Файл: Учебное пособие по разделам Язык, речь, общение, Нормы современного литературного языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 302
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прочитайте следующие варианты просьбы закрыть окно,
Какие из этих вариантов вы могли бы использовать в своей речи, а какие представляются вам неудачными?
1. Закройте, пожалуйста, окно.
2. Вы не могли бы закрыть окно?
3. Будьте любезны, закройте, пожалуйста, окно.
4. Вы могли бы закрыть окно, пожалуйста?
5. Попрошу вас закрыть окно.
6. Хочу, чтобы вы закрыли окно.
7. А ну, закройте-ка, пожалуйста, окно.
Нетрудно догадаться, что некоторые из перечисленных вариантов просьб будут отвергнуты вами по той причине, что так просить по-русски не принято. Интересно, что кое-какие из подобных неприемлемых вариантов вполне типичны для речи на других языках: вариант номер 4, например, — это достаточно распространенная формула просьбы в английской, а вариант номер 5 — в польской речи. Приведенный пример показывает, что в речи на любом языке существуют общепринятые способы построения просьб и приказов, приветствий и прощаний, упреков и извинений.
Принятые в определенных ситуациях и предназначенные для передачи определенного содержания типовые способы построения речи называют речевыми жанрами. |
«Речевые жанры организуют нашу речь почти так же, как ее организуют грамматические формы (синтаксические), — писал выдающийся русский филолог М. М. Бахтин. — Мы научаемся отливать нашу речь в жанровые формы, и, слыша чужую речь, мы уже с первых слов угадываем ее жанр, предугадываем определенный объем (то есть приблизительную длину речевого целого), определенное композиционное построение, предвидим конец, то есть с самого начала мы обладаем ощущением речевого целого ...»
Разумеется, речевые жанры — это не только просьбы, приказы и приветствия, о которых шла речь выше. В нашей разговорной речи встречаются и такие достаточно сложные речевые жанры, как бытовой рассказ, семейная беседа, спор или ссора; в речи научной это лекция, научный доклад, статья или монография, в публицистической речи это публичное выступление, репортаж, очерк или фельетон, в речи социально-деловой — отчетный доклад, протокол, заявление или доверенность и т.д.
В последующих разделах этого учебного пособия вы познакомитесь с речевыми жанрами более подробно. Пока же важно понять, что, как писал М.М. Бахтин, «если бы речевых жанров не существовало и мы не владели ими, если бы нам приходилось их создавать впервые в процессе речи, свободно и впервые строить каждое высказывание, речевое общение было бы почти невозможно».
ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ПРЯМОЙ РЕЧИ
Повторите правила постановки знаков препинания при передаче прямой речи.
Схемы постановки знаков препинания
А, а — слова автора; П, п — прямая речь.
А: «П». А: «П!» А: «П?»
«П», — а. «П!» — а. «П?» — а.
«П, — а, — п». «П, — а. — П».
Перепишите отрывок 1 из задания 1 параграфа 1.8 (с. 33). добавив от себя авторские слова и передавая речь персонажей как прямую. Постарайтесь использовать в разных местах упражнения следующие конструкции: прямая речь после авторских слов, прямая речь впереди авторских слов, авторские слова внутри прямой речи.
1.9. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ
Представьте себе, что вам поручили выступить с сообщением на тему «Русский язык среди других языков мира». Какие вопросы, касающиеся предстоящего выступления, следовало бы выяснить, прежде чем начать готовиться к нему?
Для того чтобы проверить правильность и полноту вашего ответа на вопрос, который был поставлен в задании, удобно опереться на следующую схему, отражающую важнейшие компоненты ситуации общения: Бахтин М. М. Проблема речевых жанров//Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М, 1986. — С. 272. авторские слова внутри прямой речи.
Ситуация общения
Обстановка общения |
Из полученного задания вам были известны только два компонента ситуации общения: адресант, или отправитель (им являетесь вы), и тема сообщения («Русский язык среди других языков мира»). Еще два компонента — содержание и форма сообщения — вам необходимо было определить самим. Однако для этого очень важно было установить все остальные компоненты ситуации предстоящего общения.
Кто будет вашим адресатом, или получателем? Экзаменационная комиссия? Ваши товарищи по группе? Слушатели вечернего лектория? Школьники?
Предположим, что ваш адресат — школьники. Тогда следует уточнить цель планируемого сообщения. Дать школьникам сведения, необходимые им для предстоящей контрольной работы? Подготовить к работе в факультативе по русскому языку? Заинтересовать темой и расширить их кругозор? В каждом из этих случаев сообщения нужно строить по-разному.
Немаловажен и еще один фактор — обстановка общения. Выступление в стенах школы непременно будет отличаться от выступления в клубе старшеклассников, а сообщение на уроке — от беседы во время классного часа.
Учитывать различные компоненты ситуации общения очень важно не только при подготовке публичного выступления, но и в ходе дискуссии, деловой беседы или неофициального разговора. Не менее важен такой учет и при подготовке любых письменных текстов.
Ниже приведено несколько отрывков из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В них описываются ситуации общения, в которых говорящим не удалось достигнуть поставленных ими целей. Каковы были эти цели в каждом из примеров? Какие компоненты ситуации общения не были учтены говорящими? Как следовало бы им построить свою речь для того, чтобы добиться успеха?
1. [Поэт Иван Бездомный пытается рассказать врачу-психиатру о событиях, связанных с трагической гибелью своего знакомого литератора Берлиоза:]
— Ага, — сказал врач, — а почему вы так спешили? Какоенибудь деловое свидание?
