Файл: Учебное пособие по разделам Язык, речь, общение, Нормы современного литературного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М. Горький). 5. Жизнь коротка, но прекрасна (Чехов). 6. Вечер был тихий, розовый (Тэффи). 7. Тэффи не склонна людям льстить, не хочет их обманывать и не боится правды (Адамович). 8. Он на все согласен (Аверченко). 9. У него жизнь — прекрасная (Чехов).
9. Образуйте краткие формы прилагательных. Укажите возможные варианты.
Безнравственный — бессмысленный — бесчисленный — бесчувственный — величественный — воинственный — естественный — искусственный — легкомысленный — медленный — откровенный — подведомственный — свойственный — соответственный — существенный — таинственный — тождественный — явственный — ... .
10. Подчеркните в приведенном списке слов прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень. Образуйте от них простую и сложную формы сравнительной степени, если это возможно.
Большой, бойкий, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, плохой, полосатый, робкий, смелый, скверный, сверхмощный, ультраправый, фиолетовый.
11. Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм степеней сравнения прилагательных, допущены в данных примерах? Исправьте эти предложения.
1. Это еще более худший вариант решения проблемы. 2. Она сегодня еще красивее. 3. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.
ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВАРНЫХ СЛОВ: ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ
12. Перепишите предложения, заменяя цифры словами.
1. Сумма ... вышла если не круглою, то значительною, а именно достигла до 411 843 р. 1/8 коп. (Гаришн). 2. Свыше 170 народностей и 260 миллионов человек, говорящих на 70 языках, населяют этот край (Ферсман). 3. А отцу Прохору написала, что он всегда будет получать от нее по 500 рублей в год (Мельников). 4. Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из 504 цифр, в течение 35 минут (Перельман). 5. В течение одной 1 000 000-й доли секунды в наш глаз вступает 400 ООО 000 волн (Перельман). 6. Мы совсем разучились склонять числительные Редкий оратор рискнет произнести даже трехзначное • число в другом падеже, кроме именительного. К примеру, если докладчику надо сказать, что 283 москвичам сделаны такие-то прививки
, то, в лучшем случае, эта фраза будет звучать так: «Двести восемьдесят трем человекам...» (газ.). 7. Решено было сперва играть по 30 минут в тайме (Казаков). 8. В иных местах ... насчитывали до 150 рыб на каждые десять саженей берега (Паустовский).
13. Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. Какие словосочетания связаны с нарушением норм употребления числительных?
Трое солдат — три солдата, четверо девушек — четыре девушки, семеро козлят — семь козлят, двое профессоров — два профессора, к обоим друзьям — к двум друзьям, к обоим соседкам — к обеим соседкам; о тысяче мелочей — о тысяче мелочах, с тысячей солдат — с тысячью солдат, в полтораста метрах — в полутораста метрах.
14. Запишите предложения, раскрыв скобки и выбрав нужную форму местоимения. В каких конструкциях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений? С чем это связано?
1. Аспирант попросил научного руководителя прочитать (свой, его) доклад. 2. Пушкин был сослан в (свое, его) имение. 3. Согласно (своему, его) завещанию, он был похоронен на деревенском кладбище. 4. Я поблагодарил ее за отправку (своей, ее) книги. 5. В основе трагической катастрофы у Достоевского всегда лежит замкнутость героя в (своем, его) собственном мире. 6. Он не приукрашивает (своей, его) жизни. 7. Я был тогда вдали от (моих, своих) друзей. 8. Он был тогда вдали от (своих, его) друзей. 9. Ты отвечаешь за (твои, свои) слова? 10. Я хочу представить вас (моей, своей) жене. 11. Она слышит за стеной голос учителя (своего, его) сына. 12. Он заметил, как какой-то человек уронил (свой, его) кошелек. 13. У него (своя, его) дорога.
15. Прочитайте предложения и определите, чем различаются по смыслу неопределенные местоимения с кое-, -то и -нибудь.
1. Из философии и риторики кое-что еще помню (Чехов). 2. Еду кой с кем повидаться чрез Николаевский мост (Некрасов). 3. Ну хоть наугад, кого-нибудь назовите (Куприн). 4. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь (Пушкин). 5. Что-то вдруг мелькнуло... шорох... тише (Пушкин). 6. Толпа окружала кого-то и кричала, волновалась, спорила (Бунин). 7. Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело (Паустовский).
16. Образуйте формы прошедшего времени от глаголов.
Глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть, отвергнуть.
17. Найдите деепричастные формы, не соответствующие нормам современного литературного языка. Какие формы используются в качестве нормы в современном русском языке?
1. Сапожник мой, схватя мешок, скорей домой (
Крылов). 2. Я долго стоял неподвижно, в далекие звезды вглядясь (Фет). 3. Она, хохотав и вязав чулок, жила себе беззаботно и припеваючи (Герцен). 4. Собакевич согласился охотно и тут же, подошед к бюро, собственноручно принялся выписывать (Гоголь). 5. Березы от леса, от хат, бегут, листками вороча (Маяковский). 6. Вот луч, покатясь с паутины, залег в крапиве (Пастернак). 7. Прощальных слез не осуша и плакав вечер целый, уходит с запада душа, ей нечего там делать (Пастернак). 8. Барометр, своим умом дошед до истины, что жарко, тем же делом и мнением занят (Ахмадулина).
18. Раскройте скобки и выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты.
Ждать (автобус, автобуса), ждать (встречу, встречи), ждать (решение, решения), искать (поддержку, поддержки), искать (дорогу, дороги), искать (спасение, спасения), искать (славу, славы), требовать (деньги, денег), требовать (справку, справки), просить (слово, слова), просить (прощение, прощения), просить (помощь, помощи), бояться (бабушку, бабушки), стесняться (сестру, сестры).
19. Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях. Какие нормы управления в них нарушены?
1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 2. Им руководила жажда в деятельности. 3. Следует уделять большее внимание на орфографию. 4. Первоклассники уже отличают звук и букву. 5. Мужество десантников вселяло страх противнику. 6. Мать тревожилась о ребенке. 7. Докладчик отметил о недостатках работы министерства. 8. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 9. Уже появилась рецензия о новом фильме.
20. Употребления каких форм сказуемого требуют нормы современного литературного языка в предложениях, подлежащее которых выражено словами большинство, меньшинство, множество, несколько? Проанализируйте формы сказуемых в следующих примерах. Чем объясняется в них выбор форм множественного или единственного числа? Какие факторы влияют на предпочтение той или иной формы?

