Файл: Рабочая программа по учебному предмету Информатика (наименование предмета) Для 7 класса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Т.А.Иванова «___» ________________ 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГОБОУ «АШИ №9» _______________ Т.Н.Демидова Приказ № _______ от «____»________________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Информатика»
(наименование предмета)
Для 7 класса
на 2022-2023 учебный год
Рассмотрено на МО учителейПротокол от _________ № ______ | Составила: Кирилова Н.С. учитель |
2022
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для обучающихся 7 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599; -
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предмет «Информатика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана ГОБОУ «АШИ № 9» на 2022 – 2023 учебный год.
Программа составлена на основе программы курса информатики информационных технологий для 5 – 9 классов средней общеобразовательной школы Н.Д. Угринович и адаптирована для учащихся 7 класса специальной школы-интерната.
Программа предмета «Информатика» в школе для детей с умственной отсталостью рассчитана на учащихся 7 класса. Данный предмет является коррекционным, т.к. способствует развитию личности ребенка. Программа составлена таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне.
Актуальность
Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации. Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.
Данный предмет формирует у учащихся с умственной отсталостью многие виды деятельности, которые имеют обще дисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.
Новизна
Предлагаемый предмет «Информатика» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов и позволяет обновить содержание, методы и организационные формы учебной работы в специальном учреждении.
Коррекционная направленность предмета
Данный предмет является коррекционным, так как способствует развитию личности каждого ребенка.
Принципы коррекционной направленности:
- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;
- доступность материала;
- научность;
- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;
- концентрический принцип размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности.
Концентризм программы создает условия для постоянного повторения пройденного и усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий путем систематического повтора и усложнения тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении даёт возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому предмету.
Учащиеся Адаптированной школы для умственно отсталых учащихся имеют ряд особенностей, учтенных при составлении программы:
Особенности контингента | Способы преодоления |
Интеллектуальная недостаточность, недоразвитие познавательных процессов. | Неоднократное повторение, закрепление в различных видах деятельности. Применение специальных коррекционных методов и приёмов обучения. |
Слабое восприятие теоретической базы. | Использование различного вида наглядности, программы Power Point. |
Затруднение практической деятельности. | Многократная работа на тренажёре, оценка и самооценка результатов деятельности на каждом |
Слабое развитие мелкой моторики. | Использование клавиатурных тренажеров. |
Ограниченное представление об окружающем мире. | Формирование представлений, расширение кругозора. |
Цель изучения программы – формирование информационной грамотности учащегося, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможности компьютера.
Общие задачи программы:
Доступность обучения. Доступность учебного материала находится в зависимости не только от его содержания, но и от методов, способов его преподавания.
Развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.
Расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения.
Повышать адаптивные возможности учащихся с умственной отсталостью, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.
Концентрический принцип размещения материала. одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений.
Знакомство с компьютером и обучение работы на нём должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью, профессионально-трудовой подготовкой. Необходима связь этих уроков с трудовым обучением, с другими учебными предметами и жизнью.
Воспитательный компонент.
Воспитательная функция курса осуществляется за счѐт использования связанного с содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся. Учащийся с умственной отсталостью может освоить компьютер как инструмент решения самых трудных для него учебных и житейских задач, поэтому компьютер для такого ребенка не должен быть только развлечением, игрушкой. Такими инструментами увлекательного познания являются специализированные компьютерные программы.
Реализация воспитательного потенциала занятия с компьютером возможна через отбор содержания, через структуру урока, через использование случайно возникших воспитательных ситуаций, через личность самого учителя. Дети приучаются самостоятельно работать, соотносить свои действия и действия других, слушать, понимать товарища, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать другим, радоваться успехам товарища и переносить неудачи.
Занятия с компьютером учат строить деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, что требует от детей добросовестной и серьезной работы, настойчивости в преодолении трудностей. При этом воспитываются такие черты характера, как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.
Коррекционный компонент
Обучение детей с умственной отсталостью работе на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного.
В работе с детьми с умственной отсталостью особое внимание необходимо уделять не столько теоретическому материалу курса, сколько развивающим возможностям компьютера.
Компьютерные технологии обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность учащихся. Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении учащихся позволяет решать следующие задачи:
1. выявление «скрытых проблем в развитии каждого ребенка;
2. максимальная индивидуализация процессов коррекции и обучения;
3. формирование у детей интереса к компьютеру, к играм с использованием компьютерных программ;
4.развитие у учащихся знаний об окружающем, математических представлений, коррекция психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач;
5. использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев.
Практическая значимость
Формирование элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у учащихся основ алгоритмического мышления. Использование компьютерных технологий расширяет возможности учащихся с умственной отсталостью в овладении алгоритмическим мышлением и, наоборот, отсутствие таких технологий, с учетом возросших требований современной действительности, создает дополнительные сложности в социальной адаптации учащихся.
При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти в систему знаний, умений и навыков учащегося. Повысится эффективность самостоятельной работы, возникнут новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
Изучение основ компьютерной грамотности оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека.
Используемые технологии, методы и формы работы
При организации занятий учащихся 7 класса по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
- метод проектов;
Основные типы уроков:
- урок изучения нового материала;
- урок контроля знаний;
- обобщающий урок;
- комбинированный урок.
Формы организации учебно-воспитательного процесса:
- фронтальные
- групповые
- индивидуальные
Формы работы должны варьироваться в зависимости от темы, от способностей и возможностей учащихся:
- диктант;
- работа по индивидуальным карточкам;
- цифровой диктант;
- работа по опорным схемам;
Для осуществления воспитательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
-традиционное обучение;
-игровые технологии;
-дифференцированное и индивидуальное обучение;
-здоровье сберегающие технологии.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Виды контроля:
- входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
- промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
- проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
- итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Содержание учебного предмета
(65 часов, 2 часа в неделю)
Таблица тематического распределения часов
№п/п | Разделы | Количество часов |
1. | Введение. Техника безопасгости | 4 |
2. | История развития вычислительной техники. | 1 |
3. | Устройство компьютера | 24 |
4. | Текстовый редактор Word | 18 |
5. | Текстовый редактор Excel | 17 |