Файл: 25 Факторы формирования группы. Социальная напряженность как фактор нарушения межгруппового взаимодействия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25 Факторы формирования группы. Социальная напряженность как фактор нарушения межгруппового взаимодействия.

Факторы формирования группы

-наличие внутренней организации;

-Общая (групповая) цель деятельности;

-групповые формы социального контроля;

-образцы (модели) групповой деятельности;

-интенсивные групповые взаимодействия;

-чувство групповой принадлежности или членства;

-ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;

-ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

Психологическая характеристика социальной напряженности

Социальная  напряженность — это острая противопоставленность личностных и межгрупповых интересов. Социальная напряженность проявляется:

— в состоянии «строго недовольства обстоятельствами жизни;

— в атмосфере психического беспокойства и тревоги;

— в сильной степени эмоционального возбуждении;

— в учащении агрессивно-враждебных столкновений в рамках межличностных отношений;

— в усилении отклоняющегося или криминального поведения;

— в потребности в «охоте на ведьм», т.е. в поисках виновного;

— в преобладании деструктивного состоянии психики над конструктивным

К ситуациям  социальной напряженности можно  отнести:

— длительное психическое  напряжение, вызвавшее усталость или атрофию системы адаптации человека;

— повышенную ответственность с постепенно развивающимся ощущением внутренней тревожности;

—ситуации с  преобладающим  пониженным настроением, вызывающие у человека чувство острого недовольства собой;

— ситуации, когда систематически не удовлетворяются базовые жизненные потребности (в пище, одежде, жилище и др.), а также потребности более высокого порядка;

— острую агрессивно-враждебную направленность межличностного взаимодействия и взаимоотношений.

Источники социальной напряженности имеют к внутриличностную природу.

Общие социально-экономические  источники социальной напряженности:

— безработица;

— рост цен;

— высокие налоги;


— рост стоимости  жизни;

— рост преступности;

— невозможность  получить квалифицированное образование, медицинское обслуживание и социальное обеспечение.

Внутриличностные  источники социальной напряженности:

— негативные акцентуации характера;

— некомпетентные коммуникации.

Социальная  напряженность – это особое состояние  общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Это состояние  свойственно конфликту и сопровождает его. 

Под социальной напряженностью понимается осознание большинством членов организации очевидных нарушений принципа социальной справедливости и готовность найти выход из ситуации через ту или иную форму конфликта [1, c.55].

Возникновение социальной напряженности  обусловлено двумя основными  группами факторов.

Социальная напряженность  может перерасти в конфликт, а  может быть преодолена при ее адекватном разрешении.

Развитие внутриорганизационных  конфликтов происходит, как правило, через противостояние индивидуальных и организационных интересов. Соотношение и направленность этих интересов в организации может быть различной.

Эти объективные индивидуальные и групповые интересы и их направленность могут осознаваться членами организации, а могут не осознаваться. Но только осознанные интересы превращаются в  источник активных социальных действий работника, а их разнонаправленность выступает основанием для возникновения конфликтной ситуации. Осознание сущности и направленности интересов может происходить в разных формах.

26 Семья как малая социальная группа, как первичный институт социализации ребенка. Роль и место семьи в современном обществе. Типология семей.

Семья как малая социальная группа – определение

Она является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.


Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.

Первоначальной основой всех союзов является брак, который заключается двумя молодыми людьми по взаимной любви и симпатии. Традиционным видом отношений в нашей стране считается союз между мужчиной и женщиной. Другие формы, такие как многоженство, многомужество или однополые в России запрещены.

Ячейки бывают самыми разными. В одних царят гармония, открытость, эмоциональная близость и доверительные отношения, в других – тотальный контроль, уважение и подчинения старшему.

Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:

По количеству детей


  • Бездетные – их мало, но они все таки есть.

  • Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.

  • Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.

  • Многодетные – от трех и более чад.

По составу


  • Полные – в которых есть мама, папа и дети.

  • Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.

  • Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов социализации. Ее функции трансформируются не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

  • Современная семья переживает сложный этап – переход от традиционной модели к новой. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро изменяющихся условиях современной жизни.
    Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и дает возможность разделять с другими трудности и радости жизни.

  • За последние годы наблюдается сокращение состава и структуры семьи (рост разводов, рождение детей одинокими матерями и др.).

  • Сегодня преобладающий тип семьи – это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них. Значительную долю составляют неполные семьи. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребенка. В материальной поддержке государства нуждается большинство семей одиноких матерей. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми-инвалидами; семьи с родителями-инвалидами; семьи, взявшие детей под опеку ; многодетные семьи; семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). К семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, относятся семьи беженцев и и др. вынужденных переселенцев, семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей.

  • Социальная педагогика, социальная работа ориентированы не только на решение семейных проблем, но и на укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала семьи для выполнения его многочисленных общественно значимых функций, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

  • Основные функции социального педагога в работе с семьей:

  • –диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);
    –прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);
    – организационно-коммуникативная;
    – правозащитная;
    – предупредительно-профилактическая;
    – социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);
    – социально-психологическая (осуществление неотложной психологической помощи);
    – организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).


27 Особенности внутрисемейного взаимодействия ( структура, динамика, отношения)

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Для ребенка семья является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Функции семьи меняются в зависимости от исторического периода. Такструктура и жизнедеятельность семьи XIX в. определялась главенствомхозяйственно-бытовой функции, опосредствующей все остальные, в том числе и

такие важнейшие, как репродуктивная и воспитание детей. Рождение детей было

связано с целесообразностью иметь как можно больше работников в семейном

хозяйстве. Дети были нужны и как рабочая сила, и как гарант обеспечения

родителей в старости. Рождение сына в семье расценивалось как удача, мальчики

были потенциальными работниками, укрепляющими хозяйственное благополучие

семьи. Появление на свет дочери, напротив, воспринималось как угроза

процветанию семьи. Девушки выходили замуж, покидали семью, лишая ее

затраченных на их воспитание средств и унося часть имущества в новую семью

как приданое.

Еще одна функция семьи, практически утраченная в современном обществе,

– это функция передачи социального статуса. Наследственная монархия, передача

аристократических титулов по наследству обеспечивали преемственность статуса

и власти. В настоящее время подобная функция реализуется лишь

незначительным числом богатых высокопоставленных семей, причем, как

правило, не на основе наследования, а за счет обеспечения элитарного

образования и введения в соответствующий круг общения. Итак, семья

постиндустриального общества утратила две важные ранее функции –

экономическую и функцию передачи социального статуса (Т. Парсонс).

В XX в. роль семьи как института социализации подрастающего поколения

резко возросла. Увеличилась продолжительность детства, возникли новые

периоды возрастного развития – к отрочеству, все более расширяющему свои

хронологические границы, добавилась юность. Особую ценность в жизни семьи

приобрела функция воспитания детей, родительская опека уже распространялась

на детей не только маленьких, но и взрослых. Бездетность стала переживаться

супругами как состояние глубокой неудовлетворенности семейной жизнью, как