Файл: Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и классификация методов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая характеристика психотерапии как науки. Ее основные направления и классификация методов.

Психотерапия (от греч. psyche - душа, therapeia - лечение) - особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиенту оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при возникнове¬нии у него проблем или затруднений психического характера. (R. Bastine, 1982). Это способ лечебного воздействия на психику, а через психику — на весь организм человека. Психотерапия — это средство, использующее вер¬бальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь че¬ловеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными; это специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья.

В русскоязычной и зарубежной научной литературе психотерапия оп¬ределяется как система лечебного воздействия на психику и через психику - на организм человека. Следовательно, будучи методом лечения, психотера¬пия традиционно входит в сферу компетенции медицины (Б. Д. Корвасар- ский, 1985). Это подтверждается существующей законодательной базой (приказ Минздравпрома России № 294 от 30.10.95, приказ № 337 от 27.08.99 и приказ № 553 от 20.08.07).

Однако методы и приемы современной психотерапии имеют широкое применение, в частности в сфере оказания психологической помощи, и ак¬тивно используются в практике психологического консультирования. Нужно отметить, что в последнем случае психотерапевтические средства могут быть применены только в работе с клиентами, затруднения которых не дос¬тигли клинического уровня.

Разрабатывая содержание и границы психотерапии, разные авторы подчеркивают ее интегративный характер, включение в ее практический и научный аппарат, в методологию современных достижений, прежде всего, психологии и медицины, а также философии и социологии. Психотерапевти¬ческое лечение специфично, основано на психических (психологических) методах воздействия на клинические феномены и отчасти на страдание и по¬этому становится точкой пересечения ряда областей знания: медицины, пси¬хологии, социологии, педагогики и др. В настоящее время происходит про¬никновение методов психотерапии во внебольничную среду (реадаптация и реабилитация, кабинеты социально-психологической помощи, центры по¬мощи семье, консультирование в бизнесе и др.). * Таким образом, психотерапевтические знания имеют интердисципли¬нарный характер и являются чрезвычайно значимыми для специалистов, ра¬ботающих как в сфере оказания психотерапевтической помощи (врачей пси¬хотерапевтов), так и в сфере психологической помощи (психологов-консуль- тантов).


Модели психотерапии

Традиционно существует две классические модели психотерапии.

Согласно первой, медицинской модели, психотерапия направлена на лечение с использованием в ходе лечения психологических средств и мето¬дов. При этом лечение может осуществляться в диаде «врач-психотерапевт — пациент» и направлено на устранение имеющихся у клиента нарушений. К квалификации этих нарушений подходят как с медицинских, так и с психо¬логических позиций.

Однако термин «психотерапия» не стал чисто медицинским понятием.

Выдвигается иная - философская и психологическая модель психотера¬пии, которая основана на первичном значении этого слова-«исцеление души».

Основная цель этого подхода— не излечение от психических рас¬стройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при кото¬рой психотерапевт предстает спутником больного, его помощником и на¬ставником. Условиями, необходимыми для успешной работы психотерапев¬та, являются, прежде всего, безоценочное отношение к пациенту и принятие его таким, каков он есть, сострадание и сочувствие к нему, а также искрен¬ность и честность поведения. Следствием такого понимания психотерапии является распространение ее методов в различных областях: в педагогике, социальной работе, прикладной психологии и т. д.

Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге 21 октября 1990 г. принята декларация, согласно которой

1) психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитар¬ных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;

2) психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоре¬тической и клинической подготовки;

3) гарантированным является разнообразие психотерапевтических ме¬тодов;

4) образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный тера¬певтический опыт и практику под руководством супервизора, одновременно преобретаются представления о других психотерапевтических методах;

5) доступ к такому образованию возможен при условии широкой пред¬варительной подготовки в области гуманитарных и общественных наук.

Классификация методов психотерапии

С развитием психотерапии возрастает потребность в систематике ис¬пользуемых психотерапевтических методов. Однако не существует единой общепринятой классификации методов.



• Метод в психотерапии - общий принцип лечения и коррекции.

• Направление - совокупность методов, объединенных общим прин¬ципом или подходом.

• Форма - способ применения того или иного метода (индивидуальная или групповая).

Наибольшее развитие и признание получили три психотерапевтиче¬ских направления и возникшие на их основе методы:

1) Психоаналитическое (психодинамическое, динамическое).

2) Бихевиористическое (поведенческая психотерапия).

3) Экзистенциально-гуманистическое (недирективная психотерапия К. Роджерса, гештальт-терапия Ф. Перлза, логотерапия В. Франкла).

Психоанализ рассматривает в качестве основной детерминанты лично¬стного развития и поведения первичные влечения и потребности, а невроз - как следствие их вытеснения в бессознательное и конфликта с сознанием; основной задачей психотерапии согласно этому подходу является осознание этого конфликта.

Для бихевиоризма личность есть поведение, а невроз - это неадаптив¬ное поведение, возникшее вследствие неправильного научения, поэтому ос¬новная задача психотерапии формулируется как обучение новым, адаптив¬ным способам поведения.

Гуманистическое направление рассматривает в качестве основной по¬требность личности в самоактуализации, а невроз - как результат блокиро¬вания этой потребности, поэтому основная задача психотерапии согласно данному подходу состоит в приобретении пациентом нового опыта, способ¬ствующего становлению адекватного целостного образа Я и возможностей для самоактуализации личности.

