Файл: Учебное пособие по разделам Язык, речь, общение, Нормы современного литературного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Национальная специфика русского этикета нашла отражение в пословицах и поговорках. Познакомьтесь с некоторыми из них и сформулируйте правила общения, рекомендуемые пословицами и поговорками.

От учтивых слов язык не отсохнет.

Ласковое слово пуще дубины.

Недоброе слово что огонь жжет.

Гордым быть — глупым слыть.

Красна беседа смирением.

Знай более, а говори менее.

Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди.

Что поставят, то и кушай, а хозяина дома слушай.

В чужой монастырь со своим уставом не ходи,

Чин чина почитай, а меньшой садись на край.

Красно поле пшеном, а речь слушанием.

Доброе молчание лучше пустого болтания.

На ласковое слово не сдавайся, на противное не обижайся.

За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся.

Добра не мыслишь — и худа не говори.

На языке медок, а на сердце ледок.

В очи льстив, а за очи лжив.

Хорошее слово — половина дела.

Не молвя слова — крепись, а молвя слово — держись.

Без рассуждения не твори осуждения.

В спорах да во вздорах пути не бывает.

Спорить спорь, а браниться грех.

Спасибо — великое дело.

Своего спасиба не жалей, а чужого не жди.

5. Составьте небольшое выступление, цель которого — убедить слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. Для аргументации используйте приведенные высказывания. Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума.

(Английский поэт

Альфред Теннисон, 1809-1892)

Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящных искусств.

(Американский философ и писатель

Ралф Эмерсон, 1803—1882)

Манеры слишком часто остаются в пренебрежении, а между тем приобретение хороших манер очень важно как для мужчин, так и для женщин... Жизнь слишком коротка, чтобы можно было надеяться успеть вполне отделаться от дурных манер; кроме того, в манерах отражаются добродетели.

(Шотландский экономист и философ

Адам Смит, 1723-1790)

Воспитанность — это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени.

(Английский писатель и государственнй деятель

Филип Честерфилд, 1694—1773

Вежливое, уважительное отношение к окружающим, лежащее в основе этикета, может быть выражено невербальными (несловесными) средствами: жестами, мимикой, позой, движениями, а также речевыми средствами. Поэтому принято выделять речевой этикет.

Речевой этикет — система выработанных в данном языке формул, которые служат для установления контакта между собеседниками и поддержания общения в нужной тональности.

Формулы речевого этикета — типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении. Такие формулы помогают организовать этикетные ситуации (приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, утешение, сочувствие, знакомство, просьба и др.) с учетом социальных, возрастных и психологических факторов, а также сферы общения.



6. Используя толковый словарь, разграничьте литературные и просторечные, официальные и неофициальные формулы речевого этикета. Опишите ситуации, в которых они могут быть употреблены.

Приветствие: Добрый день (утро, вечер)! — Привет! — Здравствуйте! — Здорово! — Мое почтение! — Наше вам! — Здравия желаю!

Обращение; Гражданин! — Простите за беспокойство... — Будьте любезны... — Скажите, пожалуйста... — Товарищ проводник! — Молодой человек! — Коллеги! — Уважаемый! — Мужчина! — Братья и сестры!

Прощание; До свидания! — Всего доброго! — До встречи! - Будь здоров! — Доброго здоровьица! — Пока! — Позвольте откланяться!

7. Какие выражения вы употребите, чтоба а) побудить собеседника замолчать, б) выразить сочувствие в следующих ситуациях:

— на работе (официально),

— дома (со взрослыми и детьми),

— в сугубо мужской (женской) компании.

8. Составьте варианты извинений:

— за неловкое движение в транспорте (перед пожилым человеком, ребенком),

— за поздний звонок (перед родителями друга, сверстницей),

— за случайное опоздание (на занятие — перед преподавателем, на деловую встречу — перед партнером, на свидание — перед приятелем).

9. Поблагодарите:

— научного руководителя за помощь в написании работы,

— врача за сердечное отношение к вашим близким,

— артиста за доставленное удовольствие от спектакля,

— родителей за подарок ко дню рождения,

— друга за оказанную помощь.

10. Обратитесь с просьбой:

— к студенческому комитету

— помочь организовать туристическую поездку вашей группы,

— к родителям

— помочь принять гостей,

— к другу — познакомить с заинтересовавшим вас человеком.

11. Вежливо откажите в просьбе:

— ответить на вопрос, в котором вы некомпетентны,

— пойти в кино или в театр с человеком, который вам не нравится,

— одолжить вещь, которая нужна вам самому.

12. Составьте тексты приглашений на праздничный вечер:

— преподавателям факультета (официальное),

— студентам (неофициальное).

