Файл: Учебное пособие по разделам Язык, речь, общение, Нормы современного литературного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, проложенное для нас исторической сессией. Известно, что менделисты-моргай исты отрицают влияние условий выращивания на изменение сортовых качеств. Мутагены, колхицин, рентгеновские лучи, то, что уродует организмы, — вот их арсенал. В противовес этому ложному и вредному для производства методу Трофим Денисович, Кассиан Дамианович разработали диаметрально противоположный принцип и показали на практике его действенность. Лично я в своей многолетней работе...

Она развернула тетрадку и стала читать подробный доклад о переделке пшениц — озимых в яровые и яровых в озимые. Как бы засыпающий ее голос постепенно стал тонуть в общем слитном шуме.

— Натан Михайлович Хейфец! — объявил председатель.

— Я не романтик и самый строгий материалист. У меня все — расчет, достоверность. Подержать в руках, увидеть в микроскоп, проверить химическим реактивом. А вот вы — идеалисты и романтики. У вас все —- завтра. Ничего в руках у вас не подержишь. Вы против вещества — против вещества!!! И гордо заявляете об этом. Подумать только — коммунисты и против вещества! У вас в природе происходит непорочное зачатие. По-вашему, если перед овцой я, как библейский Иаков, положу пестрый предмет, она родит пестрых ягнят... Почему я хлопал Ходеряхину? Вы, Петр Леонидович, сохраните на двадцать лет текст вашего сегодняшнего выступления. Сохраните. Через двадцать лет мы вам напомним! Увидите, как меняются точки зрения по мере накопления людьми опыта и знаний. Вдумайтесь — вы все говорите о передаче по наследству благоприобретенных качеств. То, что говорил Ламарк. Но клетка ведь не может сама себе заказывать свои изменения. Химия и физика это доказали намертво.

А теперь к делу. Анна Богумиловна! Мне помнится, лет десять назад, перед войной, вы ездили в Москву с моей запиской в известный вам институт. Отвезли мешочек семян пшеницы. И вам эти семена там облучили. Гамма-лучами. В институте это зарегистрировано. Еще, помню, вы сказали: «Чем черт не шутит», Вы высеяли облученные семена в учхозе, и выросло много всяких, как говорите, уродцев. Но два растения вы сразу заприметили, вы все же селекционер. И вот из них-то и пошли те сорта, которыми сегодня вы по праву гордитесь. Мы с цитологами следили за судьбой этих растений, такое настоящий ученый никогда не упустит. Вместе со Стефаном Игнатьевичем смотрели в микроскоп. Но дуб, который дал вам эти желуди, подрывать, Анна Богумиловна, не годится. Это недостойно...

— Товарищ Шаткова! — провозгласил академик.

— Два дня назад комиссия проверяла наши работы в учхонe, — спокойно начала она читать с листка. — Товарищи остались, в общем, довольны нашими опытами по вегетативному сближению скрещиваемых растений. Прививки наши понравились, и, конечно, было приятно услышать из уст такого специалиста, как Федор Иванович Дежкин, высокую оценку. Однако от зоркого глаза проверяющего не укрылось одно обстоятельство, и, хоть это не получило дальнейшего развития, он выразительно дал всем нам знать, что обстоятельство замечено. Белыми нитками шито. И вызывает недоумение и тревогу...


Дело все гораздо проще и печальнее. И печальнее! Все эти красивые и хорошо исполненные прививки — сплошной обман, самая настоящая виртуозная фальшивка, почуять которую может только человек с тонкой интуицией, такой, как Федор Иванович Дежкин. С помощью этой фальшивки обманывают общественность, государство, партию и в конечном счете — самих себя, Привиты у них не просто дикари, товарищи. Полиплоиды! Колхицинирование проводится дома, на подоконнике — откуда-то ведь достали импортный колхицин! Откуда, спрашивается? Мы, по-моему, это зелье не импортируем... А потом полученного уродца приносят в институт. Рос на собственном корне, будет расти и на подвое! А мы будем тем временем скрещивать полиплоид с культурным сортом, искать философский камень, занимать дефицитную площадь, расходовать государственные средства! Как вы понимаете, я не щажу и себя. Будучи аспиранткой Ивана Ильича Стригалева, видя все это, видя двойную бухгалтерию, которую вел мой руководитель... А он уже год назад чувствовал, что идут черные для вейсманизма-морганизма времена, и завел два журнала. Два!

Восклицания у нее тоже получались тихими.

— Один мичуринский, фальшивый, другой — зашифрованный, формально-генетический. В фальшивом пишет: изменение числа хромосом под влиянием прививки. А изменяет-то колхицином!

