Файл: Тема социология как наука.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Давыдов, А.А. Компьютерные технологии для социологии (обзор зарубежного опыта)/А.А. Давыдов// Социс. – 2005. - № 1.

Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: Учебник/ В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2006.

Козлова, Н.Н. Методология анализа человеческих документов/ Н.Н.Козлова// Социс. – 2004. - № 1.

Коробов В.Б. Организация проведения экспертных опросов при разработке классификационных моделей / В.Б.Коробов// Социс. – 2003. - № 11.

Култыгин, В.П. Способы интеграции качественных и количественных методов / В.П.Култыгин// Социс. – 2004. - № 2.

Мангейм, Д.В. Политология. Методы исследования / Д.В. Мангейм, Р.Р.Рич/ Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. А.К.Соколова. – М.: Издательство «Весь Мир», 1999.

Рабочая книга социолога/ Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 4-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2006.

Сикевич, З.В. Социологическое исследование: практическое руководство/ З.В.Сикевич. – СПб: Питер, 2005.

Социология : учебник / Ю. Г. Волков. Изд. 3-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2014. — 667 с.

Темницкий А.Л. Учебное исследование по эмпирической социологии. Учебное пособие. 2-е издание дополненное и переработанное. М. Издательство МГИМО-Университет, 2015. - 252 с.

Хеллевик, Оттар. Социологический метод / Отар Хеллвик/ Пер. с норв. – М.: Изд-во «Весь мир», 2002.

Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А.Ядов, В.В.Семенова. - М.: Добросвет, 1998.
Учебные задания

1. Охарактеризуйте особенности каждого из этапов конкретно-социологического исследования, используя следующую таблицу: (КУЗНЕЦОВА)

Основные этапы программы социологического исследования



Название

этапа

Содержание

Задачи

Протяженность

Основные

проблемы

1.
















2.
















3.
















4.


















2. Из перечисленных ниже процедур выберите те, которые относятся к (а) теоретико-методологическому, (б) процедурно-методическому и (в) организационному разделам программы социологического исследования: определение цели и задач, интерпретация основных понятий, обоснование выборки, определение объекта и предмета исследования, обоснование шкалы, подготовка рабочего плана исследования, предварительный системный анализ объекта и предмета, развертывание гипотез, формулировка проблемы, обоснование методов сбора и анализа данных. (ЛЯМИЧЕВА)

3. Разработайте теоретико-методологический раздел программы социологического исследования, по любой интересующей Вас актуальной проблеме социальной действительности. (САМОСТОЯТЕЛЬНО)

4. Раскройте преимущества и недостатки методов социологического исследования. Заполните таблицу: (МАКАРОВА)

Методы социологического исследования: преимущества и недостатки

Название метода

Сущность

Преимущества

Недостатки














5. Перечислите российские и зарубежные научно-исследовательские центры, которые внесли заметный вклад в развитие эмпирической и прикладной социологии. Раскройте содержание их деятельности. (ПАХНО)
Контрольные вопросы

1. Какие критерии могут быть положены в основу классификации социологических исследований? Перечислите основные виды социологических исследований. (МИНАЙЧЕВА)

2. В чем заключается отличие социального и социологического исследования? (ОСИНЦЕВ)

3. Почему необходимо начинать любое исследование с разработки программы? (РЯБЧИКОВ)

4. Назовите разделы программы социологического исследования. Какие процедуры они включают? (ТЕТЕРЮК)

5. Как соотносятся генеральная и выборочная совокупности? (ТИМОНИНА)

6. Перечислите известные Вам типы выборки. Раскройте их содержание (ГАРЛЮПИНА)

7. В чем заключается специфика качественного и количественного анализа документов? (КАПКИНА)

При всем разнообразии документов выделяют два основных метода их анализа:

  • • традиционный (классический, качественный, неформализованный);

  • • формализованный (количественный, контент-анализ).


Традиционный анализ часто выступает предпосылкой для формализованного изучения документов. Он основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документа в соответствии с целью исследования. Поэтому он предполагает известный всем привычный способ осмысления содержания документа путем его прочтения, прослушивания, просматривания.

Традиционный анализ представляет цепочку логических построений, направленных на выявление сути анализируемых документов. Он помогает исследователю уловить основные идеи материала, проследить их развитие, выяснить логику их обоснования и оценить следствия. Необходимость проведения такого анализа связана с тем, что большинство документов не предназначено специально для исследовательских целей, они создаются для других целей (общественных, ведомственных, личных). Поэтому от исследователя требуется переосмыслить их содержание путем их прочтения, прослушивания, просматривания для того, чтобы можно было извлечь необходимую информацию. Таким образом, проведение традиционного анализа приводит к преобразованию первоначальной формы информации в нужную исследовательскую форму.

