Файл: Учебное пособие по разделам Язык, речь, общение, Нормы современного литературного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В докладе можно насчитать ... пауз малой длительности, ... речевых отрезков (сегментов). При этом некоторые паузы заполняются звуком ....

Начальное ну / вот не только отделяет эту часть от предшествующей, но и выражает их смысловую связь. Конечно, это средство связи, характерное для разговорного стиля речи, не употребляется, не может быть употреблено в научной статье.

4. Можно научиться произносить, читать готовый текст, имитируя живую речь. Так происходит, например, когда актеры озвучивают текст драматического произведения.

Произнесите начало речи Д. С. Лихачева с имитацией под живую речь (насколько это возможно).

Для этого: отметьте в тексте смысловые ударения; возможные паузы (различной длительности); возможные изменения громкости; убыстрение или замедление темпа речи и т.д. Используйте знаки, место для комментариев.

Речь на I съезде народных депутатов СССР Уважаемый товарищ президент! Уважаемые товарищи депутаты! Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране, и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучил предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова культура.

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют и социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и т.д.

Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. (Аплодисменты.) (1989 г.)

5. Отталкиваясь от выступления Д. С. Лихачева, организуйте в аудитории:

а) обсуждение вопроса о состоянии культуры в стране (в городе, в той местности, где вы живете, и т.д.);

б) обсуждение ваших устных выступлений.

Подсказка к заданию: а) Изменилось ли (с 1989 г.) состояние культуры — по вашим наблюдениям? В чем? Используйте в своем выступлении речь академика Лихачева, цитируя или пересказывая ее (полностью или выборочно). Постарайтесь говорить свободно, творить свою речь на глазах у слушателей. (Но предварительно продумайте, что и как вы скажете.)


Помните: главное — донести до слушателей свои мысли.

Подсказка к заданию: б) Для анализа особенностей устной речи.

Заметили ли вы

— избыточность устной речи (повторы сказанного, разного рода уточнения, пояснения и т. д.)? Насколько эти случаи избыточности оправданы?

— экономию речи, когда говорящий чтото не называл, как бы пропускал слово, но вы легко догадывались, о чем идет речь?

— перебивы (самоперебивы), когда говорящий, не заканчивая начатое предложение, начиная другое, когда он вносил поправку, уточнение в сказанное и т. д.? В какой мере это мешало или не мешало вам слушать говорящего?

При оценке устных выступлений учитывайте главное:

— что вы ощущали как помеху при восприятии речи;

— что мешало понять говорящего; а что, наоборот, помогало понять его?

6. Дополните данные рекомендации. Продолжите начатую нумерацию. Расскажите о трех основных приемах подготовки устной речи.

Приемы подготовки

I. Можно продумать задачу высказывания

задачу высказывания (1)

содержание — в общих чертах или в деталях (2);

начало, отдельные факты, примеры и (3)

II. Можно записать весь текст (1);

основные положения (тезисы) (2);

план — более или менее развернутый (3);

основные факты, важные мысли, яркие выражения (4);

начало и конец высказывания (5);

нужные цитаты (6);

III. Можно проговорить, произнести

прорепетировать предстоящее выступление (1);

7. Укажите, каким приемом (какими приемами) подготовки вы пользуетесь или стали бы пользоваться в описанных ситуациях. Используйте нумерацию (см. задание 6).

1. Мне предстоит выступить в группе с докладом на семинаре. Преподаватель не разрешает читать подготовленный текст.

2. Мне поручили на торжественном собрании поздравить любимого преподавателя с юбилейной датой.

3. Я не могу согласиться с критическими замечаниями, высказанными в отчете руководителем кружка, в адрес кружковцев. Нужно немедленно отреагировать и выступить.

4. Мне предстоит взять интервью у нашего преподавателя, участника Великой Отечественной войны, которое планируется дать накануне Дня Победы по вузовскому телевидению в живом эфире.


5. Определите вид текста: по смене позиции (говорящий — слушающий, диалог — монолог, диалогизированный монолог), стиль, жанр, степень спонтанности (подготовленности) речи.

Пример анализа: устное высказывание — монолог

научно-публицистического стиля, жанр лекции,

частично спонтанная речь.

Мы должны быть химиками земной коры. Мы должны изучать не только распространение и образование минералов, этих временно устойчивых комбинаций элементов, мы должны изучать и самые элементы, их распространение, их переходы, их жизнь. Для каждого элемента в природе мы должны нарисовать его историю существования.

Но новые задачи требуют новых путей, новые пути — новых людей, так как нельзя лить в старые мехи новое вино.

(Речь Л. Е. Ферсмана во время 105-летнего юбилея Московского общества испытателей природы в 1912 г.)

диалог — диалогический

монолог — монологический

I I . — Ну как ты?

— Лучше /лучше// Не волнуйся ты//

— Ну?

— Спала //Нормально//

— Ну что? (О температуре больного ребенка.)

— Нормальная пока//

(Разговор в семье о здоровье // Русская разговорная речь. — М., 1981)

III. ... Мне было лет двенадцать // И я очень любила вообще собак // И там была собака-а ... Дымка /которая была ... Я почему-то до сих пор помню /так хорошо эту собаку// Вот подумайте есть некоторые воспоминания/ которые остаются на всю жизнь// Можно сказать совершенно ничего не значащие// В сущности// Но почему-то не знаю// И вот значит эта собака Дымка / она меня очень любила// Она страшно злая была / все боялись / Она сидела на цепи/ и все боялись к ней подходить / но я подходила...