Иван Ильич Стригалев:

— Да, было, было два журнала. Два, — заговорил он тихим, как бы недовольным голосом и еще сильнее налег на трибуну, все так же глядя вверх. — В общем, что получается... Свобода не для всякого слова — часто я такое слышу. Враг тоже хотел бы протащить свою пропаганду, поэтому не подпускать его к трибуне. Что — не так? А я — враг. С точки зрения советской науки, стоящей на правильных позициях. Это сегодня каждому ясно. Кому даем трибуну? Кому даем средства, зеленый свет? Мичуринской науке в лице академиков Лысенко и Рядно. Конечно, не в лице Мичурина. Еще не известно, что бы старик Мичурин сказал. А кто, скажите мне, — тут он в первый раз пристально посмотрел в зал. — Кто определит, на правильных ли позициях стоят наши академики? Да сам же Кассиан Дамианович и скажет. А враг, то есть я, говорит, что он не прав, что если по академику Рядно все делать, отстанем на полвека. И начнем голодать. А коллектив — объективный критерий — кричит на это: предупреждаю в последний раз! Делай так, как требует академик Рядно. Я обращаюсь к начальству. А оно ничего не понимает и враждебно. Его тоже наши академики ведут под обе ручки, с бережением. А в конечном итоге ответственность за науку и, стало быть, практику, лежит на ком? На начальстве? Как бы не так — начальство скажет: меня обманули. Слишком часто говорили эти слова: «диалектически», «скачкообразно» — и я поверил. Поскольку специального образования не имею. И не на коллективе ответственность будет лежать. Он скажет: я заблуждался, меня обкурили этим... веселящим газом. Ответственность будет на том, кто все понимает, на кого газ не действует, на ком противогаз. На мне, на мне лежит ответственность. И меня надо будет судить, если я поддамся и не сумею ничего... Для чего тогда меня учили в советской школе? В таких условиях и приходится...


Собрание решило принять к сведению отчет комиссии, рекомендовало всем подразделениям института изжить следы вейсманисте ко-морганистской болезни в ближайшее время.

  1. Прочитайте документы. Какие из необходимых реквизитов пропущены авторами? Проанализируйте тексты с точки зрения их соответствия нормам литературного языка, при необходимости отредактируйте

Бухгалтерия Уральского

государственного университета

Доверенность

Я, Смирнов Игорь Александрович (паспорт V-АИ № 546078, выдан Кировским ОВД г. Свердловска 10 ноября 1977 г.), доверяю получить мою зарплату за декабрь месяц моей жене Смирновой Нине Сергеевне (паспорт Х-АИ № 809764, выдан 3 о.м. г. Москвы 30 июля 1980 г.). 20 декабря 1995 г.

Докладная записка

24 ноября 1995 г. в 14 час. 45 мин. бухгалтер А.И. Миронова во время обеденного перерыва, выходя из столовой, поскользнулась и сломала ногу. Ее увезли на лечение в больницу, где она пробудет два месяца, а то и больше. 24.11.95 г.

Главный бухгалтер

Свиридова Л. Г

Расписка

Мною получено для проведения практических занятий у зав. лабораторией 5 (пять) микроскопов. Обязуюсь вернуть через неделю.

Лаборант

Ф. Семенов

10. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов а) докладную записку о выполнении какого-либо задания; б) доверенность на получение посылки, денежного перевода в почтовом отделении; в) расписку в получении книг в кабинете информатики.

11. Сравните начальные реквизиты заявления. Какую форму, на ваш взгляд, следует выбрать при обозначении автора заявления — родительного падежа без предлога или с предлогом ?

Начальнику лаборатории Логинову И.Т. Николаевой В.Н.

Начальнику лаборатории Логинову И.Т. от Николаевой В.Н.

Заявление

При обозначении автора заявления допустимы две формы: родительного падежа без предлога и с предлогом от. При употреблении родительного падежа без предлога подчеркивается принадлежность документа (чье заявление), форма родительного падежа с предлогом от указывает на адресующий характер документа (от кого направлен документ). В настоящее время по канцелярской традиции предпочтителен вариант без предлога.

12. Напишите заявление о выделении вам материальной помощи; о предоставлении вам трехдневного отпуска. Обоснуйте вашу просьбу, используя нужные союзы или предлоги: для, в связи, из-за, в целях, с целью, по причине, вследствие того что, ввиду того что.
ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ


ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите обособленные определения и определяемые слова.

1. Странно, что назвали розой да еще Розой Иерихона этот клубок сухих колючих стеблей подобный нашему перекати-поле эту пустынную жесткую поросль встречающуюся только в каменистых местах ниже Мертвого моря. 2. Сорванный и унесенный странником за тысячи верст от своей родины он годы может лежать сухим серым мертвым. 3. Нищие бродившие по деревне раньше всех узнали о смерти князя. 4. Месяц небольшой белый ясный уже высоко стоял над темным садом. 5. Со двора пустого широкого освещенного месяцем он глядел то на огоньки в деревне за рекой то на светлые окна людской, где слышались голоса ужинающих. 6. Митька разутый молился стоя на нарах устланных свежей соломой. 7. Залитая солнцем приближалась становилась все живописнее и величественнее роща. 8. И он близкий от стука своего сердца к потере сознания крепко держал в руке картон. 9. Берег священного Львиного острова, черные леса подступившие к самому океану как бы готовому затопить их. 10. Тучи угрюмые и грузные как в ночи Потопа все ниже спускаются над океаном. 11. И страшный голос его, голос звучащий без напряжения по силе же подобный грому величаво катился из глубины лесов к человеку стоящему на берегу. 12. Освещенная десятью свечами комната приняла странный, праздничный, но и зловещий вид.