Л. Р. Вольберг (L. R. Wolberg) предложил классификацию методов психотерапии в зависимости от поставленных целей:

1) поддерживающая психотерапия, целью которой является укрепление и поддержка имеющихся у больного защитных сил и выработка новых, луч¬ших способов поведения, позволяющих восстановить душевное равновесие;

2) переучивающая психотерапия, целью которой является изменение поведения больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрение отрицательных;

3) реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов, послуживших источником личностных рас¬стройств и стремлением достичь существенных изменений черт характера и восстановления полноценности индивидуального и социального функциони¬рования личности.

В клинической практике принято деление методов психотерапии на симптомо-центрированные, личностно-центрированные и социально-центри¬рованные, интеграция которых часто обеспечивает наилучший терапевтиче¬ский эффект.


Все многообразие существующих на сегодняшний день видов психотерапии и психотехник можно разделить на три основных направления, в основе этого разделения лежит разная философия, разный взгляд на природу человека.

1. Когнитивно-бихевиоральное направление (лат. сognitio – знание, англ. behavior - поведение) Основные положения когнитивно-бихевиорального направления были сформулированы независимо Беком (Beck А. Т.) и Эллисом (Ellis А.).

Это направление базируется на двух теоретических предпосылках. Первой из них является поведенческая теория личности человека - представление о человеке, как о совокупности реакций, возникающих на стимулы внешней среды. Человек с точки зрения поведенческой теории личности – это сумма рефлексов, в реализации которых участвуют познавательные и побудительные внутрипсихические акты организма. Функционирование организма в связи с этим может быть описано формулой стимул – промежуточные переменные (то есть собственно психические процессы) – реакция.

Второй теоретической предпосылкой возникновения когнитивно-бихевиорального направления явились открытия когнитивной психологии –раздела психологии, который занимается изучением процессов обработки информации в процессе познания.

Когнитивно-бихевиоральное направление считает приоритетным в возникновении психологических проблем и заболеваний нарушенные представления и мысли человека о существующей реальности, которые возникли из-за неправильного научения в процессе развития личности. Определяющим моментом в возникновении тех или иных эмоций, с точки зрения, когнитивно-бихевиорального направления, является познание, представления и умозаключения человека. Изменив мысли, идеи и представления, можно изменить и эмоциональную реакцию на те или иные события. В психотерапии этого подхода особое внимание уделяется рациональному анализу ситуации, разработке и обучению схемам эффективного поведения, принятия решения, оптимальных способов познания и самопознания.

К этому направлению можно отнести когнитивную терапию, бихевиоральную терапию, рациональную эмоционально-поведенческую психотерапию, психотерапию, ориентированную на решение, а также, с некоторыми оговорками, НЛП и эриксоновский гипноз

2. Психодинамическое направление ведет свою историю от З. Фрейда. Отличительной чертой психодинамического направления является разделение психики человека на сознание и бессознательное, а также представление о жизни индивида как борьбе внутрипсихических сил.


Ключевым моментом в теории З. Фрейда является гипотеза, что причину психологических проблем человека следует искать в его детстве, в частности, в его отношениях с родителями. Черты характера, которыми обладает взрослый человек, с этой точки зрения, сложились в его раннем детстве, и потом претерпевали лишь незначительные изменения. Жизнь человека представляет собой постоянную борьбу инстинктов и желаний (Ид) с моралью и представлениями об идеале (Супер-Эго), компромиссом между которыми является Эго, постоянно «взвешивающее» желания и возможности и принимающее решение, руководствуясь принципом реальности. Психологические проблемы возникают из-за вытеснения в бессознательное тяжело переживаемых событий и мыслей. К ним относятся, например, травматические события детства или аморальные и несоответствующие идеалу мысли и представления. Выполняя защитную функцию, психика человека с помощью цензуры блокирует доступ к этим болезненным событиям, отправляя их в хранилище бессознательного, доступ к которому в обыденной жизни заблокирован

Позже классический психоанализ З. Фрейда был в значительной мере изменен его учениками и последователями, что привело к появлению современного психоанализа, обобщающего опыт разных представителей психодинамического направления. В психотерапии психодинамического направления особое внимание уделяется анализу детства, защитным механизмам клиента, анализу сновидений и представлений.

К этому направлению относятся классический психоанализ (Фрейд (Freud S.)), аналитическая психология (Юнг (Jung C. G.)), индивидуальная психология (Адлер (Adler А.)), волевая терапия Ранка (Rank О.), активная аналитическая терапия Штекеля (Stekel W.), интерперсональная психотерапия Салливана (Sullivan H. S.), интенсивная психотерапия Фромм-Райхманн (Fromm-Reichmann F.), характерологический анализ Хорни (Horney K.), гуманистический психоанализ (Фромм (Fromm E.)), Эго-анализ Кляйн (Klein M.), Чикагская школа (Александер (Alexander F. G.), Френч (French Т. М.)), секторная терапия Дойча (Deutsch F.), объективная психотерапия по Карпману (Karpman В.), краткосрочная психодинамическая психотерапия (Александер (Alexander F. G.), Сифнеос (Sifneos P. E.), Малан (Malan D. Н.), Беллак (Bellak A. S.), Девенлу (Devanloo Н.), Страпп (Strupp Н. Н.)), психобиологическая терапия Майера (Meyer A.), биодинамическая концепция Массермана (Masserman J. Н.), адаптационная психодинамика Радо (Rado S.), гипноанализ (Волберг (Wolberg L. R.)), характерологический анализ Райха (Reich W.), трансакстный анализ Эрика Берна, а также современный психоанализ и символдрама.