IV. Ну если говорить о / э / значит вот / наверное / уже говорить нельзя /по времени/ э / о/ проблемах/ вот/ второго так сказать слоя/ который я назвал/ о проблемах/ когда/ уже сейчас доказаны/ и может быть/ даже самоочевидны /э / некоторые/ постановки/ теоретические/ требуют/ вот/ практического применения/ в смысле/ экономических/ методологических рекомендаций/ то я / прежде всего/ конечно/ указал бы здесь/ на/ вот/ задачу/ усиления целенаправленности (замедл.) // наших планов/усиления/ целевой функции/ плана//.

(Сообщение на тему «Главные задачи экономической науки» на заседании в Доме ученых) // Современная русская устная научная речь. — М., 1994. - Т. II. - С. 213.)

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ


ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Подготовьтесь к диктанту.

Объясните написание пропущенных букв. Раскройте скобки.

Объясните знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Озаглавьте текст, обозначив его тему.

Определить темп речи может каждый.

Воз..мите любой текст, отсчитайте 300—400 слов и произнесите их. По часам отмерите, сколько времени нужно для произнесения данного отрывка.

Если вы произносите менее ста слов в минуту, ваша речь слишком медле..а. Если вы говорите более 120—130 слов (в) минуту, да (к) тому (же) (не)четко произносите, (не) владеете интонацией, вам рекомендуется снизить темп речи.

(Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова)

ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ И ЧАСТИЦ

Подготовьтесь к диктанту.

Разбейте текст на две абзацные части.

Объясните слитное или раздельное написание слов в скобках и пропущенных букв.

Найдите предложение в скобках.

Когда ставится этот знак препинания?

Сколько раз употреблено двоеточие в этом тексте?

Объясните его постановку.

Поздоровавшись со зрителями, я усаживался за стол, а на столе стоял самовар. (На) мне был теплый клетчатый халат с бархатными отворотами. Я (не) спеша наливал себе чай, и (в) самом деле горячий, пил его, закусывая печеньем, и начинал беседовать с публикой (отсюда и название «На чашку чая»). Переходы от чаепития к очередному номеру совершались плавно, МЯ..КО , без рояля в кустах. Может возникнуть вопрос: (в) чем (же), собственно, была здесь общая мысль? А вот (в) том и была: вы мне доверяете, и я вам доверяю, и нам приятно провести этот вечер вместе. Я (к) вам обращаюсь, (не) посредственно (к) вам, и вы можете, если хотите, обратиться (ко) мне, можете и печенье попробовать: кстати говоря, почему вы (не) берете печенья?

(А. Райкин. Воспоминания. — М., 1994.)

3.2. УСТНАЯ РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ. БЕСЕДА

Не следует завладевать разговором как вотчиной,

на которой имеешь право выжить другого; напротив,

следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в

разговоре, как и во всем остальном.

(Цицерон)

Беседа — жанр устной речи, диалогическая форма речевого общения, что, естественно, предполагает смену говорящих. Однако говорящих, беседующих может быть немного: чаще всего двое-трое. Это отличает беседу от многих других форм диалога (дискуссии, например).

В беседе ярко выражается импровизированность устной речи, где информация передается совокупностью словесных и несло-' весных средств устной формы языка.


  1. Беседа как жанр устной речи может быть охарактеризована по разным основаниям. Наиболее значимые из них отражены на схеме. Постройте связное сообщение на основе схемы. Начать его можно так же, как начинается это задание.

  2. Охарактеризуйте приведенные ниже беседы по указанным в схеме параметрам.

Подсказка — на темы быта (обиходного характера); о научном открытии; об оформлении сделки; на политические темы...

— цель: добиться согласия; не соглашаться (остаться при своем мнении); задачи: обменяться впечатлениями; выразить свое мнение; поддержать контакт, повлиять на поведение, получить поддержку...

— стиль деловой, разговорно-обиходный (бытовой), разговорно-деловой, научный, научно-популярный, публицистический, научно-ггублиьшстический...

— количество участников: один на один; с двумятремя лицами; с группой лиц; один на один или с группой, но предназначается для третьего лица или группы лиц

— зрителей, слушателей... — очередность соблюдается (не соблюдается); определена заранее (не определена);

— реплики равномерно чередуются (короткие или длинные); преобладают реплики одного, двух и т. д. говорящих...

— паузы между предложениями; паузы внутри предложений; паузы обдумывания, сомнений; наличие заполнителей пауз.




Б









I. ...И тут дверь отворилась и быстро вошла мама. Она была очень расстроена:

— Что же вы совсем не умеете себя вести? Сейчас заходила Клавдия Петровна и рассказала о вашей драке.

— Кто это еще — Клавдия Петровна? Что ей надо?

— Как ты говоришь? Что за тон? — мама уже кричала. «Начинается!» — подумала Даша и сморщила лицо.

— Что ты кривишься? — продолжала кричать мама. — Клавдия Петровна — это мама Бориса. Ну, скажи, Миша, почему ты ему мешал кататься? Почему?

— Да-а, у него такой велосипед! Ишь, раскатался, воображала...

— Что же он, по-твоему, — не может кататься на собственном велосипеде? — мама вся дрожала от гнева. — Что вы за дети?!