способы кодифицирования языка.

4. В чем опасность установления только жестких, незыблемых норн?

5. Приведите примеры исторической изменчивости норм.

6. Какова основная задача культуры речи?

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ ГРУПП СОГЛАСНЫХ

Спишите предложения, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Объясните (устно) правописание выделенных слов.

1. Съезд постановил упра.мить казачье звание и ур..внять казаков со всеми прочими (Седых). 2. Он приехал прямо с работы, это чувствовалось по утомленному дыханию, теням под глазами (Нагибин). 3. И ше..вуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уз..цы мужичок (Н. Некрасов). 4. Один только дальний луг еще слался перед ними (Гоголь). 5. Эскадра че..вовала своих героев (Степанов). 6. Чесность в науке так же необходима, как знания (Гранин). 7. Его соперники, зави..ливые водяные медики, ра..пустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных (Лермонтов). 8. Лаптев знал фамилии всех тесных художников и не пропускал ни одной выставки (Чехов). 9. Чуть голубоватый снег бре..жил в окошечко (А.Н. Толстой). 10. Полозья саней ре..ко вы..жали (В. Иванов). 11. Голос его дребс.жал, как треснув¬ . шая. кастрюля (Чехов). 12. Марина принесла бутылку рома, лимон, сахар, и ж..емка запылала (Гончаров).
2.3. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ


Термин орфоэпия восходит к древнегреческому слову orthoepela (от orthos — правильный и epos — речь). Орфоэпия — это: 1) совокупность произносительных норм языка, обеспечивающая сохранение единообразия звукового оформления слов 2) раздел языкознания, изучающий нормы произношения. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения (акцентологические нормы).




  1. Познакомьтесь с «Орфоэпическим словарем русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы» (М., 1987).

Прочитайте вступительную статью «Как пользоваться словарем». Назовите основные задачи этого словаря. Какая информация о словах в нем содержится?

Проанализируйте словарные статьи абитуриент, девиз, класть, нужный.

Какие нормативные характеристики слов в них даются?

  1. Укажите, в каких словах под ударением произносится [о], а в каких [э].

Произношение каких слон допускает варианты.

При выполнении упражнения пользуйтесь «Орфоэпическим словарем русского языка».

Афера, бесшерстный, блеклый, валежник, гренадер, единоплеменный, желчь, жердочка, зацветший, зев, клест, маневры, местоименный, нареченный, одновременный, опека, оседлый, осетр, острие, отцветший, платеж, пресек, раскаленный, современный, щелка, ярем.


Образец выполнения. В слове зев произносится звук [э], произношение зёв является неправильным. Слово желчь допускает два варианта произношения: жёлчь — со звуком [о] и доп. желчь — с [э].

  1. Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным — в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.

Альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бактерия, бандероль, бассейн, берет, бизнес, ватерлиния, велотрек, вундеркинд, гейзер, генетика, геодезия, гипотеза, гротеск, дебют, дегустация, декан, демагог, депо, детектив, идентичный, интеллект, модель, нейрохирург, нейтрон, панель, партер, полонез, протез, протекция, терапевт, термос, террор, форель, шедевр, шинель, штемпель штепселе экземпляр, экспресс.

  1. Сопоставьте выделенные слова. Какие орфоэпические нормы произношения сочетаний согласных делают эти слова рифмами?




  1. Как Млечный Путь, любовь твоя

Во мне мерцает влагой звездной,

В зеркальных снах над водной бездной

Алмазность пытки затая.

(Волошин)

  1. И неведомо, я ли не прав

Или сердце к тому безучастно,

Что, отверженный облик приняв,

Ты, как прежде, нетленно прекрасна!

(Клюев)

  1. И шелестят травой сухой

Мои старинные болезни...

И ночь. И в ночь — тропой глухой

Иду к прикрытой снегом бездне...

(Блок)

Как произносятся в литературном языке слова поздно, праздник, бездна, звездный, грустный, честный, безучастный, счастливый, хвастливый? Возможны ли здесь варианты?

5. О каком произношении -ся/сь- свидетельствуют рифмы приводимых поэтических фрагментов? Какую норму произношения можно считать современной?

1. Но к ночи, руками за гриву держась,

Конем увлекаемый к бою,

Уж по полю мчался израненный князь,

С закинутой навзничь главою...

(А. К. Толстой)

2. В густой траве пропадешь с головой.

В тихий дом войдешь, не стучась...

Обнимет рукой, оплетет косой

И, статная, скажет: «Здравствуй, князь.

Вот здесь у меня — куст белых роз.

Вот здесь вчера — повилика вилась.

Где был, пропадал? Что за весть принес?

Кто любит, не любит, кто гонит нас?»

(Блок)

3. Чего же я трушу? Ведь я, как грамматику,

Бессонницу знаю. У нас с ней союз.


Зачем же я, словно прихода лунатика,

Явления мыслей привычных боюсь.

(Пастернак)

4. Этот пыл не называй судьбою,

Легкодумна вспыльчивая связь, —

Как случайно встретился с тобою,

Улыбнусь, спокойно разойдясь.

