Файл: 25 Факторы формирования группы. Социальная напряженность как фактор нарушения межгруппового взаимодействия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


потеря смысла брака, возникало чувство самонереализованности. Современная

семья – семья второй половины XX и начала нашего века – все явственнее

утверждает себя в качестве «психотерапевтического союза». Предназначение

семьи все в большей степени связывается с созданием уникальных условий для

саморазвития и личностной самореализации как супругов, так и детей.

Воспитание приобретает характер равноправного сотрудничества родителей и

детей, основанного на уважении прав ребенка и, в частности, признании его права

на самостоятельный выбор жизненного пути. Указанные изменения в иерархии

функционального строения семьи отражают, однако, лишь общие тенденции

исторического ее развития.

Изменение функций семьи связано также с прохождением ею стадий

жизненного цикла. На протяжении жизни происходит трансформация

потребностей членов семьи. Например, у супругов пожилого возраста

наблюдается снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной

сфере, сочетающееся с постепенным регрессом либидо до уровня эротической, а

затем и платонической стадий.

ЛЕКЦИЯ 4. ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СЕМЬЕ

В каждый момент жизненного цикла семьи какая-либо ее функция выходит

на передний план. Задача молодоженов – осуществить дифференциацию от

родительской семьи. С появлением малыша им предстоит осваивать родительские

роли, содержание которых будет меняться по мере взросления ребенка.

Для любого человека, входящего в состав семьи, она обладает

функциональной ценностью, вместе с тем каждый член семьи выполняет необходимые для поддержания баланса системы функции, т.е. имеет определенную

функциональную ценность. Потенциальная конфликтность семьи может быть

связана с нарушениями этого параметра. Рассогласования возникают в ряде

случаев:

 различия в понимании функциональной ценности членов семьи;

 невыполнение или искажение функции;

 игнорирование поведения члена семьи или использование нежелательного

подкрепления;

 несоответствие функции индивидуальным особенностям члена семьи;

 необходимость резкого изменения обязанностей

28 Семейное воспитание. Механизмы работы педагога с различными видами семей.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Составные компоненты семейного воспитания:

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни. 

Методика работы с различными категориями семей.

Основные направления работы социального педагога с малообеспе ченными семьями:

выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений;

определение направлений помощи, необходимости привлечения специалистов и организаций;

содействие в оказании юридической, психологической помощи;

организация досуга и отдыха детей из данной категории семей совместно с профсоюзными организациями, администрацией предприятий, находящихся на данной территории;

оказание помощи в трудоустройстве несовершеннолетних членов семьи;

помощь в создании ассоциаций, специальных фондов, объедине ний, групп взаимопомощи;

содействие в установлении контактов с уже с существующими об щественными организациями на данной территории.

К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безра ботными. Основные направления работы с семьями безработных:

выявление семей безработных, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей;

определение основных проблем семей;

обеспечение психологической, юридической помощи безработным и членам их семей; оказание информационных и посреднических услуг;

организация досуга и отдыха детей;

содействие самому безработному, членам его семьи, в том числе несовершеннолетним, в трудоустройстве;

создания групп взаимопомощи; содействие в установление кон тактов с уже имеющимися общественными организациями и фондами;

социальный патронаж детей группы риска из семей безработных граждан, обследование данных семей на предмет присвоения статуса мало обеспеченной семьи для получения дополнительной социальной помощи и льгот и т.д.


Многодетные семьи. Под многодетной принято понимать семью, име ющую трех и более детей.
Основные направления работы с многодетными семьями:

выявление и учет многодетных семей, составление комплексной характеристики семьи;

определение материального положения семьи, ее проблем и по требностей;

помощь в получении различных пособий, льгот, действующих для многодетных семей;

консультирование, оказание психолого-педагогической, юриди ческой помощи, посреднических услуг;

социально-педагогический патронаж детей, контроль за их успевае мостью, диагностика (при необходимости коррекция) межличностных отношений;

наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи;

организация благотворительных акций в пользу многодетных семей;

взаимодействие с территориальными ассоциациями многодетных семей
29 Содержание и структура психологии большой социальной группы. Особенности психологии социальных классов. Этгические группы. Общая характеристика и типы стихийных групп.
Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей, например, с отсутствием методик для исследования.

Какие же группы следует рассматривать в качестве «больших», какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи, каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами групповой психологии, какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений. Ответы на эти вопросы приходится отыскивать не столько в психологии, сколько в социологии.
«Большие» группы в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:

случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория;

в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений и потому долговременные. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы


В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это – нравы, обычаи и традиции. Образ жизни группы предполагает особые формы общения, особый тип контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Важную роль в психологической характеристи ке больших групп играет наличие специфического языка. Для этнических групп это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон.
Структура психологии больших социальных групп. Это – различные психические свойства, психические процессы и психические состояния. Почти все исследователи выделяют две составные части в ее содержании: 1) психический склад как более устойчивое образование (социальный или национальный характер, нравы, обычаи) и 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (потребности, интересы, настроения).
Психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования.
Под социальным представлением понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик.
Менталитет – интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира. Представители определенной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфических образцах поведения. 

Кроме классов и этнических образований существуют так называемые стихийные группы. Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных, групп: классов, наций, профессий, возрастов... Такая «группа» может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но может быть весьма активной. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. Важным фактором их формирования является общественное мнение.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимка правонарушителя, недовольство действиями представителя власти или проходящего человека. Длительность ее существования определяется длительностью инциндента. В сложных случаях (не привезли продукты в магазин) она может возбуждаться и переходить к действиям. Ее эмоциональный накал может при этом нарастать, порождая агрессивное поведение участников. В толпе могут наблюдаться элементы организованности.

Масса - более стабильное образование с нечеткими границами. Она может быть значительно более организованной: манифестация, демонстрация, митинг. В этом случае высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном; массовом действии. Поэтому в действиях массы более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. 

Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем на трибуне стадиона, в зрительном зале, в лекционных залах (аудитория). Публика всегда собирается ради общей определенной цели, поэтому она более управляема, но и в ней действуют законы массы.

30 Конфликт: понятие, подходы к пониманию и изучению конфликта. Типология конфликтов.

Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием для возникновения конфликта.

Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, что проявляется через нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними. Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимосвязанных структурных элементов) и в динамике (как процесс).