ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Обязательные вопросы для изучения
-
Объект и предмет социологии. Место социологии в системе современных наук. (ГАРЛЮПИНА) -
Внутреннее многообразие социологии как науки. Теоретическая и эмпирическая социология (КАПКИНА)
Социология представляет собой целостную, органическую систему знаний. Однако внутренне она является весьма сложным, многоплановым, многоуровневым образованием.
Сложность и внутреннее многообразие социологии как науки обусловливается, по крайней мере, тремя факторами. Во-первых, большим онтологическим (бытийным) разнообразием самого объекта изучения - общества, представляющего собой сложнейшее образование, которое включает в себя множество различных сторон, процессов, явлений (экономика, политика, мораль, семья, городские и сельские поселенческие общности, этносы, социальные группы и т. д.).
Во-вторых, тем, что она использует разнообразный, богатейший арсенал методологических средств, приемов, способов и философских (мировоззренческих) принципов изучения общества.
В-третьих, сложный, многоплановый характер социологии определяется также тем, что она призвана одновременно решать принципиально разные по своему характеру задачи: с одной стороны, открывать и изучать объективные законы функционирования и развития общества, а с другой, на основе знаний об этих законах вырабатывать практические рекомендации по организации, управлению и совершенствованию социальной, общественной жизни людей.
Двумя основополагающими структурными составляющими социологии являются теоретическая социология и эмпирическая социология.
Теоретическая социология - это высший уровень социологического знания. Высший, разумеется, не в смысле лучший, а в смысле уровня обобщения изучаемого социологией объекта - общества. Теоретическая социология имеет дело с категориями, понятиями, в которых фиксируется и отображается сущностное в обществе, в социальной жизни, в жизни человеческих индивидов и их различных объединений; то, что лежит не на поверхности, а скрыто за внешним
, за явлением. Кстати, чем выше абстрактность понятия, тем более глубокую сущность оно «схватывает» и отражает. Это достигается за счет отвлечения от несущественного и сосредоточения внимания на существенном, главном, основном. То, что не удается «схватить» и выразить чувствами, фиксируется теорией и образующими ее понятиями. В понятиях отражается, кроме того, не единичное, частное, отдельное, а общее, типичное для самых разных обществ, сторон общества, групп людей, отдельных человеческих индивидов.
Эмпирическая социология конституирована в особый компонент (уровень) социологии в целом по такому критерию, как специализация на исследовании социальных фактов. Ее главной задачей является сбор первичной информации и накопление научных (социологических) фактов, что осуществляется посредством изучения реально существующих социальных процессов, явлений, а также конкретных, живых, человеческих индивидов и результатов их деятельности. Ее отличительной чертой выступает использование эмпирических методов исследования (наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент, социометрия).
Следует иметь в виду, что эти два уровня социологи они не только не исключают друг друга, но и тесно, органически взаимосвязаны между собой. Более того, само их существование возможно лишь в результате взаимного влияния и взаимодействия. Теоретическая и эмпирическая социология - это две стороны одной - комплексной науки об обществе. Данное удачное, во многом судьбоносное, сочетание, взаимодействие и взаимодополнение теории и эмпирии выгодно отличает социологию от философии. Именно оно делает социологию подлинной наукой, обусловливает ее как сравнительно точную науку об обществе, имеющую большое практическое значение.
Если бы социология была исключительно теоретической, она была бы слишком абстрактной и тем самым весьма далекой от практики, а если бы она была только эмпирической дисциплиной, имела дело лишь с одними фактами, она была бы лишена возможности не только быть ориентиром в практической жизни, но и не смогла бы надежно организовать сами эмпирические исследования.
-
Социология и жизнь общества. Социальные функции социологии. (ДУБИКОВА)
Основные понятия: объект науки, предмет науки, социальный факт, социальная реальность, теоретическая социология, конкретно-социологическое (эмпирическое) исследование, макросоциология, микросоциология, социологические теории среднего уровня, функции науки. (КРАСНОВА)
Литература
Арон, Р. Этапы развития социологической мысли: пер. с фр./ Р.Арон; общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. – М.: Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993.
Бергер, П.Л. Общество в человеке / П.Л. Бергер// Социологический журнал. – 1995. - № 2.
Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер// Западноевропейская социология XIX-XX веков/ под ред. В.И. Добренькова. – М.: Издание международного университета бизнеса и управления, 1996.
Кравченко А. И. Социология. М.: Проспект, 2014.
Кравченко, А.И. Социология: хрестоматия: для студентов вузов/ А.И. Кравченко. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. Гл. 1. Социологическое знание. – С. 5-40.
Масионис Дж. Социология./ Дж. Масионис. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
Миллс, Ч. Социологическое воображение/ Ч.Миллс: пер. с англ. О.А. Оберенко/ под общ. ред. и с предисл. Г.С. Батыгина. – М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998. – С. 11-35.
Монсон, П. Лодка на аллеях парка: введение в социологию / П. Монсон: пер. с швед. – М.: Весь Мир, 1995.
Общая социология: учеб. пособие/ под общ. ред. проф. А.Г. Эфендеева. – М.: ИНФА – М, 2002.
Оспанов, С.И. Об объекте и предмете социологии: логико-гносеологическое осмысление / С.И. Оспанов// Социс. – 1998. - № 3.