Формализованный анализ (количественный, контент- анализ) — метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующих обобщений. Он рассчитан на извлечение информации из больших массивов документальных источников, не доступных традиционному анализу. Суть данного метода состоит в том, чтобы выделить в тексте документа ключевые понятия (или смысловые единицы) с последующим подсчетом частоты их употребления, а также соотношения различных элементов текста друг с другом и с общим объемом информации. Иными словами, контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статистической ее обработкой, т.е. перевод смыслового содержания документа в количественные показатели.

Хотя контент-анализ имеет дело с текстом, он также ориентирован на изучение стоящей за ним реальности (социального контекста). Например, проводя контент-анализ средств массовой информации или каких-либо частных документов, можно получить сведения о том, какие изменения происходят в системе ценностей, мотивах поведения людей. Обычно, контент-анализ выполняет описательную функцию, но его можно использовать и для проверки гипотез об изменении ценностных установок и социального поведения людей в течение определенного периода времени.

8. Какие виды опросных методов Вам известны? (ДУБИКОВА)

9. Каково основное назначение применения социометрической процедуры? (КРАСНОВА)

10. Чем отличается использование методов наблюдения и эксперимента в естественных и социальных науках? (КОСТЬКОВ)
Тема 3. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Обязательные вопросы для изучения

  1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. (ВЕРЕТИНА)

  2. Базовые социологические школы XIX века. (РАЙКОВА)

  3. Классические социологические теории. (КУЗНЕЦОВА)

  4. Современная западная социология. (ЛЯМИЧЕВА)

  5. Отечественная социология: противоречивость развития. Современное состояние. (МАКАРОВА)


Основные понятия: социальная философия, социальная мысль, социология, теоцентризм, теории общественного договора и естественного права, рационализм, эмпиризм, детерминизм, прогресс, эволюция, позитивизм, органицизм, материалистическое понимание истории (исторический материализм), социальный реализм, социологизм, социальная психология, антипозитивизм, понимающая социология, идеальный тип, социальное действие, Чикагская школа, структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта (конфликтологическое направление в социологии), символический интеракционизм, теория социального обмена, феноменологическая социология, этнометодология, Франкфуртская школа, интегративные теории (теория структурации, структуралистский конструктивизм, теория коммуникативного действия). (ПАХНО)
Литература

Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996.

Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии / А.Б. Гофман. – М.: КДУ, 2008.

Громов, И.А. Западная социология / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003.

Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение [Текст] / Э. Дюркгейм. – М.: Канон, 1995.

Западноевропейская социология XIX – начала XX века. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996.

Зборовский Г.Е. История социологии. Учебник / Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004.

Иванов, Д.В. Социология: теория и история / Д.В. Иванов. – СПб.: Питер, 2006.

Кравченко, С. А. Социология. В 2 т. Т. 1. Классические теории через призму социологического воображения : учебник для академического бакалавриата / С. А. Кравченко. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 584 с.


Кравченко, С. А. Социология. В 2 т. Т.2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 2. М.: Юрайт, 2014. - 636 с.

Козер, Л.А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте [Текст] / Л.А. Козер. – М.: Норма, 2006.

Лапин, Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе: Учебное пособие / Н.И. Лапин. – М.: ГУ ВШЭ, 2004.

Лапин, Н.И. Как и когда Огюст Конт ввел термин «socilogie» / Н.И. Лапин // Социс. – 2003. - № 4.

Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – СПб.: Питер, 2002.

Социология : учебник / Ю. Г. Волков. Изд. 3-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2014. — 667 с.
Учебные задания

1. Составьте учебный словарь по предыстории социологии, включив в него следующие имена: Сократ, Платон, Аристотель, Августин Аврелий, Ф. Аквинский, Н. Макиавелли, Р. Декарт, Ф. Бэкон, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Р. Тюрго, Ж.А. Кондорсе, К.А. де Сен-Симон. Определите, в чем заключается вклад каждого из перечисленных социальных мыслителей в формирование идейных предпосылок социологии. (МИНАЙЧЕВА)

2. Разработайте и заполните таблицу, содержание которой поможет лучше изучить особенности каждой из базовых социологических школ XIX века (позитивизм О. Конта, органицизм Г. Спенсера, материалистическое понимание истории К. Маркса). (ОСИНЦЕВ)

3. Изучите содержание работ Э. Дюркгейма «Метод социологии» и М. Вебера «О некоторых категориях понимающей социологии». Найдите положения, характеризующие противоположность их методологических ориентаций: позитивистской и антипозитивистской. (РЯБЧИКОВ)

4. Проанализируйте положения концепции Р. Дарендорфа в отношении причин социальных конфликтов, их динамики и функций. Проиллюстрируйте эти положения на актуальных примерах из области внутриполитической жизни России, других стран современного мира и их взаимоотношений. (ТЕТЕРЮК)
Контрольные вопросы

  1. Почему необходимо изучать предысторию социологической науки? (ТИМОНИНА)

  2. Какой вклад в развитие представлений об общества внесли мыслители Античности? (ГАРЛЮПИНА)

  3. Что такое теоцентризм взглядов на общество эпохи средних веков и как он выразился в трудах Августина Блаженного и Фомы Аквинского? (КАПКИНА)