— Консультанта я ловлю, — ответил Иван Николаевич и тревожно оглянулся.
— Какого консультанта?
— Вы Берлиоза знаете? — спросил Иван многозначительно.
— Это... композитор?
Иван расстроился.
— Какой там композитор? Ах да, да нет! Композитор — это однофамилец Миши Берлиоза!
2. [Иван Бездомный звонит из психиатрической клиники в милицию:]
— Милиция? — закричал Иван в трубку, — милиция? Товарищ дежурный, распорядитесь сейчас же, чтобы выслали пять мотоциклетов с пулеметами для поимки иностранного консультанта. Что? Заезжайте за мною, я сам с вами поеду... Говорит поэт Бездомный из сумасшедшего дома... Как ваш адрес? — шепотом спросил Бездомный у доктора, прикрывая трубку ладонью, а потом закричал в трубку: — Вы слушаете? Алло!.. Безобразие! — вдруг завопил Иван и швырнул трубку в стену.
3. [К Маргарите, которая одиноко сидит на скамейке в саду, подсаживается незнакомый мужчина и пытается начать разговор:]
— А я вас не знаю, -— сухо сказала Маргарита,
— Откуда ж вам меня знать! А между тем я к вам послан по дельцу.
— Ничего не понимаю, какое дело?
Рыжий оглянулся и сказал таинственно:
— Меня прислали, чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости.
— Что вы бредите, какие гости?
— К одному очень знатному иностранцу, — значительно сказал рыжий, прищурив глаза.
Маргарита очень разгневалась:
— Новая порода появилась: уличный сводник, — поднимаясь, чтобы уходить, сказала она.
— Вот спасибо за такие поручения! — обидевшись, воскликнул рыжий и проворчал в спину уходящей Маргарите: — Дура!
ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ДИАЛОГЕ
-
Внимательно просмотрите отрывки из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сформулируйте правила постановки знаков препинания при диалоге. -
Запишите разговор Хлестакова и Осипа в форме диалога (см. с. 33).
1.10. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости..., ученость становится в нем педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью. Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только благовоспитанность служит для них оправой.
(Джон Локк)
Этикет — совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях. |
Слово этикет вошло в международный обиход в XVII в. Во времена правления французского короля Людовика XIV на одном придворном приеме гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия этих карточек etiuqette произошло слово «этикет», вошедшее во многие языки (от франц. etiuqette произошло и рус. этикетка).
Правила общения имеют конкретно-исторический характер (изменяются в соответствии с социально-историческими и экономическими условиями жизни народа), а также обладают национальной спецификой (могут существенно различаться в разных странах).
Познакомьтесь с отрывками из «Домостроя» — книги поучений, составленных протопопом Сильвестром в середине XVI в., и из пособия «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», подготовленного в 1717 г. по указу Петра I для обучения молодых дворян.
Опираясь на данные тексты, сформулируйте правила поведения за столом в XVI в., нормы поведения и общения, принятые в XVI и XVIII вв.
Какие правила вышли из употребления, а какие сохранились в современном обществе?
ДОМОСТРОЙ
Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в твой дом
Перед началом трапезы прежде всего священники славят Отца и Сына и Святого Духа, потом Деву Богородицу и вынимают освященный хлеб, а по окончании трапезы освященный хлеб выставляют, и, помолясь, как должно, вкушают и освященную чашу Пречистой Богородицы пьют. Потом же пусть скажут о здравии и за упокой.
И если едят в благоговейном молчании или за духовной беседой, тогда им невидимо ангелы предстоят и записывают дела добрые, а еда и питье тогда в сладость... А если при этом грубые и бесстыдные речи звучат, непристойное срамословие, смех, забавы разные или игра на гуслях и всякая музыка, пляски и хлопание в ладоши, и прыжки, всякие игры и песни бесовские — тогда... отойдут и ангелы Божьи от этой трапезы и непристойной беседы.
Осуждается как бесовское занятие, «когда бесчинствуют за игрой в кости и шахматы, ...друг друга колотят, облизывают...»
Когда перед тобой еду ставят, «хулить не следует, говоря: это «гнилое», или «кислое», или «пресное», или «соленое», или «горькое», или «протухло», или «сырое», или «переварено», или еще какое-нибудь порицание высказывать, но подобает дар Божий — любую еду и питье — «похвалить и с благодарностью есть...»
Когда позовут тебя на пир, не садись на почетном месте, вдруг из числа приглашенных будет кто-то тебя почетнее, и подойдет к тебе хозяин и скажет: «Уступи ему место!» — и тогда придется тебе со стыдом перейти на последнее место. Но, если тебя пригласят, сядь, войдя, на последнее место.
Когда поставят перед тобой различные яства и пития, но если кто-то знатнее тебя из приглашенных будет, не начинай есть раньше его; если же почетный гость ты, то поднесенную пищу начинай есть первый. ...
Если случится приветить приезжих людей, торговых ли, или иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, священников или монахов, — то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и достоинству каждого человека. С любовью и благодарностью, ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с добрым приветом, а иным и послать чего-нибудь, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать. Если какие из них ждут в сенях или сидят на дворе — и тех накормить-напоить и, за столом сидя, не забывать выслать им еду и питье. Если есть у хозяина сын или верный слуга, пусть бы и он присматривал всюду и всех бы почтил и добрым словом приветил, и никого бы не ругал, не обесчестил, не опозорил, не высмеял, не осудил, чтобы ни хозяину, ни хозяйке, ни детям их, ни слугам не нанес осуждения.