Очерки по истории теоретической социологии XIX – нач. XX вв. – М.,1994.
Ритцер, Дж. Современные социологические теории/ Дж. Ритцер. – 5-е изд. – СПб, 2002.
Соколов С.В. Социология: учебное пособие /С.В. Соколов. - М.: ФОРУМ, 2008.
Сорокин П.А. Система социологии / П.А. Сорокин. – Т. 1-2, М, 1993.
Социология: учебное пособие/ под ред. И.А. Батаниной: в 2 частях. – Тула, изд-во ТулГУ, 2007.
Социология : учебник для вузов / А. Е. Хренов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Тургаева. 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. 397 с.
Социология : учебник / Ю. Г. Волков. Изд. 3-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2014. — 667 с.
Социология: хрестоматия / Авт.-сост. О.Н. Козлова, В.В. Панферова. – М.: Социально-политический журнал, 1993.
Фролов С.С. Социология: учебник/С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2001.
Учебные задания
1. На рисунке даны две позиции, выражающие соотношение таких понятий, как «общество» и «предмет науки» применительно к двум дисциплинам – философии и политологии. Укажите в каждой из данных позиций, какой круг обозначает «общество», а какой – «предмет науки»? Действуя подобным образом, изобразите графически соотношение понятий «общество» и «предмет науки» применительно к социологии. При этом понятие «общество» можно обозначить индексом «А», а понятие «предмет науки» – индексом «Б». (КОСТЬКОВ)
Философия Социология Политология
?
2. Впишите в свободные клетки таблицы названия четырех предметных уровней социологии. (ВЕРЕТИНА)
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
3. Заполните таблицу: (РАЙКОВА)
Макросоциологические теории | Микросоциологические теории |
1 2 3 4… | 1 2 3 4… |
4. Впишите в соответствующую графу таблицы признаки социологии как фундаментальной и прикладной дисциплины. (КУЗНЕЦОВА)
Социология как фундаментальная наука | Социология как прикладная наука |
1 2 3 4… | 1 2 3 4… |
Контрольные вопросы
-
Что изучает социология? (ЛЯМИЧЕВА) -
Почему социологию иногда называют прима наукой современного обществознания? (МАКАРОВА) -
В чем особенности социологии как науки? (ПАХНО) -
В каком соотношении находятся социология и философия, социология и другие общественные (социальные) науки? (МИНАЙЧЕВА) -
Что такое конкретно-социологическое исследование? (ОСИНЦЕВ) -
Что представляет собой теоретическая социология? (РЯБЧИКОВ) -
Какие из развивающихся внутри социологии отраслей знания Вы можете назвать? (ТЕТЕРЮК) -
Какая разница между макросоциологий и микросоциологией? (ТИМОНИНА) -
Что подразумевают под социологическими теориями среднего уровня? (ГАРЛЮПИНА) -
Какие школы (теоретико-методологические направления) в современной социологии Вы могли бы назвать? (КАПКИНА)
1. Астро-германская школа акцентировала свое внимание на теории конфликта. Так, Людвиг Гумплович исследовал теорию социального конфликта, опираясь на идею о том, что объектом социологической науки являются социальные группы, а предметом социологии является определенная система движений этих социальных групп.
2. Французская школа социологии акцентировала свое внимание на исследование группового, массового поведения, где значительную роль играют психологические и социальные механизмы.
3. Итальянская школа социологии акцентировала внимание на принципах формирования социологического знания.
4. Американская школа социологии развивалась в период перехода от теоретической социологии к эмпирической.
-
Назовите главные функции социологии как науки. (ДУБИКОВА)
Тема 2. КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Обязательные вопросы для изучения
1. Социологическое исследование как специфический способ изучения социальной реальности: сущность, особенности и типы. (КРАСНОВА)
2. Понятие и структура программы социологического исследования.( КОСТЬКОВ)
3. Методы социологического исследования. Их преимущества и недостатки. (ВЕРЕТИНА)
Понятия:социологическое исследование, пилотажное (зондажное), описательное, аналитическое, разовое, повторное, мониторинговое исследования, программа социологического исследования, проблема, предмет, объект, цель и задачи, гипотеза социологического исследования, интерпретация и операционализация понятий, выборка генеральная и выборочная совокупность, репрезентативность, типы и методы формирования выборки, опрос, виды опросных методов, интервью, фокус-группа, анкетный опрос, виды анкетных опросов, наблюдение, виды наблюдений, анализ документов, научный эксперимент в прикладной социологии. (РАЙКОВА)
Литература
Агабекян, Р.Л. Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании: Учеб. пособие для вузов / Р.Г. Агабекян, М.М. Кириченко, С.В. Усатиков. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005.
Анурин, В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие для вузов/ В.Ф.Анурин. – М.: Академический Проект, 2003.
Бабосов, Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов/ Е.М.Бабосов/ 2-е изд., стереотип. – Мн.: «ТетраСистемс», 2001.
Балабанова, Е.С. О комплексном характере социологических исследований/ Е.С.Балабанова// Социс. – 2002. - № 10.
Батанина, И.А. Организация исследовательского практикума: Учебно-методическое пособие / И.А. Батанина, Е.В. Бродовская, А.А. Лаврикова, О.Е. Шумилова, В.П. Щербакова. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2006.
Готлиб, А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. Пособие ]/ А.С. Готлиб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: МПСИ, 2005.