Файл: История России в системе мировых историй. Характерные черты истор. Процесса в средневековой России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
История России в системе мировых историй. Характерные черты истор. Процесса в средневековой России.
В русском обществе подобные дискуссии всегда были связаны с выбором пути дальнейшего развитии страны и потому нередко приобретали обостренный характер. Можно выделить несколько основных точек зрения по данному вопросу:
1. Россия является частью западной цивилизации. Эту позицию развивали
в 30–40-х гг. XIX в. русские историки и литераторы, известные как «западники» или «европеисты» (С.М. Соловьев, Б.И. Чичерин, К.Д. Кавелин и др.). Они считали, что русский мир по своей культуре, экономическим связям, христианской религии ближе к Западу, нежели к Востоку, и потому должен стремиться к сближению с Европой, к ликвидации отставания от передовых ее стран.
Следует добавить, что, начиная с Петра Великого и до настоящего времени, власть в России преимущественно придерживалась курса на развитие страны по западному образцу.
2. Россия является типично восточной цивилизацией. На этой точке зрения стояли немногочисленные отечественные «восточники» (Э.Э. Ухтомский, С.Н. Сыромятников и др.), ее разделяли и разделяют зарубежные историки. Основная идея концепции заключается в том, что после татаро-монгольского нашествия произошло этническое и культурное смешение двух цивилизаций: ордынской и древнерусской. В результате Русь переняла характерные черты восточного общества: централизацию и единоначалие в управлении, подчинение общества государству, административный произвол вместо главенства законов, условность права собственности и т.д.
3. Россия является цивилизацией, уникальной в своем развитии. Корни этой идеи восходят к религиозно-мессианским представлениям XVI в., развивающимся вокруг формулы «Москва – Третий Рим». Если говорить о научно-философском осмыслении данной проблемы, то стоит остановиться на двух наиболее значительных концепциях.
Согласно первой, Россия – это особая славянская цивилизация. Сторонники данного направления, «славянофилы» (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.), в 40-х гг. XIX в. вели оживленный диспут с «западниками», ратуя за самобытность русского народа, его органическое развитие. Славянофилы считали особенностями русского мира православную веру, высокую духовность, общинный быт, соборность, а забвение этих основ, их подмену, называли причиной трагического раскола русского общества.
Вторая концепция генетически восходила к славянофильству, но трактовала самобытность России иначе: ее адепты утверждали, что Россия является евроазиатской цивилизацией.
4. Россия вообще не является цельной цивилизацией.
Переходя к рассмотрению особенностей исторического развития России, надо отметить, что они, как и у любой другой страны, определяются рядом факторов: географическим, геополитическим, социально-политическим, этнокультурным и религиозным.
1. Географическое положение России характеризуется следующими чертами: обширная, преимущественно равнинная, территория с протяженными и слабо защищенными природой границами. Огромные пространства гарантировали обилие и разнообразие природных ресурсов, широкие возможности для колонизации, но в то же время приводили к проблемам с коммуникациями, уязвимости рубежей. Решить эти проблемы могло только сильное государство, способное мобилизовать необходимые людские и материальные ресурсы.
К гидрографическим особенностям России относится обилие рек и сравнительная удаленность от океана. Множество рек – фактор, безусловно, положительный, способствующий торговле (транзитной и внутренней) и колонизации. Но то обстоятельство, что Россия долгое время была отрезана от морей, приводило к невыгодам торговли и ограничению культурных связей. Даже позднее, когда страна вышла к морям, доступ в океаны, где проходили наиболее оживленные торговые пути – Атлантический и Индийский, остался для нее затрудненным.
Климат России можно охарактеризовать как разнообразный, однако на большей части территорий он недружелюбен (долгая и суровая зима, переменчивая погода). Это обстоятельство, в сочетании со скудными почвами исторической части страны, приводило к бедным урожаям и высокому риску неурожая, постоянной борьбе за выживание, а значит, затруднениям в развитии общества.
2. Важнейшей геополитической особенностью Русского государства было его промежуточное положение между Азией и Европой. Соседство Руси с огромными пространствами на Юге и Востоке выливалось в многовековую борьбу с беспокойной кочевой степью. Вместе с тем, промежуточное положение в отдельные периоды давало Руси-России торговые преимущества, способствовало культурному обмену, появлению такой черты национального характера, как терпимость к инородцам.
3. Под влиянием упомянутых выше факторов сложилась специфическая система социально-политических отношений. Общинное в ней преобладало над частным, государственное над общественным, государство, общество и индивид оказывались неразделимы. Власть, чтобы быть эффективной, должна была быть централизованной, деспотичной и опираться на прочную идеологическую основу – государственный культ, обосновывающий справедливость ее жестких действий (православие, монархизм, коммунизм).
4. В этнокультурном плане Россия – полиэтническое государство со всеми причитающимися достоинствами (терпимость, традиции многонационального общежития, культурный обмен и синтез) и недостатками (потенциальная конфликтность, сепаратизм).
5. С этнической пестротой напрямую связана конфессиональная неоднородность. Однако официальной религией Русского государства на протяжении большей части его истории было православие, влияние которого на русский мир невозможно переоценить.
-
Церковная организация на Руси
В 988 г. на Руси в качестве государственной религии было принято христианство. Русская православная церковь организовывалась как епархия Константинопольского патриарха. Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В качестве организационных центров выступали епархии, приходы и монастыри.
