Файл: Дисциплина Основы организации каникулярного отдыха детей Практическое задание 1 Обучающийся Дзюбенко Светлана Сергеевна Преподаватель Токарева Татьяна Юрьевна Задание 1.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Т.е. сегодня мы используем не в целом технологию, а учим работать по этапам этой технологии на основе любых тематических мероприятий.

В нашей группе, основываясь на данной методике, используются трудовые дела. Например, устранение недостатков в бытовой, игровой комнатах, учебном классе. В этом случае каждый предлагает свою помощь в этом общем деле, распределяются поручения, выбирается ответственный. В ходе такой работы девочки взаимодействуют, оказывают помощь при необходимости, взрослый  следит за тем, чтобы отрицательные эмоции были сведены к минимуму. Важным моментом здесь является и то, чтобы девочки умели оценивать свои возможности при выборе того или иного задания, чтобы старшие учитывали пожелания млаших, а не выступали только в роли доминант. После выполненной деятельности подводится итог, где девочки оценивают свою работу, определяют плюсы и минусы в выполненном деле. Воспитанницами также организуется и трудовое дело- сюрприз, в ходе которого изготавливаются творческие подарки для друзей или взрослых.  

Помимо трудовых дел отработать некоторые моменты технологии позволяют и художественные дела, которые организуются девочками в свободное время. Примерами здесь являются концерты,  в ходе которых каждый участник выступает со своим номером (стихотворение, потешка, песенка). Такие вечера проходят, когда большинство девочек находятся в хорошем настроении. Это создает радостную атмосферу, девочки учатся преодолевать застенчивость, волнение.

В группе имеет место быть и общественные дела, осуществляемые на примере праздников (Новый год, Международный женский день, 23 февраля и т.п.).

Исходя из мероприятия, определяется свой круг забот:

- украсить елку

- оформить помещение

- подготовить сюрпризы

- изготовить подарки и т.п.

Эти заботы распределяются на выбор по подгруппам, младшим обязательно помогают старшие. После выполненных дел также подводится итог.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная технология хоть и не применяется в чистом виде, но в тоже время дает возможность использовать отдельные элементы, отрабатывать их с учетом современных тенденций в образовании, где сами дети выступают главными участниками  воспитательного процесса.

Стадии коллективного творческого дела
(по методике И. П. Иванова)


 

Стадии

Педагогические 
целеполагания

Методы, формы деятельности 
коллектива

1

2

3

Предварительная работа воспитания

(1-я стадия)

(замысел)

– С какой целью?

– Что лучше сделать?

– Для чего, с кем?

– Кто может помочь?

– Как подключить детей, родителей?

– Кому быть организатором?

«Нацеливающие» воспитательные мероприятия: «стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ-размышление, убеждение на собственном опыте. При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с ребятами. Тон разговора – доброжелательный, заинтересованный

Коллективное планирование

(2-я стадия)

– Какое дело проведем?

– На радость и пользу кому?

– Где его провести?

– Как лучше провести?

– С кем вместе провести?

– Кто будет ответственным?

– Кто будет ведущим?

Сбор-старт: обоснование предложений, анализ задач на размышление. Творческий поиск. Открытая дискуссия. Деловая игра. Побуждение
(ободрением и похвалой, помощью, советом, доверием). Выборы совета дела, творческой или инициативной группы. Взрослые принимают участие в общей работе на равных основаниях

Подготовка дела

(3-я стадия)

– Как развить положительные качества детей?

– Как преодолеть отрицательные качества?

– Как включить всех в активный творческий поиск?

– Как научить детей преодолевать трудности и не поддаваться соблазнам?

Помощь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское требование. Подготовка проекта «по секрету». Товарищеский контроль. Товарищеское обсуждение. Увлечение делом, поиском, романтикой, героикой, игрой. Уточнение проекта КТД. Товарищеское поощрение от имени коллектива. Традиции общей коллективной работы. Функции взрослых – стимулирующая

Проведение дела

(4-я стадия)

– Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД?

– Как увлечь воспитанников личным примером?

– Как создать радостную перспективу близкого успеха?

– Как научить ребят выходить из затруднительного положения?

Общественно-политические КТД. Трудовые КТД. Познавательные КТД. Художественные КТД. Спортивные КТД. Формы: операции, эстафеты, конкурсы, смотры, диспуты, соревнования и др. Задача взрослых – пробудить и утвердить у ребят мажорный тон, бодрость, уверенность в своих силах и стремление преодолевать трудности. Главное – спокойствие, выдержка, приподнятое настроение


 

 

 .

1

2

3

Подведение

итогов

(5-я стадия)

– Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы?

– Как помочь воспитанникам анализировать и оценивать проделанную работу?

– Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

Товарищеский разбор. Сборы-«огоньки». Похвала. Поддержка. Побуждение. Товарищеское поручение. Деловой сбор. Награды. Контроль. Требование. Обсуждение. Критика. Наказание. Взрослые должны помочь ребятам выяснить причины успеха или неудачи

Ближайшее 
последействие

(6-я стадия)

– Как научить ребят реализовывать выводы и предложения?

– Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива?

– Как научить осуществлять собственные решения?

– Как убедить в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?

Радостная перспектива. Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Изменение режима. Выполнение чередующихся поручений. Преемственность в делах. Взаимопомощь. Приучение. Педагоги и друзья ребят по-товарищески помогают в выполнении тех решений, которые были приняты общим сбором. Смысл последействия – в расширении круга добрых дел


Задание 13.

Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:

·  спортивно-оздоровительное,

·  содержательно-досуговое,

·  нравственное,

·  гражданско-­патриотическое,

. танцевальное.

Цель программы: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.

Задачи программы:

1.  Создавать условия для организованного отдыха детей.

2.  Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

3.  Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

4.  Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.

5.  Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

6.  Формировать у ребят навыки общения и толерантности.


Концепция программы.

Концептуальные основы деятельности.

Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.

Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.

Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.

При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:

1.  Идея опоры на базовые потребности ребенка (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили).


2.  Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. С.Макаренко).

3.  Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. С. Выготский)

4.  Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. С.Макаренко).

Принципы программы.

Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип демократичности

Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей

Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

·  отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

·  создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

·  активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

·  необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;