Файл: Учебное пособие по разделам Язык, речь, общение, Нормы современного литературного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 303

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Возможно что филолог и прав должен же существовать официальный язык в государственных документах, в дипломатических нотах, в реляциях военного ведомства.

...Но представьте себе что ваша жена, беседуя с вами о домашних делах, заговорит вот таким языком.

«Я ускоренными темпами, — скажет она, — обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования (т. е. на кухне. — К. ¥.). В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров».

После чего вы, конечно, отправитесь в загс и там из глубочайшего сочувствия к вашему горю немедленно расторгнут ваш брак.

Ибо одно дело — официальная речь а другое — супружеский разговор с глазу на глаз. «Чувство соразмерности и сообразности» играет и здесь решающую роль им определяется стиль нашей речи.

(К. И. Чуковский. Живой как жизнь)
1.7. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ
Как мы уже говорили, язык — это важнейшее средство человеческого общения.

В тот момент, когда какой-нибудь человек использует язык для общения с другими людьми, можно сказать, что он занят речевой деятельностью

Речевая деятельность имеет несколько разных видов. Представим себе хорошо знакомую всем ситуацию: преподаватель читает лекцию, а студенты слушают и конспектируют. Здесь можно увидеть сразу три разных вида речевой деятельности.

Во-первых, преподаватель использует язык, чтобы высказать го, что он считает необходимым сообщить студентам. Такой вид речевой деятельности называется говорением.

Во-вторых, студенты, зная тот язык, на котором говорит преподаватель, воспринимают содержание его звучащей речи. Этот вид речевой деятельности называется слушанием.

В-третьих, с помощью графических знаков студенты фиксируют в своих тетрадях основное содержание лекции. Такой вид речевой деятельности называется письмом.

Можно представить себе и то, как впоследствии студенты обратятся к своим записям и почерпнут зафиксированную там информацию. Этот, четвертый, вид речевой деятельности называется чтением.

Разумеется, говорение и слушание — гораздо более древние виды речевой деятельности, чем письмо и чтение. Они возникли одновременно с появлением языка, тогда как письменность была изобретена человечеством гораздо позднее.


Используя карандаш и линейку, начертите в тетрадях схему «Виды речевой деятельности». Схема должна состоять из четырех прямоугольников с надписями: «говорение», «слушание», «чтение» и «письмо».

Речевая деятельность аналогична всем другим видам человеческой деятельности. Для того чтобы, убедиться в этом, проанализируем, каким образом вы выполняли только что предложенное вам задание: ведь оно требовало от вас не только одного из видов речевой деятельности — письма, но и деятельности неречевой — черчения.



Говорение = письмо = слушание = чтение
Вполне возможно, что вначале, используя карандаш и линейку, вы, не задумываясь, подчеркнули название своей схемы — «Виды речевой деятельности». Однако в дальнейшем вам, по-видимому, пришлось немного подумать. Как лучше расположить на схеме прямоугольники? Вертикально: один над другим? Горизонтально: каждый следующий левее предыдущего? Лесенкой? Скорее всего, вы выбрали иной вариант, например такой: прямоугольник «письмо» правее прямоугольника «говорение», прямоугольник «слушание» — под «говорением», а прямоугольник «чтение» — под «письмом».

В этом случае ваша схема оказалась гораздо нагляднее. Выполнив задание, вы, очевидно, проверили, хорошо ли получилась схема.

Откроем секрет: в данном случае дело было совсем не в схеме, а в том, что работа над ней позволила вам увидеть, из каких этапов складывается любая, в том числе и речевая, деятельность. В вашей работе по построению схемы можно выделить четыре этапа: 1) ориентировка в ситуации, 2) планирование действия, 3) его осуществление и 4) контроль результатов. Те же самые этапы можно увидеть и во всех речевых действиях: вначале мы ориентируемся в речевой ситуации и планируем свое речевое действие, потом его выполняем, а затем непременно должны проверить, достигнут ли запланированный нами результат. Разумеется, строя простые и привычные высказывания, например здороваясь или прощаясь со знакомыми, мы, как правило, не фиксируем своего внимания на этих этапах. Именно так, наполовину автоматически, вы, возможно, подчеркнули заглавие схемы «Виды речевой деятельности», когда чертили ее. Однако, порождая сложные и важные высказывания, вы должны отдавать себе отчет о каждом из названных этапов речевой деятельности, которые только что были нами описаны.



Прочитайте следующие фрагменты из художественных произведений и с помощью знаков «плюс» и «минус» отметьте, какие этапы речевой деятельности персонажей отражены (+) и не отражены (—) в каждом из отрывков.

«Надо будет ему возразить так, — решил Берлиоз, — да, человек смертен, никто против этого и не спорит. А дело в том, что...»

