Файл: Контрольные вопросы и задания к разделу 1 Дидактические основы дистанционного, электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольные вопросы и задания к разделу 1

«Дидактические основы дистанционного, электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий»

по дисциплине «Технологии электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий»

1 семестр



  1. Какое понятие шире «дистанционное обучение» или «электронное обучение»? Ответ обоснуйте.


Дистанционное образование - целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.

Под электронным обучением согласно законодательству понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Понятие «электронное обучение» более широкое , так как данное обучение предусматривает различные формы и способы обучения на основе ИКТ.




  1. Чем e-learningотличается от электронного обучения? Приведите аргументы.


Данные понятия равнозначны, так как в переводе e-learningозначает электронное обучение.




  1. Определите различие понятий «дистанционное обучение» и «дистанционные образовательные технологии». Ответ аргументируйте.


Дистанционное обучение - целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологии при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.


Дистанционное обучение это процесс, при котором обучающийся получает знания, а дистанционные образовательные технологии это технологии, с помощью которых обучающийся получает знания.




  1. Открытое образование обеспечивает:


  • целенаправленную, контролируемую самостоятельную работу обучающегося;


  • возможность обучаться на притяжении всей жизни по индивидуальному плану;


  • получение диплома о высшем образовании;


  • постоянное интерактивное взаимодействие обучающих и обучающихся;


  • доступ к информационным ресурсам всего мирового сообщества,


При выборе правильного варианта помните, что их может быть несколько.




  1. Приведите примеры использования онлайн- и офлайн-обучения.


Девушка решила учить английский язык. Перед ней стоял выбор онлайн или офлайн обучения. Онлайн обучение позволяло ей заниматься с преподавателем при помощи интернета, общаться по видео связи, делать упражнения и домашние занятия в электронном формате. Или же офлайн обучение, посещать курсы, ходить на занятие, живое общение с преподавателем, выполнение заданий по учебнику.




  1. Для сетевого обучения определяющим является:


  • создание информационно-образовательной среды;


  • использование ресурсов нескольких образовательных организаций;


  • обеспечение доступа к Интернету;


  • наличие договора об образовательной деятельности.


  1. Актуальны ли сегодня, в период бурного развития новых информационных технологий, требования из определений дистанционного обучения, которые были сформулированы Е.С. Полат и А.А. Андреевым, или их необходимо несколько скорректировать? Предложите собственную версию определения н обоснуйте свою позицию.


Мне кажется, что данное понятие теряет немного свою актуальность, так как в нем ставится акцент на «обучение на расстоянии», это, несомненно, является верной и удобной составляющей, но здесь также следует прописывать об электронных методах обучениях.

Дистанционное обучение – это обучение, позволяющее учителю и ученику, находится в разных точках мира, с применением электронных технологий.




  1. Как Вы думаете, какие условия необходимо выполнить для организации в Вашем образовательном учреждении обучения исключительно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?



Мне кажется, в нашем университете, на настоящий момент, созданы все условия для дистанционного образования, тому подтверждение виртуальная образовательная обстановка (СДО), которая существует в нашем университете. Для полноценной работы дистанционного образования, университет мог бы создать собственную онлайн площадку для проведения лекций.




  1. Проанализируйте современные модели обучения. Какая из моделей используется в Вашей образовательной организации. Какая модель, на Ваш взгляд, более эффективна и почему? Ответ аргументируйте.


В моей образовательной организации используется смешанная модель обучения. В РГСУ присутствует и традиционная модель обучения, и дистанционная. Студенты посещают очные занятия, слушают лекции, отвечают на семинарах, но при этом они выполняют домашние задания в электронной среде (СДО), где преподаватель оценивает качество выполненной работы.

Сложно ответить какая модель обучения является наиболее эффективна, так как у каждой модели обучения есть свои плюсы и минусы. Плюс традиционной модели — это живое общение студентов с преподавателем, студентов между собой, однако при этом тратится большое количество времени на дорогу, например, в Москве, студент мог не тратить время на путь, а заниматься в этот дома домашними заданиями и т.п. Как раз плюсом дистанционной модели обучения является независимость от местоположения, но минус отсутствие живого общения.




  1. Проанализируйте основные характеристики МООК. Выделите положительные и отрицательные стороны организации обучения с использованием МООК. Ответ аргументируйте.


