Файл: Рабочая программа дисциплины информационнокоммуникационные технологии в образовании направление подготовки бакалавриата.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Используемые формы и методы обучения:

  • лекции с элементами проблемного изложения, с использованием средств ИКТ,

  • лабораторные работы с элементами проблемного обучения и учебных групповых дискуссий,

  • дистанционная работа,

  • «мозговой штурм»,

  • парная и групповая работа,

  • самостоятельная работа,

  • метод проектов.


Для сопровождения дисциплины разработан дистанционный курс, опубликованный на образовательном портале ПетрГУ: https://edu.petrsu.ru/object/11919, организована поддержка совместной работы на GOOGLE Диске, а также на других образовательных сервисах.
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

5.1. Текущий контроль осуществляется преподавателем дисциплины при проведении занятий в форме: контроля результата выполнения лабораторной работы (электронный файл); защиты лабораторной работы.
Оценочные средства для текущего контроля.
Оценочное средство 1. Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1. Проектная методика и информационные технологии в обучении.

Результат: Эссе о проектной методике.

Лабораторная работа №2. Использование сервисов Google для совместной работы.

Результат: Аккаунт-Google. Создание визитной карточки и Google-презентации проекта, размещение на Google-диске.

Лабораторная работа №3. Использование сервисов закладок для совместной работы над проектом. Поиск источников для проекта.

Результат: Аннотированный список источников для проекта на сервисе онлайн-закладок.

Лабораторная работа №4. Создание форм опроса средствами Google.

Результат: Создание формы опроса для проекта средствами сервисов Google и обработка результатов опроса.

Лабораторная работа №5. Представление проекта с использованием презентации GoogleDocs.

Результат: Презентация и оn-line обсуждение проекта средствами сервиса GoogleDocs.

Лабораторная работа №6. Использование Microsoft Publisher при работе над проектом.

Результат: Разработка дидактических материалов в MS Publisher.

Лабораторная работа №7. Разработка интеллект-карт с использованием сервиса Mind Meister.

Результат: Представление и обсуждение проекта средствами ментальных карт.

Лабораторная работа №8.Использование сервисов Web2.0 для создания дидактических материалов

Результат: Разработка дидактических материалов на
онлайн сервисах Web2.0.

Лабораторная работа №9. Использование сервиса LearningApps для создания игровых дидактических материалов

Результат: Разработка дидактических материалов с использованием сервиса LearningApps.

Лабораторная работа №10. Использование сервиса Learning Apps в управлении проектной деятельностью. Инструменты.

Результат: Инструменты при работе над проектом.

Лабораторная работа №11. Сервис Learning Apps. Мои классы

Результат: Создание класса и управление обучением.

Лабораторная работа №12. Проектирование и разработка сайта для сопровождения проекта.

Результат: Разработка сайта образовательного проекта.

Критерии оценивания:

Выполнение каждой лабораторной работы направлено на освоение определенной технологии и заканчивается разработанным продуктом, образовательным ресурсом (визитная карточка проекта, аннотированный список источников, онлайн-форма, ментальная карта, дидактический материал и др.). Образовательный ресурс должен соответствовать заданию лабораторной работы.

Для получения отметки «Зачтено» по лабораторной работе необходимо правильно выполнить задания, продемонстрировать уверенное владение изучаемой технологией, представить разработанный образовательной ресурс в ходе защиты в группе и обосновать его использование в образовании.

По лабораторной работе выставляется отметка «Не зачтено», если задание лабораторной работы выполнено не в полном объеме или выполнено с ошибками, задание выполнено при этом студент не может продемонстрировать владение изучаемой технологией, в ходе представления разработанного образовательного ресурса студент не обосновывает его использование в образовании.
Оценочное средство 2. Проект.
Допуск к представлению и защите проекта осуществляется преподавателем на основе всех выполненных с отметкой «зачтено» лабораторных работ.

Критерии оценивания:

Оценивание проекта происходит по методике взаимного оценивания по баллам. Критерии оценивания и баллы обсуждаются и формируются в группе студентов под руководством преподавателя. Примерные формы оценивания и критерии изучаются (на примерах) в ходе освоения проектной методики и являются элементом обучения. Каждый учебный проект после его представления аудитории и защиты по методике «черно-белого» оппонирования оценивается студентами в баллах по критериям, баллы суммируются. В результате формируется рейтинг проектов.



Высокий рейтинг проекта (85% и более от максимального количества баллов) – «отлично», средний (70% - 85% баллов от максимального) – «хорошо», низкий рейтинг (менее 70% баллов от максимального) – «удовлетворительно». Оценка «неудовлетворительно» не выставляется, т.к. недоработанные проекты не допускаются к защите.
5.2. Промежуточная аттестация проводится в виде зачета в 6 семестре.
Допуск к зачету осуществляется при условии выполнения и получения отметки «зачтено» по лабораторным работам, участия в процедуре защиты проектов и получения оценки за проект. Зачет проводится в виде собеседования.
Вопросы к зачету:


  1. Информационные и коммуникационные технологии обучения (ИКТ). Этапы развития ИКТ.

  2. Классификации информационно-коммуникационных технологий обучения.