Церковь - важный элемент политической системы древнерусского общества, тесно связанный с государством. Христианская религия отвечала идеологическим требованиям княжеской власти, проповедуя божественное происхождение власти монарха, покорность подданных государству. Ей предоставлялось право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по некоторым категориям дел и др.
Церковная организация (русская церковь - часть Константинопольской патриархии):
-
1) митрополит (назначался константинопольским патриархом) -
2) епископы (во главе епархий - крупных церковных округов) -
3) церкви (гос. образования) и монастыри (добровольные сообщества людей)
Содержание церкви - десятина+собственные доходы от торговли.
Церковное право (церковные уставы Владимира и Ярослава):
-
1) доля церкви в княжеских доходах -
2) разделение церковной и светской юстиции -
3) круг преступлений, подсудных церкви (семейные, колдовство, богохульство)
Роль церкви в ДРГ: укрепление государственности, объединение русских земель, влияние на культуру, приобщение к европейскому христианскому миру. Церковь способствовала распространению византийского права на Руси и, заинтересованная в защите собственнических прав на дарованные ей земли, способствовала более точному определению понятия собственности.
Наконец, что не менее важно, Церковь через ее руководителей - епископов и настоятелей монастырей - обладала умиротворяющим влиянием на политическую жизнь, имея целью установление мира в межкняжеских раздорах и, особенно в Новгороде, примирение противоборствующих народных партий.
В тот период главой русской Церкви был митрополит Киевский. Как правило, он был греком, которого назначал константинопольский патриарх.
Епископы номинально назначались митрополитом. Фактически же киевский князь, а позднее и князь каждой из земель, где располагалась резиденция епископа, оказывал значительное влияние на назначение епископа. Также и в Новгороде обращались за советом к вечу каждый раз, когда новгородский епископский престол оказывался вакантным.
При Владимире на Руси было основано восемь епархий С уменьшением авторитета киевского князя, каждый из местных князей стремился к тому, чтобы обосновать епископство в собственном княжестве. Накануне монгольского вторжения наРуси уже было пятнадцать епархий.
С 1165 г. епископ Новгорода носил титул архиепископа. Каждый епископ обладал значительной властью над священниками и другим духовенством в своей епархии. Однако приходской священник часто назначался прихожанами, и епископ обычно подтверждал это назначение.
Русское монашество следовало византийскому образцу. На Руси, как и в Византии, не существовало специализации в деятельности монахов, и все монахи образовывали как бы один орден. Что касается их организации, то некоторые из византийских монастырей строились по общинному типу. Братья жили в одном здании, получали от монастыря одежду, питались вместе и трудились под наблюдением настоятеля. В других монастырях каждый монах жил в своей собственной келье.
Первые русские монастыри, очевидно, были именно последнего типа, а общинный устав - такой как в монастыре Студион в Константинополе - был впервые введен на Руси в Печерской Лавре в Киеве в одиннадцатом веке. Этот монастырь играл важную роль в поддержке христианской морали и образования, и в его стенах была написана первая киевская летопись.
Что касается церковного права, то епископ являлся верховным судьей в каждой епархии. Все находящиеся в подчинении церкви люди были под его юрисдикцией по всем вопросам судопроизводства.
-
Этнокультурные процессы
Первые сведения о славянах относятся к I в. н.э. В античных, арабских и византийских источниках они упоминаются под именем антов, венедов, склавинов и называются «бесчисленными племенами» и «великим народом».
Ученые считают, что славянские племена отделились от индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. По вопросу о происхождении славян и путях их расселения у историков нет единого мнения. Высказано много гипотез. Русские историки придерживались версии «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.), что прародиной славян были земли в бассейне Дуная. В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв.) славяне заняли территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. В VI-VII вв. праславянский мир разделился на три ветви:
-южные славяне (склавины) расселились между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы;
-западные славяне (венеды) заняли бассейн Вислы;
-восточные славяне (анты) обосновались в междуречье Днепра и Днестра.
Основным занятием восточных славян было земледелие. Из византийских источников известно, что они «возделывают злаки, особенно пшеницу и просо». Системы земледелия были примитивными и очень трудоемкими. На юге, в степных районах применялось переложное, или залежное земледелие, на севере - подсечно-огневое. Освоенные земельные участки (поля) использовали несколько лет, пока земля не истощалась, потом осваивали новые территории и начинали все сначала. Передвижение шло вдоль рек. Основными орудиями труда являлись различные виды деревянного рала (вид плуга), примитивные сохи-суковатки, узколезвенный топор и серп. Восточные славяне занимались также скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством (сбором меда диких пчел), т.е. всем тем, что давал им кормящий ландшафт.
Славяне были язычниками. Они верили в добрых и злых духов, обожествляли силы природы, поклонялись душам умерших предков. Исследователи обращают внимание на то, что у них не было храмов и особого сословия жрецов, хотя были кудесники и волхвы, которые считались служителями богов и толкователями их воли. Главными богами были: Даждьбог - бог солнца (Хорос и Ярило у разных племен), Сварог - бог неба, Волос, или Белес - покровитель скотоводства, Перун - бог молний и грома, бог войны, Мо-кошь - богиня плодородия и домашнего очага.