Файл: История России в системе мировых историй. Характерные черты истор. Процесса в средневековой России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. История России в системе мировых историй. Характерные черты истор. Процесса в средневековой России.

В русском обществе подобные дискуссии всегда были связаны с выбором пути дальнейшего развитии страны и потому нередко приобретали обостренный характер. Можно выделить несколько основных точек зрения по данному вопросу:

1. Россия является частью западной цивилизации. Эту позицию развивали

в 30–40-х гг. XIX в. русские историки и литераторы, известные как «западники» или «европеисты» (С.М. Соловьев, Б.И. Чичерин, К.Д. Кавелин и др.). Они считали, что русский мир по своей культуре, экономическим связям, христианской религии ближе к Западу, нежели к Востоку, и потому должен стремиться к сближению с Европой, к ликвидации отставания от передовых ее стран.

Следует добавить, что, начиная с Петра Великого и до настоящего времени, власть в России преимущественно придерживалась курса на развитие страны по западному образцу.

2. Россия является типично восточной цивилизацией. На этой точке зрения стояли немногочисленные отечественные «восточники» (Э.Э. Ухтомский, С.Н. Сыромятников и др.), ее разделяли и разделяют зарубежные историки. Основная идея концепции заключается в том, что после татаро-монгольского нашествия произошло этническое и культурное смешение двух цивилизаций: ордынской и древнерусской. В результате Русь переняла характерные черты восточного общества: централизацию и единоначалие в управлении, подчинение общества государству, административный произвол вместо главенства законов, условность права собственности и т.д.

3. Россия является цивилизацией, уникальной в своем развитии. Корни этой идеи восходят к религиозно-мессианским представлениям XVI в., развивающимся вокруг формулы «Москва – Третий Рим». Если говорить о научно-философском осмыслении данной проблемы, то стоит остановиться на двух наиболее значительных концепциях.

Согласно первой, Россия – это особая славянская цивилизация. Сторонники данного направления, «славянофилы» (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.), в 40-х гг. XIX в. вели оживленный диспут с «западниками», ратуя за самобытность русского народа, его органическое развитие. Славянофилы считали особенностями русского мира православную веру, высокую духовность, общинный быт, соборность, а забвение этих основ, их подмену, называли причиной трагического раскола русского общества.


Вторая концепция генетически восходила к славянофильству, но трактовала самобытность России иначе: ее адепты утверждали, что Россия является евроазиатской цивилизацией.

4. Россия вообще не является цельной цивилизацией.

Переходя к рассмотрению особенностей исторического развития России, надо отметить, что они, как и у любой другой страны, определяются рядом факторов: географическим, геополитическим, социально-политическим, этнокультурным и религиозным.

1. Географическое положение России характеризуется следующими чертами: обширная, преимущественно равнинная, территория с протяженными и слабо защищенными природой границами. Огромные пространства гарантировали обилие и разнообразие природных ресурсов, широкие возможности для колонизации, но в то же время приводили к проблемам с коммуникациями, уязвимости рубежей. Решить эти проблемы могло только сильное государство, способное мобилизовать необходимые людские и материальные ресурсы.

К гидрографическим особенностям России относится обилие рек и сравнительная удаленность от океана. Множество рек – фактор, безусловно, положительный, способствующий торговле (транзитной и внутренней) и колонизации. Но то обстоятельство, что Россия долгое время была отрезана от морей, приводило к невыгодам торговли и ограничению культурных связей. Даже позднее, когда страна вышла к морям, доступ в океаны, где проходили наиболее оживленные торговые пути – Атлантический и Индийский, остался для нее затрудненным.

Климат России можно охарактеризовать как разнообразный, однако на большей части территорий он недружелюбен (долгая и суровая зима, переменчивая погода). Это обстоятельство, в сочетании со скудными почвами исторической части страны, приводило к бедным урожаям и высокому риску неурожая, постоянной борьбе за выживание, а значит, затруднениям в развитии общества.

2. Важнейшей геополитической особенностью Русского государства было его промежуточное положение между Азией и Европой. Соседство Руси с огромными пространствами на Юге и Востоке выливалось в многовековую борьбу с беспокойной кочевой степью. Вместе с тем, промежуточное положение в отдельные периоды давало Руси-России торговые преимущества, способствовало культурному обмену, появлению такой черты национального характера, как терпимость к инородцам.



3. Под влиянием упомянутых выше факторов сложилась специфическая система социально-политических отношений. Общинное в ней преобладало над частным, государственное над общественным, государство, общество и индивид оказывались неразделимы. Власть, чтобы быть эффективной, должна была быть централизованной, деспотичной и опираться на прочную идеологическую основу – государственный культ, обосновывающий справедливость ее жестких действий (православие, монархизм, коммунизм).

4. В этнокультурном плане Россия – полиэтническое государство со всеми причитающимися достоинствами (терпимость, традиции многонационального общежития, культурный обмен и синтез) и недостатками (потенциальная конфликтность, сепаратизм).

5. С этнической пестротой напрямую связана конфессиональная неоднородность. Однако официальной религией Русского государства на протяжении большей части его истории было православие, влияние которого на русский мир невозможно переоценить.

