Файл: Учебное пособие по разделам Язык, речь, общение, Нормы современного литературного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании колхозников...

После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.

Языковые единицы функционируют в определенных стилях, при этом многие из этих единиц устойчиво закреплены за ними и служат их приметой. Так, например, слова надлежащий, нижеподписавшиеся, истец, ответчик', отозвать, устойчивые словосочетания вышестоящие органы, установленный порядок, принимать меры, ставить вопрос и многие другие регулярно используются в текстах официально делового стиля и служат его показателями. Прикрепленность языковых единиц (приставок и суффиксов, слов, фразеологизмов, морфологических форм, синтаксических конструкций) к определенной стилевой системе создает их стилистическую окраску (книжную, разговорную или нейтральную). Употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и — шире — с целью и условиями общения регулируется стилистическими нормами. Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки.




  1. Перепишите следующий текст, вставляя пропущенные буквы. Приведите примеры грамматически правильных высказываний, которые неуместны: а) в непринужденном разговоре с другом; б) в официальной беседе с преподавателем; в) в выступлении на научной конференции; г) в заявлении на имя ректора (декана); д) в отчете.

Владение языком предполагает соответствие правилам грам..атики — во-первых, и принципу коммуникативно-стилистической целесообразности — во-вторых. Грамматическая правильность речи — н..пр..мен..ый, но элементарный критерий речевой культуры. Подл..н..ая высота речевой культуры определяется разнообразием способов .выражения того же смысла, находящихся в ра..пор..жен., говорящего, точностью и целесообразностью их выбора соответстве..о коммуникативной задач.. .

(Г. А. Золотова)
3. Сгруппируйте приведенные слова по типу стилистической окраски (разговорная — нейтральная — книжная). Укажите, в каких функциональных стилях употребляются книжные по стилистической окраске слова.


Ахнуть, актуальный, анонс, бартер, взыскание, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, дуализм, зачетка, иждивение, забота, ион, иск, искатель, книга, книжка, книжонка, косинус, квартиросъемщик, картошка, лингвистика, начертать, неправосудный, невыполнение, норма, нормальный, отлынивать, периметр, пневмония, работать, рот, трудиться, усыновитель, усыновить, уста, эксперимент, эскалация, этимология, язык, языкознание.

  1. Прочитайте текст. Подчеркните в нем слова, обладающие книжной стилистической окраской. Какие речевые средства в тексте контрастируют с книжными словами? С какой целью в тексте использован стилистический контраст?

Придя на лекцию, нежданно-негаданно лектор узнает, что «постановлением заседания преподавательского состава» над его уроками учреждена опека в виде инструктора, долженствующего изъяснить студентам, что из указаний Волконского приемлемо, а что должно быть отвергнуто. Одновременно с сим постановлением лектор узнает и ответ студийцев: мы люди взрослые, искусство любопытствуем со всех сторон, а подобной опеки над Волконским не стерпим.

(М. Цветаева)
5. Элементы каких стилей объединены в приведенном ниже фрагменте из повести А. Гладилина «Вечная командировка»? Найдите в тексте стилистически окрашенные слова. С какой целью использует их автор произведения?

Когда был сдан последний экзамен, сброшен коричневый скафандр, называемый школьной формой, отрезаны косы, Ирина Юрьевна — русская, среднее, член ВЛКСМ — оказалась удивительно интересной девушкой.

6. В сочинениях абитуриентов были отмечены стилистические ошибки. Найдите их в приведенных ниже предложениях и объясните, чем они вызваны. Какие еще нарушения норм вы можете отметить в этих предложениях?

1. Для Есенина никакая пальма не могла идти в сравнение даже с самой маленькой вшивой березкой. 2. Все боятся Кабанихи. Вот и Тихон сваливает от матери к стакану. 3. Монолог Андрея с деревом можно назвать диалогом, который здорово влияет на композицию романа «Война и мир». 4. Печорин приезжает на Кавказ в отпуск. Он украл Бэлу, напугал контрабандистов, убил Грушницкого, соблазнил княжну Марью. Ничего себе, отдохнул! 5. Часто, если кто из пары не нравится, родители едят их. 6. Печорин — человек средних лет, т.е. он уже много покрутился на своем веку, но еще не консерватор. 7.. Старшина Басков выбирает пять девушек и командует своей боевой единицей. 8. Салтыков-Щедрин пишет про маленькую рыбку. Эта рыбка жила себе на дне и была очень одинокой, у нее даже не было жены. И в этом глядится действительность русской жизни, потому что рыбка — это одинокий помещик без жены.


7. Прочитайте приведенные предложения. Каким образом вы могли бы выразить те же мысли в следующих условиях общения: а) в научном исследовании, б) в непринужденной беседе с друзьями.

