Файл: 1. Специфика и основные характеристики философии. Сходство и различия философии, мифологии, религии, науки Философия от греч.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
35. Проблема научной истины в философии постпозитивизма: фальсификационизм К. Поппера
Поппер родился в 1902 г. в Вене. начиная с 30-х гг. XX в. был в оппозиции к неопозитивизму и одним из последовательных критиков индуктивизма как метода построения научных теорий. К числу его основных работ относятся следующие: «Открытое общество и его враги»; «Логика научного открытия»; «Предположения и опровержения»; «Объективное знание».
К.Поппер ввёл понятие фальсифицируемости - необходимого условия признания теории или гипотезы научной. Метод фальсифицируемости: только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом. Он говорил, что даже ненаучные концепции можно проверить экспериментально.
Поппер обернул возможность постоянно ошибаться в пользу науки и сказал: «научное исследование должно быть посвящено тому, чтобы не подтверждать научную теорию, а опровергать ее. К научным отнести только те теории, для которых можно найти потенциальные фальсификаторы, то есть противоречащие теории предположения, истинность которых опять же обнаруживается в опыте».
Методологическое правило Поппера: «ученый, найдя такой фальсификатор должен немедленно отказаться от своей теории и разрабатывать следующую теорию». В смене научных теорий и заключается позитивная роль ошибки. Высказывания, не дающие возможности эмпирической верификации, рассматривались как не имеющие смысла, то есть такие, вопрос об истинности или ложности которых не может быть поставлен, вследствие чего все философские суждения признавались бессмысленными. На этом основании и проводилось различие между наукой и метафизикой, то есть решалась проблема демаркации.
Поппер считал что рост научного знания происходит, не за счет оправдания имеющихся теорий, а за счет критики гипотез, которые предлагаются для решения новых проблем. Карл Поппер изучал отношения между конкурирующими и сменяющими друг друга научными теориями:
В процессе развития знания растет глубина и сложность решаемых проблем, но эта сложность зависит от самого уровня науки на определенном временном этапе её развития.
Переход от одной теории к другой не выражает никакого накопления знания (новая теория состоит из новых проблем, порождаемых ею).
Целью науки является достижение высокоинформативного содержания.
Концепция Поппера о соперничающих теориях сравнима с концепцией естественного отбора когда в ходе селекции выбирается наиболее приспособленный представитель рода («вооруженная борьба за выживание наиболее достойной теории»).
В «Логике научного исследования» Поппер так же обращается к проблеме демаркации, но предлагает иное решение. Поппер обращает внимание на следующее обстоятельство: можно привести множество данных в поддержку теории, но один единственный факт в состоянии ее опровергнуть. Чтобы подчеркнуть эту особенность, Поппер вводит понятие корроборации (– это подтверждение не повышающее вероятности истинности рассматриваемой теории). Корроборированной считается теория, предполагающая возможность эмпирической проверки и успешно эту проверку выдержавшая. Согласно введенному Поппером принципу фальсификации к научным теориям могут быть отнесены только такие, для которых имеются потенциальные фальсификаторы теории, то есть высказывания, способные приходить в столкновение с опытом (быть опровергнутыми).
Применение принципа фальсификации позволяет провести различие между наукой и метафизикой. Любая научная теория, в отличие от философской, может быть фальсифицирована на основании эмпирических фактов. Более того, все научные теории являются заведомо ошибочными, то есть представляют собой лишь существующее на данный исторический момент приближение к истине. Это положение получило название принцип фаллибилизма (от англ. fallible – погрешимый, ошибочный). Развитие же науки представляет собой смену одних ложных теорий другими, также ложными, но ближе стоящими к истине.
Из принципа фаллибилизма следует принцип реализма, то есть позицию, согласно которой содержание знания не может быть сведено к данным чувственного опыта, как это предполагает феноменализм. За данными опыта, ощущениями, должна стоять объективная реальность, которой и должна в идеале соответствовать теория. Только в этом случае можно говорить о ложности и истинности, так как ощущения сами по себе не могут быть ложными либо истинными.
Логические позитивисты пришли к выводу, что законы природы представляют собой не высказывания об эмпирическом, а «псевдовысказывания», или же правила образования и преобразования высказываний, поскольку не могут быть полностью «разрешимы», то есть верифицирумы или фальсифицируемы эмпирически. Для того, чтобы разрешить эту трудность, Поппер предлагает отказаться от такой точки зрения и признать, что научные законы, как общие высказывания, являются «частично разрешимыми», то есть они не могут быть верифицированы, но могут быть фальсифицированы эмпирически. Таким образом, критерием демаркации является именно критерий фальсифицируемости.
36. Язык как философская проблема (на примере философии Л. Витгенштейна)
Людвиг Витгенштейн (26 апреля 1889 — 29 апреля 1951) — австрийский философ и логик, представитель аналитической философии и один из самых ярких мыслителей XX века.
В творчестве Людвига Витгенштейна можно выделить два периода. В первый период Витгенштейн изучал научный язык. Во второй же период философ интересовался исключительно обыденным языком.
Почему же Витгенштейна заинтересовала проблема языка? Потому, что множество проблем, с которыми сталкивались философы, возникали не по причине сложности устройства мира, а из-за ограниченности возможностей человеческой речи: человек не может высказать все, что желает.
