Файл: Изменения в организме женщины во время беременности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выраженность повреждающего воздействия вредных факторов на эмбрион/плод определяется сроком гестации. Особенно неблагоприятным является их воздействие в критические периоды внутриутробного развития (преим-плантация, ранний эмбриогенез и плацентация). Повреждающий эффект также зависит от дозы и продолжительности воздействия неблагоприятного фактора.

Химические агенты могут оказывать повреждающее действие на организм плода косвенно, вызывая изменения в организме матери, и непосредственно при переходе через плаценту. Наиболее выраженной эмбриотоксичностью обладают свинец, ртуть, фосфор, бензол и его производные, оксиды углерода, фенол, хлоропрен, формальдегид, сероуглероды и др. Изменения у плода могут вызывать пестициды, проникающие в организм матери.

При воздействии ионизирующей радиации нарушение эмбриогенеза зависит от стадии внутриутробного развития и дозы облучения. Воздействие радиации на ранних сроках беременности может вызывать гибель зародыша и часто обусловливает самопроизвольный аборт (60-70%). Ионизирующая радиация в период органогенеза и плацентации может явиться причиной аномалий развития плода. У плода наибольшей радиочувствительностью обладают ЦНС, органы зрения и система гемопоэза. При лучевых воздействиях в период фе-тогенеза (после 12-й недели беременности) обычно наблюдаются задержка развития плода и типичные симптомы лучевой болезни, присущие взрослому организму.

В связи с особо высокой чувствительностью эмбрионов ранних стадий развития необходимо проявлять очень большую осторожность при назначении женщинам лечебных и диагностических процедур, связанных с воздействием радиации.

Никотин, один из основных токсичных компонентов табачного дыма, оказывает выраженное вазоконстрикторное действие и отрицательно влияет на кровообращение в матке и плаценте. У интенсивно курящих женщин (20 сигарет в день) беременность часто оканчивается самопроизвольными абортами, повышается риск отслойки плаценты, развивается ПН. Никотин легко проходит через плацентарный барьер (по существу плод «курит»), снижая клеточный метаболизм; в крови плода обнаруживаются высокие концентрации карбоксигемоглобина. Накапливаясь практически во всех органах и тканях, никотин выводится из организма плода гораздо медленнее, чем из организма матери. Во время курения матери концентрация карбоксигемоглобина в крови плода превышает таковую в крови беременной в 2-3 раза.


Никотин не оказывает тератогенного действия, но может быть причиной хронической ПН и, как следствие, выраженной задержки роста плода (ЗРП), обусловленной блокадой активного транспорта аминокислот от матери к плоду, а также гипоксии плода и асфиксии новорожденного.

Курение во время беременности недопустимо, следует предупредить пациентку и об опасности пассивного курения.

При систематическом употреблении во время беременности алкоголя, проникающего через плацентарный барьер и обладающего выраженными тератогенным и эмбриотоксическим свойствами, может возникать алкогольный синдром плода. Он проявляется нарушениями физического и психического развития ребенка, множественными врожденными пороками (такими как микроцефалия, аномалии лицевого черепа, пороки сердца, почек, неправильное развитие верхних и нижних конечностей, гемангиомы различной локализации и др.). Токсическое действие этилового спирта на плод усиливается из-за отсутствия в его печени алкогольдегидрогеназы - фермента, разрушающего этанол у взрослого человека.

Выраженное эмбрио- и фетопатическое действие этилового спирта является основанием для полного запрещения спиртных напитков (водки, вина, пива) не только во время беременности, но и при ее планировании.

Наркотики. Прием наркотических веществ крайне неблагоприятно воздействует на течение беременности и приводит к высокой частоте самопроизвольных абортов, ПР, а также может стать причиной отслойки плаценты, ЗРП и его внутриутробной гибели. Большинство наркотиков оказывают выраженное тератогенное действие на эмбрион/плод, особенно на ранних сроках беременности.

Описаны наблюдения острого нарушения кровообращения в различных органах у плода при употреблении матерью кокаина: инфаркты кишечника с его перфорацией, некроз пальцев, внутриутробные внутричерепные кровоизлияния с последующим развитием порэнцефалических кист.

Возможно развитие абстинентного синдрома (наркотической зависимости) у плода в результате изменения дозировки наркотика или его отмены, что может стать причиной внутриутробной гибели плода. Абстинентный синдром может развиваться и у новорожденного, что требует тщательного наблюдения в неонатальном периоде. Симптомы абстиненции (тремор, одышка, отказ от пищи, повышенная возбудимость, раздраженный крик) обычно проходят в течение нескольких дней, но нарушения ЦНС могут сохраняться долго.


Влияние на плод лекарственных веществ определяется особенностями фармакокинетики и метаболизма лекарственного препарата в организме матери, скоростью и степенью трансплацентарного перехода препарата и его метаболизмом в плаценте, стадией внутриутробного развития плода во время фармакотерапии, эмбриотоксичными и тератогенными свойствами фармакологического агента, особенностями его метаболизма и выведения из организма плода.

Большое значение для перехода лекарственных препаратов через плацентарный барьер имеют молекулярная масса препарата, способность препарата к ионизации, его растворимость в липидах, путь введения препарата (внутривенно, внутримышечно, внутрь), а также срок беременности в момент фармакотерапии.

Как правило, используемые во время беременности лекарственные препараты имеют низкую молекулярную массу и поэтому сравнительно свободно проходят через плацентарный барьер. Вследствие высокой молекулярной массы через плаценту не переходят гепарин натрия (Гепарин) и инсулин.

Проницаемость плацентарного барьера возрастает по мере прогрессирования беременности, достигая максимума к 32-й неделе, а затем несколько снижается.

