Файл: Рабочая программа дисциплины информационнокоммуникационные технологии в образовании направление подготовки бакалавриата.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Используемые формы и методы обучения:
-
лекции с элементами проблемного изложения, с использованием средств ИКТ, -
лабораторные работы с элементами проблемного обучения и учебных групповых дискуссий, -
дистанционная работа, -
«мозговой штурм», -
парная и групповая работа, -
самостоятельная работа, -
метод проектов.
Для сопровождения дисциплины разработан дистанционный курс, опубликованный на образовательном портале ПетрГУ: https://edu.petrsu.ru/object/11919, организована поддержка совместной работы на GOOGLE Диске, а также на других образовательных сервисах.
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
5.1. Текущий контроль осуществляется преподавателем дисциплины при проведении занятий в форме: контроля результата выполнения лабораторной работы (электронный файл); защиты лабораторной работы.
Оценочные средства для текущего контроля.
Оценочное средство 1. Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1. Проектная методика и информационные технологии в обучении.
Результат: Эссе о проектной методике.
Лабораторная работа №2. Использование сервисов Google для совместной работы.
Результат: Аккаунт-Google. Создание визитной карточки и Google-презентации проекта, размещение на Google-диске.
Лабораторная работа №3. Использование сервисов закладок для совместной работы над проектом. Поиск источников для проекта.
Результат: Аннотированный список источников для проекта на сервисе онлайн-закладок.
Лабораторная работа №4. Создание форм опроса средствами Google.
Результат: Создание формы опроса для проекта средствами сервисов Google и обработка результатов опроса.
Лабораторная работа №5. Представление проекта с использованием презентации GoogleDocs.
Результат: Презентация и оn-line обсуждение проекта средствами сервиса GoogleDocs.
Лабораторная работа №6. Использование Microsoft Publisher при работе над проектом.
Результат: Разработка дидактических материалов в MS Publisher.
Лабораторная работа №7. Разработка интеллект-карт с использованием сервиса Mind Meister.
Результат: Представление и обсуждение проекта средствами ментальных карт.
Лабораторная работа №8.Использование сервисов Web2.0 для создания дидактических материалов
Результат: Разработка дидактических материалов на
онлайн сервисах Web2.0.
Лабораторная работа №9. Использование сервиса LearningApps для создания игровых дидактических материалов
Результат: Разработка дидактических материалов с использованием сервиса LearningApps.
Лабораторная работа №10. Использование сервиса Learning Apps в управлении проектной деятельностью. Инструменты.
Результат: Инструменты при работе над проектом.
Лабораторная работа №11. Сервис Learning Apps. Мои классы
Результат: Создание класса и управление обучением.
Лабораторная работа №12. Проектирование и разработка сайта для сопровождения проекта.
Результат: Разработка сайта образовательного проекта.
Критерии оценивания:
Выполнение каждой лабораторной работы направлено на освоение определенной технологии и заканчивается разработанным продуктом, образовательным ресурсом (визитная карточка проекта, аннотированный список источников, онлайн-форма, ментальная карта, дидактический материал и др.). Образовательный ресурс должен соответствовать заданию лабораторной работы.
Для получения отметки «Зачтено» по лабораторной работе необходимо правильно выполнить задания, продемонстрировать уверенное владение изучаемой технологией, представить разработанный образовательной ресурс в ходе защиты в группе и обосновать его использование в образовании.
По лабораторной работе выставляется отметка «Не зачтено», если задание лабораторной работы выполнено не в полном объеме или выполнено с ошибками, задание выполнено при этом студент не может продемонстрировать владение изучаемой технологией, в ходе представления разработанного образовательного ресурса студент не обосновывает его использование в образовании.
Оценочное средство 2. Проект.
Допуск к представлению и защите проекта осуществляется преподавателем на основе всех выполненных с отметкой «зачтено» лабораторных работ.
Критерии оценивания:
Оценивание проекта происходит по методике взаимного оценивания по баллам. Критерии оценивания и баллы обсуждаются и формируются в группе студентов под руководством преподавателя. Примерные формы оценивания и критерии изучаются (на примерах) в ходе освоения проектной методики и являются элементом обучения. Каждый учебный проект после его представления аудитории и защиты по методике «черно-белого» оппонирования оценивается студентами в баллах по критериям, баллы суммируются. В результате формируется рейтинг проектов.
Высокий рейтинг проекта (85% и более от максимального количества баллов) – «отлично», средний (70% - 85% баллов от максимального) – «хорошо», низкий рейтинг (менее 70% баллов от максимального) – «удовлетворительно». Оценка «неудовлетворительно» не выставляется, т.к. недоработанные проекты не допускаются к защите.
5.2. Промежуточная аттестация проводится в виде зачета в 6 семестре.
Допуск к зачету осуществляется при условии выполнения и получения отметки «зачтено» по лабораторным работам, участия в процедуре защиты проектов и получения оценки за проект. Зачет проводится в виде собеседования.