Однако он не успел выговорить этих слов, как заговорил иностранец:

— Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»

(М. Булгаков. Мастер и Маргарита)

Берлиоз




Ориентировка и планирование




Осуществление







Контроль





— С вами я бы скорее выучилась, я почему-то уверена в вас, — сказала она [Кити] ему [Левину].

— И я уверен в себе, когда вы опираетесь на меня, — сказал он, но тотчас же испугался того, что сказал, и покраснел.

(Л.Н. Толстой. Анна Каренина)
Левин

Ориентировка и планирование




Осуществление




Контроль





Потом она спросила, сознавая глупость вопроса, но не в силах остановиться, давно ли он играет в шахматы. Он ничего не ответил, отвернулся, и она так смутилась, что стала быстро перечислять все метеорологические приметы вчерашнего, сегодняшнего, завтрашнего дня.

(В. Набоков. Защита Лужина)

Ориентировка и планирование




Осуществление




Контроль



Героиня


ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Повторите правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Из текста упражнения в предыдущем практикуме по пунктуации (с. 29) выпишите предложения с придаточными причины и придаточными изъяснительными, дополняющими главное предложение, и замените их бессоюзными.

Из текста упражнения в предыдущем практикуме (с. 29) выпишите сложные предложения с бессоюзной связью и замените бессоюзные предложения союзными.
1.8. РЕЧЬ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИКИ


Продуктом речевой деятельности человека является речь. С точки зрения формы речь может быть устной или письменной, а с точки зрения количества говорящих — диалогической или монологической. Диалог (от греч. dia — «через» и logos — «слово, речь») — это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, а монолог (от греч. monos — «один» и logos — «слово, речь») — это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.




монолог монография монолит монополия монотонный

монастырь

Запомните:

от греч. monos

но:

от греч. monas — «одинокий,

logos — «слово, речь»

grapho — «пишу»

lithos — «камень»

poleo — «продаю»

tonos — «тон»

покинутый»


Прочитайте следующие фрагменты из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Какие из них могут служить иллюстрацией диалогической, а какие — монологической речи? В каком отрывке отражено восприятие персонажами речи письменной?

1

Хлестаков . На, прими это. (Отдает фуражку и тросточку.) А, опять валялся на кровати?

О с и п. Да зачем же бы мне валяться? Не видал я разве кровати, что ли?


Хлестаков. Врешь, валялся; видишь, вся склокочена.

О с и п. Да на что мне она? Не знаю я разве, что такое кровать? У меня ноги; я и постою. Зачем мне ваша кровать?

(Действие II, явление II)

2

Хлестаков (один).

Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, — нет, черт возьми, не проходит. Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой. Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает. Всего каких-нибудь четверть часа посидел — и все обобрал. А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться. Случай только не привел. Какой скверный городишко! В овошенных лавках ничего не дают в долг. Это же просто подло.

(Действие II, явление III)

3

Анна Андреевна. Что тут пишет он мне в записке? (Читает.) «Спешу тебя уведомить, душенька, что состояние мое было весьма печальное, но, уповая на милосердие Божие, за два соленых огурца особенно и полпорции икры рубль двадцать пять копеек...» (Останавливается.) Я ничего не понимаю: к чему же тут соленые огурцы и икра?

Добчинский. А, это Антон Антонович писали на черновой бумаге по скорости: там какой-то счет был написан.

Анна Андреевна. А, да, точно. (Продолжает читать.) «Но, уповая на милосердие Божие, кажется, все будет к хорошему концу. Приготовь поскорее комнату для важного гостя, ту, что выклеена желтыми бумажками; к обеду прибавлять не трудись, потому что закусим в богоугодном заведении у Артемия Филипповича, а вина вели побольше ...»

(Действие III, явление II)

Из только что выполненного вами упражнения видно, что в пьесах монологическая речь — это, как правило, речь одного из персонажей, адресованная им самому себе. Однако в жизни мы гораздо чаще встречаемся с другими проявлениями монологической речи: лекцией, научным докладом, выступлением на собрании, рассказом телевизионного комментатора о текущих событиях. Как видим, монологическая речь — это чаще всего речь публичная, т.е. такая, которая адресована не одному-двум, а большому количеству слушающих.

Перечитайте еще раз отрывок 3 из упражнения 1. Какая особенность записки Антона Антоновича заставила Анну Андреевну в недоумении прервать чтение?

Речевые произведения, обладающие осмысленностью и цельностью, принято называть текстами.

Читая записку Антона Антоновича, Анна Андреевна не обнаружила в ней именно этих необходимых для всякого текста признаков. Реплика Добчинского разъяснила ситуацию: оказывается, вначале Анна Андреевна не смогла разграничить двух текстов, которые наложились друг на друга: текста записки и текста счета, на котором эта записка была написана.