Эмбриотоксическое и тератогенное действие обычно проявляется на ранних стадиях развития зародыша (первые 6-8 нед беременности). На более поздних стадиях беременности некоторые лекарственные препараты могут оказывать отрицательное действие на органы и системы плода, обусловленное в основном функциональной и морфологической незрелостью этих систем.

Среди антибиотиков и синтетических антибактериальных препаратов опасность для эмбриона и плода представляют тетрациклины, аминогликозиды, фторхинолоны. На ранних сроках беременности назначение тетрациклина опасно из-за возможности возникновения у эмбриона аномалий развития костной системы, поражения зачатков молочных зубов, что в постнатальном периоде жизни проявляется кариесом. На более поздних сроках применение тетрациклина может быть причиной ЗРП. Кроме того, тетрациклин и его производные оказывают гепатотоксическое действие. Применение у беременных аминогликозидов (стрептомицина, канамицина) в больших дозах может быть причиной необратимой дистрофии слухового нерва у плода с развитием врожденной глухоты - ототоксическое действие.


Препараты из группы фторхинолонов (ципрофлоксацин, норфлоксацин), хотя и не обладают тератогенным действием, оказывают повреждающее воздействие на костную и хрящевую ткани, вызывая артралгии у детей.

Антибиотики группы цефалоспоринов не обладают эмбриотоксическими и фетопатическими свойствами, поэтому их можно применять во время беременности. Исключение составляют цефалексин, цефаклор и цефрадин, при использовании которых повышен риск развития врожденных аномалий у плода.

Во время беременности при необходимости назначения антибиотиков предпочтение следует отдавать антибиотикам пенициллинового ряда (пенициллину, ампициллину, амоксициллину) и эритромицину.

Сульфаниламидные препараты не противопоказаны при беременности. Известную осторожность необходимо соблюдать лишь при назначении сульфаниламидов пролонгированного действия, которые, связываясь с альбуминами крови, приводят к подъему концентрации в крови плода билирубина и развитию ядерной желтухи у плода и новорожденного.

Из современных противогрибковых препаратов во время беременности противопоказаны леворин и гризеофульвин. Оба препарата обладают слабовыраженными тератогенными свойствами, поэтому их применение на ранних сроках беременности нежелательно. Небезопаснымна ранних сроках беременности считается также флуконазол (Дифлюкан, Микосист), так как имеются указания на возможность развития дефектов конечностей у плода. Из современных противогрибковых препаратов практически безопасными во время беременности являются клотримазол и миконазол.

Антипротозойные препараты [метронидазол (Трихопол) и др.], применяемые для лечения мочеполового трихомоноза, быстро проникают через плаценту и достигают высоких концентраций в крови плода. Тератогенный эффект лекарственных средств не доказан полностью, но в I триместре беременности от их приема следует воздержаться.

Гормональные препараты нередко используют для коррекции тех или иных эндокринных нарушений во время беременности, но их следует назначать по строгим показаниям, особенно в I триместре.

Имеются данные о возможной маскулинизации плодов женского пола при приеме матерью тестостерона и его производных на ранних сроках беременности. Из эстрогенных препаратов во время беременности противопоказан диэтилстильбэстрол, который может приводить к порокам развития матки, маточных труб, верхней трети влагалища, аденозу и светлоклеточной адено-карциноме у девочек, к порокам развития яичек у мальчиков.


Прогестерон и его аналоги [Утрожестан, дидрогестерон (Дюфастон)], широко используемые при лечении невынашивания беременности, не обладают тератогенными свойствами. Микронизированный вагинальный прогестерон (Утрожестан) широко используется для профилактики ПР у пациенток группы риска [ПР в анамнезе, укорочение шейки матки по данным трансвагинальной эхографии (ТВЭ)].

Препараты глюкортикоидных гормонов [преднизолон, дексаметазон, ме-тилпреднизолон (Метипред) и др.] не противопоказаны во время беременности. Длительный прием препаратов данной группы в период фетогенеза может приводить лишь к кратковременному угнетению функции коры надпочечников у плода, что, как правило, не отражается на состоянии новорожденного и дальнейшем развитии ребенка.

Левотироксин натрия (L-Тироксин), назначаемый при гипофункции щитовидной железы у матери, не оказывает тератогенного действия, но при применении в высоких дозах повышает риск развития у плода гипотиреоза и увеличения щитовидной железы.

Тиреостатические препараты группы тиоурацила (метилтиоурацилρ и др.) имеют относительные противопоказания к применению во время беременности из-за опасности возникновения у плода врожденного коллоидного зоба. В связи с этим эти препараты назначают беременным в сравнительно небольших дозах.

Инсулин не оказывает повреждающего действия на плод и не противопоказан во время беременности. Лечение сахарного диабета пероральными антидиабетическими препаратами (бутамидомρ, хлорпропамидом и др.) противопоказано вследствие их тератогенного эффекта.

Из антикоагулянтов непрямого действия во время беременности противопоказан варфарин [неодикумаринρ, аценокумарол (Синкумар), фениндион (Фенилин)], который может вызывать у плода скелетные аномалии, аномалии органа зрения вплоть до атрофии зрительного нерва и задержку умственного развития у детей даже при приеме во второй половине беременности.

Препаратом выбора во время беременности является антикоагулянт прямого действия гепарин натрия (Гепарин), который не проникает через плацентарный барьер. Однако имеются указания на деминерализацию костей и тромбоцитопению у матери при его применении. Предпочтение во время беременности отдают низкомолекулярным гепаринам [надропарину кальция (Фраксипарину), эноксапарину натрия (Клексану)].

Ацетилсалициловая кислота (Аспирин