Файл: Тема социология как наука.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоцентризм - принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозных представлений; конкретизирует принцип абсолютной личности. По Августину (354 - 430) Бог есть высшее бытие, где пребывают все вечные и неизменные идеи, определяющие мировой порядок. Он имеет три равноценные лица — Отец, Сын, Святой дух, объединенные единой божественной сущностью и волей. Творение мира из ничего — акт доброй воли Бога. Человек в этом совершенном мире занимает особое место, соединяя в себе материальную природу, разумную душу и свободную волю. Если в античной философии человек соотносит себя с Космосом, полисом через внешние связи, то у Августина Блаженного речь идет о "человеке внутреннем", полностью обращенном к Богу, открывающем ему душу и очищающем ее в таинствах исповеди и причащения. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между "градом Божьим" и "градом земным". "Град Божий", высшим выражение которого является Церковь, составляют, по мысли Августина, праведники и ангелы, "град земной" - грешники и дьяволы. Единственное спасение человека - в приобщении к Богу, христианской добродетели. Фома Аквинский (1225 - 1274). Он полагал, что государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Это положение было связано со стремление средневековых теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.

  1. В чем заключается содержание теории и государства Н. Макиавелли?( ДУБИКОВА)

  2. Какие мыслители были сторонниками теории общественного договора и естественного права? В чем значение этих теорий для возникновения социологии? (КРАСНОВА)

  3. Какие важнейшие идеи объединяют создателей базовых социологических школ XIX века (О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса)? (КОСТЬКОВ)

  4. Каковы важнейшие черты социологической концепции Э. Дюркгейма?( ВЕРЕТИНА)

  5. В чем специфика социально-психологической школы, представленной именами Г. Тарда и Г. Лебона? (РАЙКОВА)

  6. Что такое понимающая социология М. Вебера? (КУЗНЕЦОВА)

  7. Почему в современной социологии противопоставляются парадигмы структурно-функционального анализа и социального конфликта? (ЛЯМИЧЕВА)

  8. Что отличает концепцию символического интеракционизма Дж.Г. Мида? (МАКАРОВА)

  9. Что характерно для теории социального обмена Дж.К. Хоманса? (ПАХНО)

  10. Какие процессы получили развитие в теоретической социологии на рубеже XX-XXI веков? (МИНАЙЧЕВА)