Файл: 1. Специфика и основные характеристики философии. Сходство и различия философии, мифологии, религии, науки Философия от греч.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Родовые черты человека:
Во-первых, человек есть продукт материального мира.
Во-вторых, это часть природы, выделившаяся из неё благодаря трудовой деятельности.
В-третьих, человек — это существо общественное.
В-четвёртых, он есть существо сознательное, духовное.
Сущность человека не есть абстракт, то есть те или иные признаки сходства или различия, а совокупность (ансамбль) всех общественных отношений.
Во-первых человек не может быть независим от постоянно развивающегося мира, в котором живёт и, следовательно, он является продуктом взаимодействия с ним.
Во-вторых человек противоположен объективному миру и по отношению к нему его сознание имеет относительную самостоятельность. Это обуславливает то, что человек является субъектом деятельного отношения к окружающей действительности, познаёт и преобразует её. Однако, необходимо подчеркнуть, что субъектом и продуктом деятельности человек может стать только в составе общества, ибо труд по самой своей сути может функционировать только в виде коллективной совместной деятельности, поддерживаемый системой общественных отношений.
38. Человек и цивилизация в работах представителей Франкфуртской школы
Франкфуртская школа - критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. Основные представители: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Франц Леопольд Нейман из «второго поколения» — Юрген Хабермас, Оскар Негт. Большое влияние на представителей Франкфуртской школы оказал К. Маркс.
Рассмотрим главных представителей Франкфуртской школы и их основные идеи.
1.Макс Хоркхаймер - немецкий философ и социолог, один из основателей Франкфуртской школы. Основные работы: «Диалектика Просвещения» (совместно с Т. Адорно), «Истоки буржуазной философии истории».
Его первоначальная философская программа была тесно связана с идеями Маркса и предусматривала глубокое и конкретное исследование связи между экономическими структурами общества, духовно-психическим развитием индивида и феноменами культуры. В результате возникает критическая теория общества (будет рассмотрена далее) - теория, разрабатывающаяся представителями Франкфуртской школы, сочетающая идеи марксизма, фрейдизма и гегельянства.
2.Теодор Визенгрунд-Адорно - немецкий философ, социолог, композитор и теоретик музыки. В 1941 году приступил к совместной работе с М. Хоркхаймером над «Диалектикой Просвещения».
Основные идеи критической теории общества
Критическая теория возникает под влиянием марксисткого настроя ее создателей, а также как отклик на волну кризисных социальных процессов 20-30-х гг. ХХ века.
Преимущественное внимание представителей школы уделялось вопросам связи развития общества, истории и духовной культуры, то есть идей, идеалов, ценностей тех или иных эпох. И в рамках этой связи франкфуртцы рассматривали вопросы о фашизме и национал-социализме.
Следует отметить вклад франкфуртцов в постановку и тщательный анализ проблематики авторитаризма и тоталитаризма. Результат – работа «Авторитарная личность». Замысел книги – изучение типа личности (её сознание, ценности, психологию), ставшей или могущей стать питательной силой авторитаризма или тоталитаризма с помощью методов философии, социологии, психологии.
Но всё-таки главной теоретической сферой оказалась критика духа, культуры, философии.
Книга Хоркхаймера и Адорно «Диалектика Просвещения» была первой систематизацией главных идей критической теории общества( написана в 1944 г. в США, Опубликована в 1947 г. в Амстердаме)В своей книге Хоркхаймер и Адорно рассматривают фашизм как необходимый итог буржуазной культуры. Понятие «просвещение» - это совокупность идей, идеалов, принципов на которых на протяжении веков основывалась европейская цивилизация. Однако, результат этого многовекового развития они оценивают негативно - по их мнению, человечество погрузилось в новый вид варварства. Для Хоркхаймера и Адорно это не только фашизм, но и вся позднекапиталистическая эпоха, которая его породил, характеризуется внутренним тяготением к перспективе фашизма, «фашизоидностью».(Фашизм – следствие европейского идеализма, предполагающего, что ради идеи в жертву можно принести целые народы и расы)
Под влиянием работ Маркса (особенно ранних), Хоркхаймер и Адорно обращаются к проблеме отчуждения, «овеществления» человеческой личности, товарного фетишизма как основных характеристик современной культуры и цивилизации.
Немаловажной чертой европейской рациональности является стремление устранить мифологическое осмысление мира, познать мир с помощью разума, благодаря чему надеялись освободить и осчастливить человечество. Вместо этого вера в могущество разума привела к его превращению в «инструментальный разум», рассматривающий мир и человека в нем не как высшую ценность, а как средство для достижения целей.
3.Герберт Маркузе - немецкий и американский философ, социолог и культуролог, представитель Франкфуртской школы. Можно выделить следующие особенности его исследования:
углубленное исследование марксизма, попытки раскрыть истоки и суть фашизма, увлечение психоанализом. Наиболее известное произведение – «Одномерный человек» (1964), в которой он утверждает, что либеральные ценности и свобода становятся лишь видимостью, а на самом деле происходит унификация и тоталитаризация общества. Он подвергает критике не просто капиталистическое устройство общества, но индустриально развитое общество в целом. Именно индустриальное общество, ориентированное на высокую производительность, одномерно по своей природе, поскольку во всех его областях, политике, культуре, экономике, применяется лишь один критерий – эффективность. Соответственно, формируется «одномерный человек» как продукт и, одновременно, предпосылка «одномерного общества».
Как итог: отметим, что для франкфуртской школы характерна жесткая критика современной цивилизации и массовой культуры. Главной заслугой франкфуртской школы является то, что они одни из первых обратили внимание на связь между индустриальным производством, массовой культурой, медиа, а также продемонстрировали связь фашизма с глубинными процессами в европейской культуре.
39. Проблема развития науки. Концепция «научных революций» Т. Куна
Американский историк и философ Томас Кун (1922-1996) был первым, кто при построении своей концепции развития науки стал опираться на исторические данные. Основные идеи он изложил в книге «Структура научных революций» (1962).
Важнейшее понятие в концепции Куна – понятие парадигмы. Парадигма, согласно Куну, – признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. То есть парадигма воплощает некое общепринятое знание о природе.
По собственному признанию Куна, его исследования логики развития научного знания начались с вопроса: почему в социальных и психологических науках часто ставятся вопросы о самих основаниях данной области научного знания, о правомерности постановки тех или иных научных проблем, а в естественных науках это происходит редко? В поисках ответа на этот вопрос Кун обратился к истории науки. При этом он обратил внимание на возникающие при попытке реконструировать историю наук трудности:
1.Не всегда можно однозначно определить, кто совершил то или иное открытие.
2.Говоря о науке прошлого, сложно отличить то, что считалось научным, от того, что считалось заблуждением.
3.Одни и те же методы и критерии научности часто используются как устаревшими, так и новыми концепциями ( т.е. устаревшие теории нельзя считать ненаучными).
Следовательно, историю наук нельзя рассматривать как простое накопление открытий и изобретений. Необходима другая, не кумулятивистская модель развития научного знания.
Согласно концепции Куна в развитии научного знания можно выделить несколько этапов:
1)На первоначальном этапе – допарадигмальная стадия – ведутся активные дискуссии о самих основаниях науки, возможных проблемах и методах их решения. В результате, формируюется концепция, разделяемая большинством ученых. Для этого периода характерно также обращение к философским вопросам.
2)Момент, в котором ученые начинают принимать основания своей науки без доказательств, и является моментом принятия парадигмы. По Куну парадигма дает набор образцов научного исследования. Кроме того, парадигма определяет круг возможных научных проблем, т.е. таких проблем, которые имеют смысл и решение. А также устанавливают допустимые методы решения этих проблем, определяет тип фактов, которые могут быть получены в эмпирическом исследовании.
Проблемы, которые интересуют ученых в рамках нормальной науки, Кун называет головоломками, т.е. для них существует гарантированное решение, и это решение может быть получено известным путем.
На этапе нормальной науки преобладают узкие, конкретные исследования, смысл которых непонятен непосвященным. Нормальная наука - наука, развивающаяся в рамках парадигмы. Именно такое состояние является для науки наиболее характерным. Кун считал, что в реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности своих теорий и даже не ставят вопрос об их проверке.
До тех пор, пока «головоломки» решаются, парадигма является надежным путем познания. Увеличивается число установленных фактов, повышается точность измерений, формулируются новые законы, растет дедуктивная связность парадигмы. Сбор фактов - также творческий процесс, часто требующий изменения существующих методов и изобретения новых.
Но рано или поздно сказывается, что есть задачи-головоломки, не поддающиеся решению. Например, предсказание теории расходятся с экспериментальными данными. Сначала этот факт просто игнорируется.
Ученые надеются, что рано или поздно противоречие будет разрешено. Однако, может выявиться принципиальная неспособность парадигмы решить проблему. Такую ситуацию Кун называет аномалией. Аномалия возможна только на фоне нормальной науки. Пока аномалий немного, ученых это не беспокоит. Но
разработка парадигмы, повышение точности наблюдений, увеличение числа научных фактов ведет к росту числа аномалий. В конце концов, попытки разрешить новые научные проблемы путем введения в парадигму все новых теоретических предположений нарушают ее дедуктивную стройность. Соответственно, она уже не может быть эффективным средством решения «головоломок». Наступает состояние, которое Кун называет кризисом. Начинается поиск новой парадигмы.