1. Эмоциональное состояние говорящего проявляется в его речи. 2. Изучение иностранных языков обостряет чувство языка — и своего в первую очередь, это воспитательное средство (Лихачев). 3. Ученый не обязательно должен всегда отвечать на вопросы, но он безусловно должен их правильно ставить (Лихачев). 4. Почти в каждом человеке совмещаются разные черты. 5. Дела убеждают сильнее, чем слова.


ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ

1. Повторите правописание союзов. Перепишите предложения, раскрывая скобки.

1. Суматоха была (от)того, что Анна Павловна собирала сына в Петербург на службу (Гончаров). 2. В степи было тихо, пасмурно, (не)смотря на то, что солнце поднялось (Чехов). 3. В горах с правой стороны китайцы мыли золото, но бросили это дело (в)следствие того, что добыча драгоценного металла не оправдывала затрачиваемых на него усилий (Арсеньев). 4. Что-то вдруг с необыкновенной силой расширилось в груди Ромашова, (как)будто(бы) он собирался лететь (Куприн). 5. Что(бы) определить свое отношение к другим людям, полезно знать, что за человек ты сам (Крон). 6. Старость — это только излечимая болезнь, и если(бы) не это не разгаданное до сей минуты трагическое недоразумение, он мог бы жить вечно (Шаламов). 7. Где-то на берегу молодой пастух учился играть на трубе, и эти звуки Нам то(же) были слышны, нарастая и ослабевая, то(же) почти весь день (Пришвин).

2. Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Устно объясните написание слов и постановку знаков препинания.

Мы мысле..о (не)сознаем еще (в)полне жизне..о (не)делаем еще всех следствий из того удивительного (не)бывалого времени в которое человечество вступило в XX веке. Мы живем на переломе в исключительно важную (по)существу новую эпоху жизни человечества его истор.. на нашей планете.

(В)первые человек охватил своей жизнью своей культурой всю верхнюю об..лочку планеты (в)общем всю биосферу всю связа..ую с жизнью область планеты... Нет на Земле уголка для него (недоступного. Нет пределов возможному его размн..жению... Жизнь человечества при всей ее разнородности стала (не)делимой единой. Событие происшедшее в захолусном уголке любой точки любого континента или океана отражается и имеет следствия большие и малые в ряде других мест (в)сюду на поверхност.. Земли. Т..л..граф т.д..фон радио аэропланы аэростаты охватили весь земной шар.

3. УСТНАЯ РЕЧЬ

3.1. ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ

Устную речь нередко характеризуют слова

— произносимая

— звучащая

— говоримая.

Какое из этих однословных определений, на ваш взгляд, более точно обозначает (характеризует) суть устной речи?

Почему, говоря об устной речи, часто используют выражение живое слово? (Кстати, в 20-е годы в нашей стране был даже Институт живого слова.).


Итак, устная речь — это живая речь, которая не только произносится, звучит, но — главное — создается в считанные секунды, в момент говорения, на глазах у всех. Это — творимая, говоримая речь.


Когда же мы читаем что-то вслух, то произносим, озвучиваем письменную речь — так возникает ее озвученный (звучащий) вариант.

  1. Прочитайте стихотворение, передавая голосом отношение автора к предмету высказывания. Охарактеризуйте устную речь с помощью выделенных слов. Что советует поэт?

Устная речь

Это так, а не иначе, Т

ы мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках.

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь — людское чудо

Не скудела в наши дни.

(В. Шефнер)

2. Перед вами фрагменты двух текстов одного и того же автора на одну и ту же тему. Сопоставьте эти фрагменты. Чем устный текст, зафиксированный с помощью магнитофона, отличается от письменного?

Условные обозначения:

I _ пауза малой длительности, отграничивает речевые отрезки, сегменты;

// — пауза большой длительности;

[...] — замечания о громкости и темпе речи.

фрагмент научной статьи

Фрагмент научного доклада

Очевидно, что то или иное решение по данному вопросу может быть принято лингвистом только после соответствующей консультации у специалиста

Ну /вот/ относительно этого последнего [очевидно/ э /удобней/ э /когда я дойду/ до таких критериев / которые требуют обращения к специалисту / я тогда особенно / на этом остановлюсь [тихо, быстро]//

Впишите недостающие слова и словосочетания, конкретизирующие ответ на вопрос об особенностях устной речи (см. задание 2).

В устном тексте не одно, а ... придаточных предложения. В них как бы попутно разъясняется, как дальше будет построен следующий текст. В устном докладе больше слое на ... . Среди них есть такие, которые нам кажутся избыточными, лишними. Например, .... С другой стороны, опущено слово «сказать» (очевидно, удобней сказать, когда ...), но оно легко восстанавливается по смыслу.