Первой идеей, которую предложил философ, было рассмотрение окружающего мира не как множества вещей и явлений, а как множества их словесных выражений, то есть слов и словосочетаний. В результате окружающая действительность предстает как некий текст, рассказ, в котором говорится обо всем, что вокруг нас происходит.
Эта идея стала основой «Логико-философского трактата» (1921) — крупнейшей из прижизненно изданных работ «раннего» периода.
Трактат — своеобразный перевод идей логического анализа на философский язык. Его базис — элементарные (атомарные) высказывания. Из них с помощью логических связей составляются сложные (молекулярные) высказывания.
Цель книги была ориентирована на установление пределов познавательных способностей. Витгенштейн ставит вопросы об условиях возможности содержательного языка, стремится установить пределы мышления, обладающего объективным смыслом и несводимого к каким-либо психологическим особенностям. При этом мышление отождествляется с языком
, а философия принимает форму аналитической «критики языка».
Язык в ранней концепции Витгенштейна выполняет функцию обозначения «фактов», основу для чего создает его внутренняя логическая структура. В этом смысле границы языка совпадают с границами «мира». Все, что оказывается за пределами «мира фактов», называется в книге «мистическим» и невыразимым. За пределы Витгенштейн выносил метафизические, а также религиозные, этические и эстетические предложения, они признаются бессмысленными. Дело в том, что лишь предложения естествознания, будучи фактами, способны быть «образами» фактов, имея с ними общую «логическую форму».
Философию же в отличие от конкретной науки Витгенштейн не считал теорией: она является аналитической деятельностью по прояснению логической структуры языка, устранению неясностей в обозначении, порождающих бессмысленные предложения.
Если рассмотреть предложения всех наук, то окажется, что кроме философии, все остальные используют предложения со смыслом, то есть то, о чем они говорят, всегда наполнено новой информацией.
Однако, завершив исследование языка различных наук, Витгенштейн пришел к выводу, что это вовсе не настоящий, действительный язык, на котором говорят простые люди в своем повседневном общении. И тогда философ решил заняться простым языком (вторая идея).
Так, например, он понял, что язык нужен людям для того, чтобы достигать поставленных целей. Все время без перерыва мы произносим слова, и это именно простые, обыденные слова, а не научные, сложные термины.
Значение не есть объект, обозначаемый словом; оно также не может быть ментальным «образом» в нашем сознании. Только использование слов в определенном контексте (языковой игре) и в соответствии с принятыми в «лингвистическом сообществе» правилами придает им значение.
В своем главном произведении «позднего» периода его творчества «Философские исследования», работа над которым велась вплоть до смерти Витгенштейна в 1951 году, он развивает этот круг идей.
Текст «Исследований» начинается с критики «традиционного» понимания значения как некоторого объекта, соответствующего тому или иному слову. Взамен предлагается концепция «значения как употребления», для обоснования которой используется понятие «языковых игр» (подразумевает плюрализм смыслов). Так, «мышлением» называют самые разные деятельности и формы, которые оно принимает. Поэтому мы должны отказаться от предпосылки, что слово «мышление» обозначает одну и ту же вещь в различных отличающихся друг от друга контекстах.
В то же время сохраняется оценка философского исследования как аналитической процедуры, которая, однако, уже ориентирована на естественный язык, а не на «совершенный» язык формальной логики.
Итак, исходя из такого взгляда на язык и действительность, философ говорит о новом принципе философского анализа. Вместо того, чтобы, как это было принято раньше, витать в умозрениях и пытаться сформулировать сложные проблемы при помощи не менее сложных терминов, нужно просто смотреть на то, что делают обычные люди, и слушать то, что они говорят о своих делах. В этих самых словах и будет заключаться настоящее знание мира и человека.
37. Философия о сущности человека. Проблема соотношения природного и культурного
Проблема человека является одним из основополагающих компонентов предмета философии. Это предполагает постановку таких вопросов как что есть человек, какова его сущность, каковы его место и роль в мире, его возможности и перспективы? Этот круг проблем составляет тот раздел философии, который носит название философской антропологии. Философская антропология – это наука о сущности и сущностной структуре человека, в его основных отношениях к природе, обществу, другим людям, самому себе, о его происхождении и закономерностях его существования, об основных категориях его жизни, о его предназначении.
Человек прежде всего представляет собой живое телесное существо. Это означает, что он представляет собой совокупность родо-видовых признаков, присущих Homo Sapiens. Природно-обусловленными являются внутриутробное развитие рождение, продолжительность жизни, наследственность, влияние инстинктов. Подобно другим биологическим видам человечество имеет устойчивые вариации разновидностей, наиболее крупные из которых принято называть расами.
Вместе с тем, биологическое в человеке находится в постоянной взаимосвязи с социальным и его порождениями. Одной из важнейших характеристик человека является его деятельностная природа. В процессе эволюции человек не только приспосабливался к окружающим условиям, но и с помощью трудовой деятельности преобразовывал ее и восполнял отсутствие тех или иных биологических качеств. В процессе деятельности формировались общественные отношения, совокупность которых и образует общество. Появление общества, его норм, ценностей, зафиксированных в таких понятиях как культура, мораль, государство, закон, меняло самого их творца – человека, превращая его не только в природное, но и в социальное существо. Как социальное существо человек характеризуется такими признаками как несводимость (независимость человека от среды проживания), неопределенность (свобода), неповторимость, невыразимость (невозможность полного понимания). Именно социальность порождает такие человеческие категории как свобода, творчество, любовь, смысл жизни, счастье, вера, смерть.