13. Подготовьте текст новогоднего поздравления, стараясь избегать штампов:

— декану факультета,

— любимому преподавателю,

— однокурсникам,

— родственникам,

— Другу (подруге).

14. Составьте и произнесите небольшие монологи применительно к следующим ситуациям:

— Спортивная команда, в которой участвовал ваш друг, проиграла, и вы хотите его утешить.

— Вы пришли в больницу к заболевшему родственнику и хотите выразить ему сочувствие и приободрить его.


— Вы вернулись домой позже, чем предполагалось; ваши родители расстроены, а вам предстоит объяснение.

ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ И КОСВЕННОЙ РЕЧИ, А ТАКЖЕ ПРИ ЦИТИРОВАНИИ

  1. Перепишите, расставляя пропущенные знак и заменяя, где нужно, строчные буквы прописными.

  1. Потом я спрашивал шепотом так они и не виделись больше. 2. Вы конечно не пойдете к заутрене любезно но холодно спрашивала его бабушка. 3. Я тоже сильно рассчитываю на это учтиво отвечал отец. 4. Рядом Каменка бывшее имение Раевских сказала Лиза Яворская он [Пушкин] подолгу гостил у них и написал здесь чудные стихи. 5. Этого еще не хватало воскликнула разгневанная бабушка. 6. Гимназистка, стоявшая рядом со мной, крикнула смотрите он сел прямо на пол. 7. Для меня ясно сказала она однажды что ты вряд ли сделаешься положительным человеком.

(Из произведений К. Паустовского)

  1. Замените прямую речь косвенной и запишите предложения. Укажите, в каких случаях замена невозможна и почему.

1. «Я завтра уеду утренним дилижансом, — прошептала Лена. — Смотри не вздумай провожать. Прощай». 2. «Лена! — позвала из темноты Анна Петровна. — Где же ты? Идем домой!» 3. Сэрму... спрашивал громовым голосом по-французски: «Что видим мы на этой интересной картинке?» 4. «Иди!» — крикнула она, и голос ее странно изменился. 5. «Я хотел предупредить вас, — сказал он, когда мы его окружили, — чтобы вы особенно деликатно вели себя теперь на уроках Оскара Федоровича». 6. «Дежурный, — сказал Субоч, — позовите ко мне Платона Федоровича». 7. «Вы мне объясните, — попросил я, — какое этот старый дом имеет отношение к вашей местной правде». 8. На пороге он обернулся, сказал, кивнув на меня: «Я в него верю», — и вышел, напевая.

(Из произведений К. Паустовского)

  1. Проанализируйте, как оформляются цитаты в текстах.

То я вспоминал Лермонтова: «Немая степь синеет, и венцом серебряным Кавказ се объемлет»; то пушкинские слова о том, что «каждый день уносит частицу бытия», то тютчевский весенний гром, похожий на то, как «ветреная Геба, кормя Зевесова орла, громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила», то фетовскую весну: «Из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май».

(К. Паустовского)

Далее Карамзин как бы подводит черту предшествующей жизни: «Вся моя библиотека обратилась в пепел, но История цела: Камоэнс спас «Луизиаду». Жаль многого, а Москвы всего более... В какое время живем! Все кажется сновидением».


(Ю. М. Лотман)

Пройдет еще немного времени, и Татьяна Ларина — девушка 1820-х годов — появится перед читателем «с французской книжкою в руках, с печальной думою в очах». Пушкинская героиня живет в мире литературы:

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов,

Клаоисой, Юлией, Дельфиной,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит..

(Ю. М. Лотман)


  1. НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА




    1. ПОНЯТИЕ НОРМЫ. ПРИЗНАКИ НОРМЫ




  1. Прочитайте высказывания, встретившиеся в современных радио- и телепередачах. Что неправильно в этих высказываниях?

1. На решение той задачи необходимы дополнительные средства. 2. Не могу согласиться о том, что говорил предшествующий докладчик. 3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени. 4. В современных переводах много языкувьгх погрешностей. 5. Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. 6. Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно. 7. Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении Муратова, мы просим позвонить по телефону. 8. Многие приняли участие в крёстном ходе.

2. Пользуясь толковым словарем русского языка, определите лексическое значение слова норма. Что, с вашей точки зрения, влияет на установление «правил» в языке, на закрепление в качестве нормы одного из возможных вариантов употребления слова, грамматической формы, одного из вариантов произношения?

3. Сравните следующие определения нормы литературного языка. Какие признаки нормы выделяются в каждом из них?

1. «Правильной» всегда представляется речь старших поколений... Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет ... Норма есть идеал, раз навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные.

(А. М. Пешковский).

2. Норма соответствует не тому, что «можно сказать», а тому, что уже сказано и что по традиции говорится в обществе...

(Э. Косериу)

3. Норма — это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих..., образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов.