Файл: Рабочая программа по учебному предмету Информатика (наименование предмета) Для 7 класса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ Т.А.Иванова

«___» ________________ 2022 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОБОУ «АШИ №9»

_______________ Т.Н.Демидова

Приказ № _______ от «____»________________2022 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Информатика»

(наименование предмета)
Для 7 класса

на 2022-2023 учебный год

Рассмотрено на МО учителей


Протокол от _________ № ______


Составила: Кирилова Н.С.

учитель



2022

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для обучающихся 7 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Предмет «Информатика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана ГОБОУ «АШИ № 9» на 2022 – 2023 учебный год.

Программа составлена на основе программы курса информатики информационных технологий для 5 – 9 классов средней общеобразовательной школы Н.Д. Угринович и адаптирована для учащихся 7 класса специальной школы-интерната.

Программа предмета «Информатика» в школе для детей с умственной отсталостью рассчитана на учащихся 7 класса. Данный предмет является коррекционным, т.к. способствует развитию личности ребенка. Программа составлена таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне.

Актуальность

Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации. Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.


Данный предмет формирует у учащихся с умственной отсталостью многие виды деятельности, которые имеют обще дисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.

Новизна

Предлагаемый предмет «Информатика» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов и позволяет обновить содержание, методы и организационные формы учебной работы в специальном учреждении.

Коррекционная направленность предмета

Данный предмет является коррекционным, так как способствует развитию личности каждого ребенка.

Принципы коррекционной направленности:

- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;

- доступность материала;

- научность;

- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;

- концентрический принцип размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности.

Концентризм программы создает условия для постоянного повторения пройденного и усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий путем систематического повтора и усложнения тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении даёт возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому предмету.

Учащиеся Адаптированной школы для умственно отсталых учащихся имеют ряд особенностей, учтенных при составлении программы:

Особенности контингента

Способы преодоления

Интеллектуальная недостаточность, недоразвитие познавательных процессов.

Неоднократное повторение, закрепление в различных видах деятельности. Применение специальных коррекционных методов и приёмов обучения.

Слабое восприятие теоретической базы.

Использование различного вида наглядности, программы Power Point.

Затруднение практической деятельности.

Многократная работа на тренажёре, оценка и самооценка результатов деятельности на каждом

Слабое развитие мелкой моторики.

Использование клавиатурных тренажеров.

Ограниченное представление об окружающем мире.

Формирование представлений, расширение кругозора.



Цель изучения программы – формирование информационной грамотности учащегося, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможности компьютера.

Общие задачи программы:

Доступность обучения. Доступность учебного материала находится в зависимости не только от его содержания, но и от методов, способов его преподавания.

Развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.

Расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения.

Повышать адаптивные возможности учащихся с умственной отсталостью, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.

Концентрический принцип размещения материала. одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений.

Знакомство с компьютером и обучение работы на нём должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью, профессионально-трудовой подготовкой. Необходима связь этих уроков с трудовым обучением, с другими учебными предметами и жизнью.

Воспитательный компонент.

Воспитательная функция курса осуществляется за счѐт использования связанного с содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся. Учащийся с умственной отсталостью может освоить компьютер как инструмент решения самых трудных для него учебных и житейских задач, поэтому компьютер для такого ребенка не должен быть только развлечением, игрушкой. Такими инструментами увлекательного познания являются специализированные компьютерные программы.

Реализация воспитательного потенциала занятия с компьютером возможна через отбор содержания, через структуру урока, через использование случайно возникших воспитательных ситуаций, через личность самого учителя. Дети приучаются самостоятельно работать, соотносить свои действия и действия других, слушать, понимать товарища, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать другим, радоваться успехам товарища и переносить неудачи.

Занятия с компьютером учат строить деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, что требует от детей добросовестной и серьезной работы, настойчивости в преодолении трудностей. При этом воспитываются такие черты характера, как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.


Коррекционный компонент

Обучение детей с умственной отсталостью работе на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного.

В работе с детьми с умственной отсталостью особое внимание необходимо уделять не столько теоретическому материалу курса, сколько развивающим возможностям компьютера.

Компьютерные технологии обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность учащихся. Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении учащихся позволяет решать следующие задачи:

1. выявление «скрытых проблем в развитии каждого ребенка;

2. максимальная индивидуализация процессов коррекции и обучения;

3. формирование у детей интереса к компьютеру, к играм с использованием компьютерных программ;

4.развитие у учащихся знаний об окружающем, математических представлений, коррекция психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач;

5. использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев.

Практическая значимость

Формирование элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у учащихся основ алгоритмического мышления. Использование компьютерных технологий расширяет возможности учащихся с умственной отсталостью в овладении алгоритмическим мышлением и, наоборот, отсутствие таких технологий, с учетом возросших требований современной действительности, создает дополнительные сложности в социальной адаптации учащихся.

При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти в систему знаний, умений и навыков учащегося. Повысится эффективность самостоятельной работы, возникнут новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.

Изучение основ компьютерной грамотности оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека.

Используемые технологии, методы и формы работы

При организации занятий учащихся 7 класса по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.


На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

- практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);

- метод проектов;

Основные типы уроков:

- урок изучения нового материала;

- урок контроля знаний;

- обобщающий урок;

- комбинированный урок.

Формы организации учебно-воспитательного процесса:

- фронтальные

- групповые

- индивидуальные

Формы работы должны варьироваться в зависимости от темы, от способностей и возможностей учащихся:

- диктант;

- работа по индивидуальным карточкам;

- цифровой диктант;

- работа по опорным схемам;

Для осуществления воспитательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

-традиционное обучение;

-игровые технологии;

-дифференцированное и индивидуальное обучение;

-здоровье сберегающие технологии.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Виды контроля:

- входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный  учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;

- промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;

- проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;

- итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Содержание учебного предмета

(65 часов, 2 часа в неделю)

Таблица тематического распределения часов

№п/п

Разделы

Количество часов

1.

Введение. Техника безопасгости

4

2.

История развития вычислительной техники.

1

3.

Устройство компьютера

24

4.

Текстовый редактор Word

18

5.

Текстовый редактор Excel

17