Файл: Кейс практических материалов по дисциплине Психология Раздел Социальная и возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)

Факультет психологии

Кафедра психологии развития личности

КЕЙС

ПРАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
по дисциплине «Психология»
Раздел «Социальная и возрастная психология»


Выполнила студентка:

09.ПОЗБ.21.М.1 группы 2 курса

заочной формы обучения

___________________________

Проверил преподаватель:

к.псх.н., доцент Колесник Н.Т.

Мытищи

2022г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение




3










РАЗДЕЛ 1: СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ




ТЕМА 1.

Личность и группа

4










ТЕМА 2.

Психология конфликта

8










ТЕМА 3.

Психология общения

12










РАЗДЕЛ 2: ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ




ТЕМА 1.

Психология развития и возрастная психология как междисциплинарная наука о человеческом развитии

15










ТЕМА 2.

Проблема возраста в психологии развития и возрастной психологии

24



















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Как составить синквейн.....................................

28

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Как составить словарь терминов / персоналий

29



Введение
Задания для самостоятельной работы представлены в соответствии с модульной системой изучения дисциплины в порядке освоения содержания каждого модуля.

Структурно в кейсе два раздела – социальная психология и психология развития и возрастная психология.

Каждый раздел поделен на темы. В каждой теме достаточное для закрепления, уточнения знаний количество заданий. Задание можно выполнить только тогда, когда изучена и проанализирована рекомендуемая литература.

Приступая к выполнению заданий не отвлекайтесь, т.к. большинство из них требуют сосредоточения, критического и творческого мышления.

Ответы на задания должны быть развернутые, полные, подтверждены примерами (если это необходимо). Постарайтесь использовать примеры из своей жизни, производственной практики, прочитанной литературы, просмотренных фильмов и т.д.

К некоторым заданиям предусмотрены рекомендации по их выполнению, ссылки на которые сделаны в задании и которые представлены в соответствующих Приложениях, прописанных в Содержании (стр. 2).
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТЕМА 1. ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА
Задание 1. Заполните рисунок 1.1.1. «Основные характеристики группы».

По мнению Г. М. Андреевой к элементарным параметрам любой группы относятся.



Рис. 1.1.1. Основные характеристики группы (по Г.И. Андреевой)
Задание 2. Заполните понятийную схему, раскрывающую положение индивида в группе в качестве ее члена. Дайте к каждому понятию определение (табл. 1.1.1.).
Таблица 1.1.1.

Понятия, раскрывающие положение индивида в группе в качестве ее члена



Понятие

Определение

1.

Статус

Обозначает место индивида в системе групповой жизни

2.

Система групповых ожиданий

Совокупность мнений об ожидаемом поведении данного человека в данной группе

3.

Групповые нормы

Общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы



Задание 3. Выполните задание.

Социальная психология изучает социально-психологические явления, возникающие в процессе взаимо­действия человека с человеком, человека и группы, а также массовидные явления.

Ответьте на вопросы:

  1. Дайте определение социально-психологическому явлению.

Социально-психологические явления

- закономерности поведения и деятельности людейобусловленные фактом их включения в социальные группыа также психологические характеристики самих этих групп.

2.Можно ли описать все социально-психологические явления.

Социальная психология как наука изучает эту реальность, выражая ее в виде системы социально-психологического знания, поэтому все подобные явления описать невозможно.

Выполните задание:

Найдите социаль­но-психологические явления в обыденной жизни и опишите их.


Задание 4. Заполните формы на рисунке 1.1.2. «Классификация групп в социальной психологии».



Рис. 1.1.2. Классификация групп в социальной психологии

(по Г. М. Андреевой)

Задание 5. Формирование навыков видения и ана­лиза социально-психологических явлений.

  1. Подберите фрагмент из текста любого детского произведения («Незнайка», «Буратино», «Чиполлино» и др.).

  2. Внимательно прочитать текст и выделить все социально-психологические явления, которые описаны в тексте.

  3. Зафиксировать результаты работы, используя ниже приведенную таблицу (табл. 1.1.2.).


Таблица 1.1.2.

Схема анализа социально-психологических явлений1

Социально-психологическое явление

Цитаты из текста, описывающие выделенные социально-психологи­ческие явления

К какой группе относится социально-психологическое явление

Гендерные стереотипы

«Малыши не любили возиться со своими прическами…А малышки волосы заплетали в косички, а в косички вплетали ленточки, а на голове носили бантики»;

«Среди малышей часто попадались такие, которые могли сказать что-нибудь обидное, толкнуть или дернуть за косу»




Паника

«Спасайся, кто может! Беда! – все стали хватать свои вещи.»

Групповые социально-психологические явления



Задание 6. Заполните схему.

Почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют составные части структуры психологии большой социальной группы.


СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ





эмоциональная сфера

психологический склад


в которую входят




национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т. п.

интересы, настроение


Рис. 1.1.3. Структура психологии большой социальной группы.
Задание 7. Заполните рисунок.

Используя определения «Социальные слои», «Социальные классы» заполните рисунок и укажите средний процент каждого класса (слоя).


ЭЛИТА
СРЕДНИЕ СЛОИ
НИЖНИЕ СЛОИ






МАРГИНАЛЫ


ЭЛИТА



СРЕДНИЕ СЛОИ


НИЖНИЕ СЛОИ





Рис.1.1.4. Социальная структура индустриального общества

Рис.1.1.5. Социальная структура постиндустриального общества




Задание 8. Заполните схему «Классификации малых групп».




Рис. 1.1.6. Классификация малых групп.
Задание 9. Соотнесите направление в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов.
Таблица 1.1.3.
Исследование малых группы




Направление в исследовании малых групп




Представители исследовательского

подхода

1

Социометрическое направление

1

Дж. Морено

2

Социологическое направление

2

Э. Мэйо

3

Школа «групповой динамики»

3

К. Левин


Задание 10. Установите соответствие.

Установите соответствие в методах воздействия лидера и руководителя в малой группе (рис. 1.1.7.).






Рис. 1.1.7. Методы воздействия лидера и руководителя в малой группе.
ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
Задание 1. Заполните таблицу.
Таблица 1.2.1.

Причины конфликта

Общие

Частные

Социально-политические и экономичечские

Неудовлетворенность условиями деятельности

Социально-демографические

Нарушение служебной этики

Социально-психологические

Нарушение трудового законодательства

Индивидуально-психологические

Различия в целях, ценностях, средствах достижения целей




Неудовлетворительные коммуникации




Ограниченность ресурсов