1. Несколько пыльных электрических лампочек погасло (Паустовский). 2. Несколько журналистов уехали в свои редакции (Булгаков). 3. Приехало множество народу (Петрушевская). 4. Большинство писем доставлено днем (Лидин). 5. Несколько слуг бросились было в разные стороны (Пушкин). 6. Несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы (М. Горький). 7. Большинство писателей из тех, кто не ушел на фронт, трудятся в Радиокомитете (Лукницкий).
21. Исправьте, где нужно, ошибки в построении словосочетаний и предложений. Объясните, с действием каких норм они связаны.


1. В наше время женщина должна занять важную роль в политике. 2. Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растет преступность. 3. Мы говорим, что мы достигли в Думе. 4. Мы обращаемся к нашим политическим оппонентам ввести диалог. 5. Более пятидесяти депутатов проголосовали против этого решения. 6. В дискуссии участвовали много ученых. 7. Пенсионерам трудно оплатить квартиру. 8. Многие люди сейчас нуждаются — разве в этом мы не можем не согласиться. 9. Мы доводим закон от начала до конца. 10. Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана. П. Потому что эксперимент прошел удачно, удалось сделать интересны выводы. 12. Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия отцу в воспитании детей, особенно когда они знают и любят их, калечат психику ребенка. 13. Первые переводы Джерома в России появились вскоре после выхода их на его родине. 14. Все приведенные факты говорят за то, что операция провалена. 15. Посмотрев фильм, началась работа над рецензией о нем. 16. Мы надеемся о том, что мирные переговоры завершатся успешно. 17. Он осужден к пяти годам заключения.
ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ, ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ

  1. Перепишите, вставляя вместо точек букву у или сочетания букв ух, ое. Укажите вариантные написания.

Дв..актная драма, дв..балльный шторм, дв..властие, двубортный пиджак, дв..годичные курсы, дв.толосное пение, дв..дольное растение, дв..женство, дв..значное число, двукопытное животное, дв..кратный чемпион, двулистный кустарник, дв..летие. дв..личный человек, дв..окись азота, дв..палатный парламент, дв..парноногие млекопитающие, дв..процентный заем, двусмысленный ответ, дв..составное предложение, дв.лочие, дв..томник, двууглекислая сода, дв..часовой отдых, дв..член, дв..ъярусный зал, дв..язычие.

  1. Перепишите, вставляя проггущенные буквы. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Тр..борье, треволнение, тр.девятое царство, тр..единая формула, тр..зубец, тр..кратный призер, тр.листник, тр..молекулярная реакция, тр..окись мышьяка, тр..перстие, тр..полье, тр..тон..ый груз, тр..стопный размер, триангуляционный пункт, тр..членное удвоение, тр..ярусный зал, тр..язычный словарь, тр..этажный дом.

  1. Повторите правила правописания двойных и производных предлогов. Найдите предлоги в приведенных ниже предложениях. Перепишите эти предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.


Я хотел поговорить с вами (на) счет квартиры (Гончаров). 2. (В)течени.. двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям (Тургенев). 3. (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым (Гончаров). 4. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило (в)продолжени.. восьми часов невыигранное сражение (Л. И. Толстой). 5. (Не)смотря на свой горб, а может быть именно (в)следстви.. этого недостатка доктор питал к цирковым зрелищам острую любовь (Куприн). 6. Запах травы и влажных камней проникал в комнату (в)месте с голосами птиц (Паустовский). 7. (В)доль обрыва, по(над) пропастью, по самому по краю, я коней своих нагайкою стегаю (Высоцкий).

  1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Что же такое лекция Это прежде всего особый род словесных произведений дидактического т.е. учебного (не уче.то) характера... Существо лекц.. непосредстве..ая научная жизнь совместное со слушателями размышление о предметах науки а не изнесение из запасов кабинетной уче..ости готовых отлившихся в стереотипную формулу выводов.

Лекция это посвящение слушателей в процес. научной работы приобщение их к научному творчеству методам работы а н.. одна только передача «истин» науки в ее «настоящем» в ее «совреме..ом» положении...

Другая характерная особенность лекц.. следует из задачи лекц.. . Лекция должна н.. научить тому или другому кругу фактов обобщений или т..орий а пр.учать к работе создавать вкус к научности давать «затравку» дрож..и инт..лектуальной деятельности.



    1. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

  1. Прочитайте текст из пособия О. А. Крыловой «Основы функциональной стилистики русского языка» (М., 1979, с. 149). На чем основан его комический эффект? Какие речевые средства не соответствуют жанру краткого рассказа на бытовую тему? С каким стилем они связаны? Как допускается порча хорошего настроения.

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.