Вопросы к зачету:
-
Информационные и коммуникационные технологии обучения (ИКТ). Этапы развития ИКТ. -
Классификации информационно-коммуникационных технологий обучения. -
Основные направления использования информационных и коммуникационных технологий в обучении. -
Педагогические цели использования средств ИКТ. Преимущества использования ИКТ в обучении -
Принципы использования ИКТ в обучении. -
Аспекты образовательных средств ИКТ и их составляющие. -
Дидактические возможности средств ИКТ. -
Модели и технологии обучения. -
Дистанционные технологии обучения. -
Кейсовая технология. -
Дидактическая игра. Характеристика метода. -
Метод информационного ресурса. Характеристика метода. -
Метод проектов. Характеристика метода. -
Педагогические программные средства (ППС): общая характеристика, классификация по методическому назначению. -
Требования к ППС: педагогические, эргономические, эстетические, технические, требования к программной документации; этапы проектирования, критерии оценки. -
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Виды ЦОР: общая характеристика, классификация. -
Образовательные сервисы Web 2.0: облачные технологии: характеристика, функциональные возможности, классификации, использование в учебном процессе. -
Облачные технологии: характеристика, функциональные возможности, классификации, использование в учебном процессе. -
Проектирование и разработка ЦОР с использованием Интернет-сервисов. -
Виды деятельности учащихся с использованием сети Интернет.
Критерии оценивания собеседования:
Отметка «Зачтено» по собеседованию выставляется студенту, если он владеет понятийным аппаратом, при этом содержание и форма ответа могут иметь отдельные неточности; может допускать неточности в определении понятий, но при этом обнаруживает знания и понимание основных положений учебного материала. Отметка «Не зачтено» выставляется, если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл.
Для получения отметки «Зачтено» по дисциплине необходимо получить отметки «Зачтено» по лабораторным работам и собеседованию по устным вопросам и отметки за проект.
Отметка отметки за проект «Не зачтено» выставляется, если получена отметка «Не зачтено» хотя бы по одному виду контроля.
Подробно средства оценивания для проведения промежуточной аттестации обучающихся приведены в Фонде оценочных средств по данной дисциплине.
6. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы
При освоении студентами курса используются образовательные технологии, основанные на самостоятельной практической деятельности студентов. Активно используются облачные технологии и образовательные сервисы. Преобладающая форма работы – парная. Для выполнения лабораторных работ студентам необходимо зарегистрироваться в системе Google. Разработанные ресурсы в обязательном порядке размещаются на GoogleДиске, других образовательных сервисах и открываются другим студентам и преподавателю для комментариев. Обсуждение и консультации проходят в on- и off-line режимах в форме чатов и форумов.
В качестве итоговой зачетной работы предусматривается самостоятельная разработка учебного проекта, над которым студенты работают в течение всего семестра. Обучающиеся могут самостоятельно выбрать тему проекта, связанную со школьным курсом информатики. Проект выполняется в парах, в отдельных случаях индивидуально.
7. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине
В ходе выполнения заданий лабораторной работы студенты работают самостоятельно с электронными материалами, содержащими необходимую информацию по изучаемой информационно-коммуникационной технологии, знакомятся с примерами использования в образовательном процессе, рекомендуется провести обсуждение какие педагогические технологии могут быть реализованы в изучаемой ИКТ-технологии. После подготовительной работы студентами выполняется задание лабораторной работы, направленное на создание определенного продукта и его размещение на изучаемых сервисах.
Тема учебного проекта выбирается студентами на основе разбора примеров образовательных проектов, «мозгового штурма», исходя из их интересов с учетом возможности реализации при обучении информатике в средней школе. Проект разрабатывается в парах, в отдельных случаях индивидуально. Разработка учебного проекта сопровождается освоением соответствующей информационной технологии и применении ее к образовательному проекту в ходе выполнения лабораторных работ. На заключительном этапе разрабатывается сайт проекта, интегрирующий в себе все технологии и разработанные дидактические материалы.
Основной формой работы студентов является парное выполнение лабораторных работ с использованием облачных и образовательных сервисов.
Обязательное требование – создание аккаунта в Google и др. образовательных сервисах для возможности организации совместной деятельности.
Материалы для лабораторных работ и презентации для проведения лекционных занятий размещены на образовательном портале ПетрГУ: https://edu.petrsu.ru/object/11919
Доступ к курсу осуществляется по логину и паролю системы ИАИС.
Контроль текущей успеваемости рекомендуется проводить в форме: устной защиты лабораторной работы; комментирования размещенных на сервисах разработанных студентами электронных ресурсов; защиты проекта.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература:
-
Информационные технологии в образовании : учебное пособие / сост. В.В. Журавлев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». — Ставрополь : СКФУ, 2014. — 102 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457341 -
Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании : учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 304 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452839 -
Красильникова, В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учебное пособие / В.А. Красильникова. — Москва : Директ-Медиа, 2013. — 292 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/
index.php?page=book&id=209293 -
Минин, А.Я. Информационные технологии в образовании : учебное пособие / А.Я. Минин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». — Москва : МПГУ, 2016. — 148 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471000 -
Intel® «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века : Учеб. Пособие — М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2010. – 168 с. + CD.