Плюсы:




  • открытый доступ – любой человек может стать участником онлайн-курса;


  • масштаб – в курсе может участвовать количество неограниченное людей;


  • бесплатный доступ – не все курсы бесплатные, но на просторах интернета можно найти доступные занятия;


  • независимость от времени прохождения - МООК дают возможность изучить любой предмет или дисциплину в удобное время и в комфортном для учащегося темпе;


  • общение с сокурсниками - общение с сообществом обучающихся в электронной информационно-образовательном среде;


  • разнообразие тематики курсов;


  • возможность получения дополнительного образования.



Минусы:




  • не все ученики заканчивают курсы;


  • языковой барьер;


  • качество некоторых курсов;


  • нет мотивации в обучении - отсутствуют какие-либо санкции за неоконченное образование;


  • отсутствует контроль знаний у студентов. 


  1. Найдите в Интернете примеры реализации МООК, составьте их краткую аннотация, укажите ссылку на соответствующий сетевой ресурс.


МООК: «Дизайн и создание одежды».

На данном курсе можно узнать:




  • Как использовать мерки тела для изготовления одежды на заказ;


  • Как делать выкройки для конкретных предметов одежды;


  • Как собрать одежду;


  • Как создавать модную одежду.


Обучение занимает 3 месяца.

Стоимость курса 178,20 $.

Результат: получение профессионального сертификата.




  1. От чего зависит эффективность ЭО и ДОТ? Ответ обоснуйте.


Эффективность зависит от мотивации слушателей, активности, так как большую часть работы ученики выполняют самостоятельно.

Успешное применение зависит от таких факторов, как: наличие надежной технологической инфраструктуры и опыта в использовании соответствующих технологий, понимание руководством вуза специфики ЭО, а также подготовленные преподаватели-инструкторы.

Уровень профессионализма профессорско-преподавательского состава.




  1. Представьте анализ развития дистанционного и электронного обучения в России или за рубежом (на ваш выбор), используя прием хроноленты (презентация событий в хронологическом порядке). Отметьте ключевые события и дайте им характеристику.


В нашей стране дистанционное обучение стало развиваться в 1917 году, после революции. В 60е годы в СССР было открыто 11 заочных университетов, а также факультеты заочного образования.

Эта система активно развивалась в Советском Союзе, но с его распадом развитие дистанционного образования в нашей стране пошло на спад. Во многом это произошла из-за кризисных явлений в экономике и политике.

Так, в 1993 году в России был открыт филиал ЕШКО. Эта программа позволяла удаленно изучать английский язык с помощью кассет. В данной системе предлагались различные уровни изучения языка. По итогам прохождения курса выдавался сертификат.

Следующим этапом развития дистанционного образования стало подписание меморандума с ЮНЕСКО. Благодаря этому появилось содействие в развитии дистанционного образования. Это предполагало более серьезную систему образования и основательный фундамент для рассматриваемой сферы. Был открыт МТИ ВТУ. Этот институт предлагал образование по различным дистанционным программам.


В 2004 году множество проектов в дистанционном обучении принесли свои плоды и начали намечаться новые перспективы. Именно в это время стало возможно сделать выводы об эффективности ряда проектов. В 2005 году положительная динамика сохранялась. На данном этапе дистанционное обучение практиковалось не только в учебных заведениях, но и в сфере подготовки персонала крупных компаний.

В 2005 году Россия смогла выйти на международный уровень в сфере программ дистанционного образования.

На последующем протяжении дистанционное образование активно развивалось и в настоящее время стало неотъемлемой частью образовательных программ в большинстве учебных заведений.




  1. Проанализируйте цели обучения без использования ЭО и ДОТ. Сравните их целями обучения с использованием ЭО и ДОТ. Определите различия и направления в реализации целей при обучении с использованием ЭО и ДОТ.


Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения. 

Цель традиционного обучения — это воспитание личности с заданными свойствами, т.с. с определенным программой набором знаний, умений, навыков (ЗУН).

Основной целью применения ЭО и ДО является создание информационно-образовательной среды, позволяющей предоставлять возможность получения доступного, качественного и эффективного образования всем категориям обучающихся независимо от места их проживания или временного пребывания, возраста, способностей и состояния здоровья.

И при традиционном и при электронном обучении главная цель это формирование системы знаний у обучающегося, отличием является, что при электронном образовании возможно получение доступного, качественного и эффективного образования всем категориям обучающихся независимо от места их проживания или временного пребывания, возраста, способностей и состояния здоровья.




  1. Как реализуется принцип интерактивности при электронном обучении?


Интерактивность обучения. Принцип интерактивности отражает закономерности взаимодействия обучающегося с контентом, обучающегося и преподавателя и обучающихся друг с другом посредством компьютера и Интернет-технологий и создает условия для повышения мотивации, расширяет функционал самостоятельной работы и контроля учащегося с помощью информационных технологий.