(Есенин)

5. Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос.

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось. (Есенин)

6. Как, с вашей точки зрения, лучше произнести -ся/-съ в возвратных глаголах в следующих строках М. Цветаевой? Обоснуйте свой ответ.

1. Любовь? Любовь! И в судорогах, и в гробе

Насторожусь — прельщусь — смущусь — рванусь.

О милая! Ни в гробовом сугробе,

Ни в облачном с тобою не прощусь.

2. И слезы ей — вода, и кровь —

Вода, — в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха — Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости,

7. Поставьте ударение в приводимых ниже словах в соответствии с нормами литературного языка. Укажите варианты. При выполнении упражнения пользуйтесь «Орфоэпическим словарем русского языка».

Августовский, асбест, афера, блага, баржа, гусеница, дефис, жаворонок, заговор, каучук, километр, комбайнер, лосось, мастерски, медикаменты, миллиметр, мышление, ненависть, обеспечение, партер, плесневеть, портфель, похороны, ржаветь, случай, творог, усугубить, экскурс, юродивый.

9. Сколько ошибок допущено в приведенных ниже предложениях? Какие нарушения акцентологических норм вы можете в них отметить?

1. Раз в месяц, обычно по средам, она клала деньги в банк. 2. Наши намерения заключить этот договор и подписать итоговый документ искренни. 3. Хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим гостям. 4. Нужно обратиться к эксперту по этому вопросу и одновременно углубить разработку проблемы. 5. Несмотря на сложнейшее положение в этой отрасли индустрии, добыча нефти v. последние месяцы заметно возросла

10. Поставьте ударения, в грамматических формах следующих слов. Произнесите их вслух, соблюдая правильное ударение.

Баловать — балую — балует — балованный.

Важный — важна — важно — важны.

Гнать — гонит — гнала — гнали.

Длинный — длинна — длинно — длинны,

Ждать —- ждала — ждало — ждали.

Звонить — звонит — звонишь — звонят.

Красивый — красивее — красивейший.

Ломоть — ломтя — ломти.

Начать — начал — начала — начали.

Понять — понял — поняла — поняли.

Равный — равна — равны.

Сердиться — сердится — сердятся.

Целый — цел — цела — цело.

Ясли — яслей — в яслях.

11. Замечательный русский лингвист М. В. Панов ввел понятие «фонетический портрет». Фонетический портрет включает описание особенностей произношения конкретного лица. Дайте свой фонетический автопортрет, ответив на следующие вопросы.


1. Как вы произносите безударные гласные звуки в словах беда, молоко, пятак, часы, жена?

2. Какой согласный звук — [г] или [у]' — вы произнесете в словах гам, город, град, гул?

3. Как вы произнесете последний согласный в словах Бог и благо?

4. Даны слова: бокал, конгресс, ноктюрн, оазис, поэма, поэт, прогресс, революция, рояль, сонет. Подчеркните слова, в которых вы произнесете безударный гласный [о], а не [а].

5. Мягкий или твердый звук вы произносите на месте н в данных словах?

Бантик, бензин, вонзить, десантник, Индия, консилиум, мундир, пенсия.

6. Какие звуки вы произносите на месте сочетаний ндск, нтск, нтств?

7. Голландский, ирландский, интендантство, комендантский, курсантский, президентство, президентский, эмигрантский. 7. Подчеркните слова, в которых вы произнесете сочетание [чн]. Булавочный, горничная, горчичник, гречневый, двоечник, копеечный, коричневый, лоточник, перечница, полуночник, порядочный, пряничный, сказочный, скучный, стрелочник, что, яичница, яблочный.
ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь, Ь НА КОНЦЕ СЛОВ; Ь В ГЛАГОЛАХ И НАРЕЧИЯХ

  1. Повторите правила правописания разделительных ъ и ь. Перепишите словосочетания, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

Ад--ютант командующего, батал..оны пехоты, безъядерная зона, в..езд в город, мясной бул..он, день прем..еры, делать ин..екции, предъявить новые требования, -об..ект анализа, необ..ятный простор, экспорт сыр..я, субъективная точка зрения, сэкономленное время, четырех..элементное соединение, сверхъестественные явления, меж..ярусные перекрытия, учет конъюнктуры, пред..угадать желания, трех..язычный словарь.

  1. Объясните, в каких случаях пишется ь в именах существительных. Перепишите, вставляя ь, где это необходимо.

Ключ.., мол одеж.., меч.., реч.., пять кляч.., вещ.., много встреч.., мелоч.., нет туч.., программа передач.., выделка кож.., рож.., брош.. .

  1. Повторите правила написания ь в формах глагола и наречиях. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Испеч.. пирог, извлеч.. корень, превозмоч.. усталость, нестись вскач.., береч.. силы, упасть навзнич.., открыть настеж... отреж..те хлеба, составит., план, выпьеш.. чаю, исправ.те ошибки, встает., рано, спешит., на работу, отправ..те письма.