Файл: Введение понятие и признаки правового государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку.


  1. Проблемы создания социального государства в России

На формирование и будущее развитие правового и социального государства в России влияют не только внутренние факторы (становление гражданского общества).

Определяющее влияние оказывает и общая эволюция. Направление этой эволюции-формирование мировых надгосударственных органов и организаций, «просветление» государствен­ных границ, а в некоторых регионах превращение их в «прозрачные», разви­тие транснациональных экономических компаний, трансграничное, космические проблемы человечества.

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

  • Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

  • в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

  • отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

  • не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

  • отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

  • снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — дело грязное»);

  • существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

  • в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

  • В процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.


Несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.
Заключение

Правовое и социальное государство, его становление есть суть системы общественных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами внутригосударственного права.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что правовое государство, и его становление - явление общечеловеческое и оно едино по своей изначальной сущности как мера свободы воли и поведения человека. Это один из важнейших факторов, который способствует становлению правопорядка в государстве и сотрудничеству людей с ним, принадлежащих к различным социально-политическим, религиозным, идеологическим системам. Правовой механизм играет существенную роль в установлении взаимодействия правопорядка отдельного государства. Отмеченные качества правового и социального государства как такового позволяют взаимодействовать нормам внутригосударственного права в деле формирования правопорядка.

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демокра­тии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значе­нии этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.

Теория и практика правового государства предшест­вовали идее и практическому воплощению государства социального, и их можно рассматривать как определенные этапы в развитии общества. Соци­альное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее опиралось, прежде всего, на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенст­ва и невмешательства государства в дела гражданского общества. А это при­вело к глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в эко­номике и классовой борьбе. Все это потребовало от государства перехода в новое качественное состояние, выполнения новых функций.

За последние годы проблемы правового социального государства выдвинулись на первый план теоретических разработок в отечественной юридической науке. Как известно, советская правовая доктрина долгое время отвергала идею правового государства, считая ее выражением немарксистских взглядов. К счастью для современной науки, ситуация коренным образом изменилась в период перестройки. Многие юристы обратились тогда к теоретическому осмыслению вопроса и построению модели правового государства применительно к условиям России. В связи с этим заметно возрос интерес к проблемам формирования и развития концепции правового государства в истории политической мысли, их состояния в западной политологии.



Поэтому Россия должна еще более консолидировать свои усилия в деле построения и становления социального правового государства и справедливого правопорядка.

6. Список литературы

  1. В.Гессен. О правовом государстве. В кн. Правовое государство и всенародное голосование. Вып. II. СПб., 1906. С. 11.

  2. Правовое государство, личность, законность. М., 1997С. 14,15

  3. Аристотель Политика. IV, 11, 1, 12, 97 в 30.

  4. Гегель. Философия права. М., 1990. С. 67.

  5. Г.В.Мальцев. Право и экономическая власть. В кн. "Правовое государство, личность, законность". М., 1997. С. 53–58

  6. Конституция Российской Федерации. М.: Новая школа, 1995.

  7. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М.: Юрист, 1994.

  8. О судебной системе Российской Федерации. Федеральный конституционный закон // Российская газета. 1997. 6 января.

  9. Гомеров И.Н., Лифанов А.В. Политическая наука: Учебно-методическое пособие- Новосибирск, 1996.

  10. Сергей Ковалев. Угроза правовому государству и конституционным основам демократии в России (Тезисы доклада на Всероссийском чрезвычайном съезде в защиту прав человека). http://www.dumasps.ru/article/397247.html



1 В.Гессен. О правовом государстве. В кн. Правовое государство и всенародное голосование. Вып. II. СПб., 1906. С. 11.

2 Правовое государство, личность, законность. М., 1997. С. 15.

3 Правовое государство, личность, законность. М., 1997С. 14.

4 Аристотель Политика. IV, 11, 1, 12, 97 в 30.

5 Гегель. Философия права. М., 1990. С. 67.