(И. Бунин)

2. Перестройте предложения, чтобы необособленные определения стали обособленными, а обособленные — необособленными.

1. Кругом лежат морские звезды, испускающие таинственное сияние. 2. Расползающиеся в разные стороны, шуршат десятки крабов. 3. Олеся, впервые попавшая в эти места, была поражена их красотой. 4. Покрытое траурным сукном возвышение тянулось вдоль блестящих стен часовни. 5. Сидевшая за кассой девушка перебила его. 6. Низко и плоско рассыпанные на далеком берегу огни плыли назад.

3. Выделите несогласованные определения, объясните знаки препинания.

1. Валы океана, с огненно-кипящими гривами, в реве и гуле бегущие к берегу, вспыхивают. 2. Но вот к крыльцу подъехал господин в пенсне, с изумленными глазами, в черном бархатном берете. 3. Художник, ростом невысокий, юношески легкий вопреки своему возрасту, в берете и бархатной куртке, прошелся из угла в угол. 4. Ночь, по-летнему простая и мирная, с чистым небом в мелких скромных звездах, давала темноту мягкую, прозрачную. 5. Кучер, в шапке под бобер, в свитке, подпоясанной ремнем с серебряным набором, стоит в козлах. 6. Это была высокая красивая женщина, с ясным и живым умом, с бодрым, деятельным характером, молодая, здоровая, всячески счастливая, всячески одаренная судьбой. 7. Мы, с опущенными и обнаженными головами, последовали за носилками.


(И. Бунин)

4. Вспомните правила обособления приложений, Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните приложения и определяемые слова.

1. Осторожно опустив чемодан на ковер посередине приемной, коридорный молодой малый в умными веселыми глазами остановился в ожидании паспорта и приказаний. 2. И он творец завершивший свой труд изливший свою душу по воле самого божества быстро скажет ему заранее приготовленные страшные и победительные слова. 3. Мы просто знакомые несмело поместились на скамье задней. 4. Ей дружно и горячо хлопали, и директор самодовольный актер с бесстрастными и печальными глазами сидевший в первом ряду только ради пущей гордости делал ей иногда замечания. 5. Таков был и Протасов один из ближайших приятелей Мити единственный настоящий друг его. 6. Он раб несет свое рабство с величайшим удовольствием. 7. Сестра Аня второклассница-гимназистка и брат Коля подросток-кадет были еще в Орле, учились.

(И. Бунин)

6. Выпишите, расставляя знаки препинания, сначала предложения с обособленными определениями, затем с обособленными приложениями.

1. В том же году генерал Кирсанов уволенный в отставку за неудачный смотр приехал в Петербург с женою на житье. 2. Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались. 3. Ее случайно увидел некто Одинцов очень богатый человек лет сорока шести чудак ипохондрик пухлый тяжелый и кислый. 4. Настала ночь лунная ясная. 5. Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка. 6. Верстах в пятнадцати от моего имения живет один мне знакомый человек молодой помещик гвардейский офицер в отставке Аркадий Павлович Пеночкин. 7. Отец его боевой генерал 1812 года полуграмотный грубый но не злой русский человек всю жизнь свою тянул лямку... 8. Отправился я со Старостиным сыном и другим крестьянином по имени Егор на охоту. 9. По природе стыдливая и робкая она досадовала на свою застенчивость. 10. Студент этот по имени Михалевич энтузиаст и стихотворец искренне полюбил Лаврецкого.

(И. Тургенев)

7. Вспомните правила обособления обстоятельств. Объясните знаки препинания в следующих предложениях.

1. Направо сверкнула молния и, точно отразившись в зеркале, она тотчас же сверкнула вдали. 2. Около высоких свежих скирд копошились бабы с граблями и двигались арбы, а за скирдами, в другом дворе, бегала вокруг столба... дюжина лошадей... 3. Осторожно, как будто бы боясь, что за ним наблюдают, он стал на четвереньки и, скользя ладонями по мокрому тюку, повернулся назад. 4. В четверг, в день своего рождения, Артур вспомнил обещание, данное Терезе. 5. Скоро на пороге показалась Маша, покрасневшая от кухонного жара и с большим черным хлебом на плече; красиво изгибаясь под тяжестью хлеба, она пробежала через двор к гумну, шмыгнула через плетень и, окунувшись в облако золотистой пыли, скрылась за арбами.