  1. Церковная организация на Руси

В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри.

Церковь - важный элемент политической системы древнерусского общества, тесно связанный с государством. Христианская религия отвечала идеологическим требованиям княжеской власти, проповедуя божественное происхождение власти монарха, покорность подданных государству. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым категориям дел и др.

Церковная организация (русская церковь - часть Константинопольской патриархии):

  • 1) митрополит (назначался константинопольским патриархом)

  • 2) епископы (во главе епархий - крупных церковных округов)

  • 3) церкви (гос. образования) и монастыри (добровольные сообщества людей)

Содержание церкви - десятина+собственные доходы от торговли.

Церковное право (церковные уставы Владимира и Ярослава):

  • 1) доля церкви в княжеских доходах

  • 2) разделение церковной и светской юстиции

  • 3) круг преступлений, подсудных церкви (семейные, колдовство, богохульство)


Роль церкви в ДРГ: укрепление государственности, объединение русских земель, влияние на культуру, приобщение к европейскому христианскому миру. Церковь способствовала распространению византийского права на Руси и, заинтересованная в защите собственнических прав на дарованные ей земли, способствовала более точному определению понятия собственности.

Наконец, что не менее важно, Церковь через ее руководителей - епископов и настоятелей монастырей - обладала умиротворяющим влиянием на политическую жизнь, имея целью установление мира в межкняжеских раздорах и, особенно в Новгороде, примирение противоборствующих народных партий.

В тот период главой русской Церкви был митрополит Киевский. Как правило, он был греком, которого назначал константинопольский патриарх.

Епископы номинально назначались митрополитом. Фактически же киевский князь, а позднее и князь каждой из земель, где располагалась резиденция епископа, оказывал значительное влияние на назначение епископа. Также и в Новгороде обращались за советом к вечу каждый раз, когда новгородский епископский престол оказывался вакантным.

При Владимире на Руси было основано восемь епархий С уменьшением авторитета киевского князя, каждый из местных князей стремился к тому, чтобы обосновать епископство в собственном княжестве. Накануне монгольского вторжения наРуси уже было пятнадцать епархий.

С 1165 г. епископ Новгорода носил титул архиепископа. Каждый епископ обладал значительной властью над священниками и другим духовенством в своей епархии. Однако приходской священник часто назначался прихожанами, и епископ обычно подтверждал это назначение.

Русское монашество следовало византийскому образцу. На Руси, как и в Византии, не существовало специализации в деятельности монахов, и все монахи образовывали как бы один орден. Что касается их организации, то некоторые из византийских монастырей строились по общинному типу. Братья жили в одном здании, получали от монастыря одежду, питались вместе и трудились под наблюдением настоятеля. В других монастырях каждый монах жил в своей собственной келье.

Первые русские монастыри, очевидно, были именно последнего типа, а общинный устав - такой как в монастыре Студион в Константинополе - был впервые введен на Руси в Печерской Лавре в Киеве в одиннадцатом веке. Этот монастырь играл важную роль в поддержке христианской морали и образования, и в его стенах была написана первая киевская летопись.


Что касается церковного права, то епископ являлся верховным судьей в каждой епархии. Все находящиеся в подчинении церкви люди были под его юрисдикцией по всем вопросам судопроизводства.


  1. Этнокультурные процессы

Первые сведения о славянах относятся к I в. н.э. В античных, арабских и византийских источниках они упоминаются под именем антов, венедов, склавинов и называются «бесчисленными племенами» и «великим народом».

Ученые считают, что славянские племена отделились от индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. По вопросу о происхождении славян и путях их расселения у историков нет единого мнения. Высказано много гипотез. Русские историки придерживались версии «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.), что прародиной славян были земли в бассейне Дуная. В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв.) славяне заняли территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. В VI-VII вв. праславянский мир разделился на три ветви:

-южные славяне (склавины) расселились между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы;

-западные славяне (венеды) заняли бассейн Вислы;

-восточные славяне (анты) обосновались в междуречье Днепра и Днестра.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Из византийских источников известно, что они «возделывают злаки, особенно пшеницу и просо». Системы земледелия были примитивными и очень трудоемкими. На юге, в степных районах применялось переложное, или залежное земледелие, на севере - подсечно-огневое. Освоенные земельные участки (поля) использовали несколько лет, пока земля не истощалась, потом осваивали новые территории и начинали все сначала. Передвижение шло вдоль рек. Основными орудиями труда являлись различные виды деревянного рала (вид плуга), примитивные сохи-суковатки, узколезвенный топор и серп. Восточные славяне занимались также скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством (сбором меда диких пчел), т.е. всем тем, что давал им кормящий ландшафт.

Славяне были язычниками. Они верили в добрых и злых духов, обожествляли силы природы, поклонялись душам умерших предков. Исследователи обращают внимание на то, что у них не было храмов и особого сословия жрецов, хотя были кудесники и волхвы, которые считались служителями богов и толкователями их воли. Главными богами были: Даждьбог - бог солнца (Хорос и Ярило у разных племен), Сварог - бог неба, Волос, или Белес - покровитель скотоводства, Перун - бог молний и грома, бог войны, Мо-кошь - богиня плодородия и домашнего очага.