  3. Основные направления использования информационных и коммуникационных технологий в обучении.

  4. Педагогические цели использования средств ИКТ. Преимущества использования ИКТ в обучении

  5. Принципы использования ИКТ в обучении.

  6. Аспекты образовательных средств ИКТ и их составляющие.

  7. Дидактические возможности средств ИКТ.

  8. Модели и технологии обучения.

  9. Дистанционные технологии обучения.

  10. Кейсовая технология.

  11. Дидактическая игра. Характеристика метода.

  12. Метод информационного ресурса. Характеристика метода.

  13. Метод проектов. Характеристика метода.

  14. Педагогические программные средства (ППС): общая характеристика, классификация по методическому назначению.

  15. Требования к ППС: педагогические, эргономические, эстетические, технические, требования к программной документации; этапы проектирования, критерии оценки.

  16. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Виды ЦОР: общая характеристика, классификация.

  17. Образовательные сервисы Web 2.0: облачные технологии: характеристика, функциональные возможности, классификации, использование в учебном процессе.

  18. Облачные технологии: характеристика, функциональные возможности, классификации, использование в учебном процессе.

  19. Проектирование и разработка ЦОР с использованием Интернет-сервисов.

  20. Виды деятельности учащихся с использованием сети Интернет.


Критерии оценивания собеседования:
Отметка «Зачтено» по собеседованию выставляется студенту, если он владеет понятийным аппаратом, при этом содержание и форма ответа могут иметь отдельные неточности; может допускать неточности в определении понятий, но при этом обнаруживает знания и понимание основных положений учебного материала. Отметка «Не зачтено» выставляется, если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл.

Для получения отметки «Зачтено» по дисциплине необходимо получить отметки «Зачтено» по лабораторным работам и собеседованию по устным вопросам и отметки за проект.

Отметка отметки за проект «Не зачтено» выставляется, если получена отметка «Не зачтено» хотя бы по одному виду контроля.

Подробно средства оценивания для проведения промежуточной аттестации обучающихся приведены в Фонде оценочных средств по данной дисциплине.

6. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы

При освоении студентами курса используются образовательные технологии, основанные на самостоятельной практической деятельности студентов. Активно используются облачные технологии и образовательные сервисы. Преобладающая форма работы – парная. Для выполнения лабораторных работ студентам необходимо зарегистрироваться в системе Google. Разработанные ресурсы в обязательном порядке размещаются на GoogleДиске, других образовательных сервисах и открываются другим студентам и преподавателю для комментариев. Обсуждение и консультации проходят в on- и off-line режимах в форме чатов и форумов.

В качестве итоговой зачетной работы предусматривается самостоятельная разработка учебного проекта, над которым студенты работают в течение всего семестра. Обучающиеся могут самостоятельно выбрать тему проекта, связанную со школьным курсом информатики. Проект выполняется в парах, в отдельных случаях индивидуально.
7. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине

В ходе выполнения заданий лабораторной работы студенты работают самостоятельно с электронными материалами, содержащими необходимую информацию по изучаемой информационно-коммуникационной технологии, знакомятся с примерами использования в образовательном процессе, рекомендуется провести обсуждение какие педагогические технологии могут быть реализованы в изучаемой ИКТ-технологии. После подготовительной работы студентами выполняется задание лабораторной работы, направленное на создание определенного продукта и его размещение на изучаемых сервисах.

Тема учебного проекта выбирается студентами на основе разбора примеров образовательных проектов, «мозгового штурма», исходя из их интересов с учетом возможности реализации при обучении информатике в средней школе. Проект разрабатывается в парах, в отдельных случаях индивидуально. Разработка учебного проекта сопровождается освоением соответствующей информационной технологии и применении ее к образовательному проекту в ходе выполнения лабораторных работ. На заключительном этапе разрабатывается сайт проекта, интегрирующий в себе все технологии и разработанные дидактические материалы.

Основной формой работы студентов является парное выполнение лабораторных работ с использованием облачных и образовательных сервисов.

Обязательное требование – создание аккаунта в Google и др. образовательных сервисах для возможности организации совместной деятельности.

Материалы для лабораторных работ и презентации для проведения лекционных занятий размещены на образовательном портале ПетрГУ: https://edu.petrsu.ru/object/11919

Доступ к курсу осуществляется по логину и паролю системы ИАИС.

Контроль текущей успеваемости рекомендуется проводить в форме: устной защиты лабораторной работы; комментирования размещенных на сервисах разработанных студентами электронных ресурсов; защиты проекта.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература:

  1. Информационные технологии в образовании : учебное пособие / сост. В.В. Журавлев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». — Ставрополь : СКФУ, 2014. — 102 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457341

  2. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 304 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452839 

  3. Красильникова, В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учебное пособие / В.А. Красильникова. — Москва : Директ-Медиа, 2013. — 292 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/
    index.php?page=book&id=209293


  4. Минин, А.Я. Информационные технологии в образовании : учебное пособие / А.Я. Минин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». — Москва : МПГУ, 2016. — 148 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471000

  5. Intel® «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века : Учеб. Пособие — М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2010. – 168 с. + CD.