Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1
по дисциплине «Методология научных исследований»
_____________________________________________________
(Реферат на тему: Структура научных теорий)
ФИО студента | Иванов Глеб Александрович |
Направление подготовки | Информатика и вычислительная техника |
Группа | ФИТ-ИВТ-М-2-Д-2022-3 |
Москва
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..3
1 Научная теория…………………………………………………………....3
2 Теория как форма научного знания…………………………………...…4
3 Структура научной теории……………………………………………….5
4 Методы научного познания…………………………………………..…9
Заключение…………………………………………………………………17
Библиографический список…………………………………………….…20
Введение
Наука - одна из ключевых особенностей современной культуры и, возможно, самый динамичный ее компонент. Нельзя обсуждать философские, социальные и культурные проблемы без учета развития научной мысли. Каждая самая большая философская концепция XX века не могла обойти феномен науки и не выразить свое отношение к науке в целом и тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Понятие научного знания. Каково его строение? Вы можете ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, когда появилась жизнь и произошло человечество? Можно ли научно объяснить феномен человека во всеобщей космической эволюции?
Сегодня эти вопросы становятся все более и более актуальными. Именно поэтому это связано прежде всего с тем положением, которое сложилось в современном мире. Но в то же время, с другой стороны, были обнаружены новые возможности науки и основанной на ней техники. Современный мир переходит на информационную стадию развития, и рационализация всех социальных процессов становится не только возможной или жизненно необходимой. Несмотря на это, можно сказать, что границы развития цивилизации одностороннего технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие отсутствия возможности контроля социальных процессов.
1. Научная теория
Это не означает, что наука является одной из форм общественного сознания и сферы культуры, дающей достоверные знания о действительности. Нет. Не так все просто. С одной стороны, остается неясным вопрос о формах проявления научных знаний. Как считает группа ученых, основной формой научного знания являются научные теории и гипотезы.
2. Теория как форма научного знания
По мнению ученых, теория является наиболее сложной и развитой формой научного знания. С генетическим развитием ей предшествуют другие формы, такие как программы и типологии классификации. Эти формы составляют основу для ее формирования. Именно поэтому теории возникают на основе этих программ или парадигм. Они представляют собой совокупность условий, определяющих конкретное научно-исследовательское исследование и признанных в данный момент наукой.
Эти парадигмы формулируют самые общие базисные положения теории и задают идеалы научного объяснения и организации научного знания, его оценки. В основе этих базисных положений лежат философские принципы, лежащие в основе научных программ.
Программа, в свою очередь, работает во всем культурно-историческом целом, так как от типа культуры (культура) или группы родственных народов зависит, какие проблемы находятся в центре внимания общества, предпочтительный способ решения этих проблем позиция общества и политика государства по отношению к ученым и их запросам.
Если культура общества не однородна, то в рамках одного культурно-исторического целого могут быть сформулированы несколько научных программ. При этом одна научная теория порождает, как правило, несколько научных концепций. Недостаток внимания к вопросу о связи науки и культуры приводит к невозможности выявления причин развития науки, смены научных парадигм.
3. Структура научной теории
Разум - это не источник теоретического знания. Это результат деятельности конструктивной части сознания, называемой умом. Как отметил Б.C. согласно Швыреву, активность разума направлена не на внешний мир, а на внешние экзистенциальные связи с ним. Она направлена в сознание, в имманентную эволюцию своего содержания в сознании. Понятие речи можно определить как свободное когнитивное творчество и самодостаточность для самого себя. Основной логической функцией теоретического мышления является идеализация, целью и результатом которой является создание (конструирование) объектов особого типа — так называемых "идеальных объектов". На Земле много подобных объектов, и это формирует свою собственную онтологическую основу теоретического научного знания, в отличие от эмпирического.
Наука - это логическая организация набора утверждений об определенном классе идеальных объектов, их свойствах и взаимосвязях. По этой причине это было подробно и убедительно раскрыто в книге Б.S. Грязнов, Б. S. Дынин, Е. N. Никитин "теория и ее объект". Книга. Геометрическая точка, линия, плоскость и т.д. - математика. инерция, абсолютное пространство и время, абсолютно упругая, несжимаемая жидкость, математический маятник, абсолютно черное тело и т.д. - физика. слои общества, социально-экономическая формация, культура и т.д. - социология. логическое мышление, логические доказательства и т.д. - в логике и т.д.
Как создаются такие совершенные объекты науки, как " идеальные объекты", и чем они отличаются от абстрактных экспериментальных объектов; Идеализация обычно понимается как конечная возможность перехода от фиксированных свойств эмпирических объектов к крайним логически возможным значениям их интенсивности (0 или 1) (геометрическая точка равна нулю, размерность пространственного измерения эмпирических объектов по мере уменьшения их размера), линия представляет собой бесконечный континуум нескольких геометрических точек, абсолютно черное тело - это объект, способный Что характерно для этих суперпереходов в процессе создания идеальных объектов; Это имеет три основных момента. Третий вариант: отправной точкой для движения мысли является эмпирический объект, его специфические свойства и взаимосвязи. Первый вариант: сам процесс мысленного движения заключается в количественном увеличении степени интенсивности "наблюдаемого свойства" до максимально возможного предельного значения. Второй важный момент заключается в том, что благодаря такому простому и чисто количественному изменению мышления мышление создает качественно новый (чисто ментальный) объект со свойствами или свойствами, которые больше нельзя наблюдать в принципе: размерность точек, абсолютная прямолинейность и однородность прямой линии.поистине бесконечные множества. Сознание и существование философии - это все. По словам известного финского математика Р. Нелинейные идеальные объекты создаются из эмпирических объектов путем добавления к последним новых свойств, которые делают идеальные объекты принципиально ненаблюдаемыми и имманентными элементами сферы мышления.
В то же время в науке существует другой способ создания идеальных, чисто ментальных объектов — их введение по определению. Этот метод построения идеальных объектов получил широкое распространение главным образом в математике, частично в теоретической (математической) физике и даже на нескольких более поздних этапах их развития (введение иррациональных и комплексных
чисел при решении алгебраических уравнений, различного рода объектов в топологии, функциональном анализе, математической логике, теоретической лингвистике, физике элементарных частиц и т.д.).). и т.д.). Этот метод представления идеальных объектов и развития теоретических знаний был применен во время принятия научным сообществом неевклидовой геометрии в качестве законченных математических теорий. Избавившись от необходимости доказывать эмпирическое происхождение объектов, математика совершила огромный скачок в их развитии за последние сто пятьдесят лет.
Современную математику можно определить как науку об абстрактной структуре или "о возможных мирах". Это означает, что его предметом являются идеализированные объекты, введенные математическим мышлением по определению.
Говоря о методах теоретического научного познания, необходимо также упомянуть мысленный эксперимент и математическую гипотезу. Это аксиоматический и генеративно-конструктивный метод логической организации теоретических знаний и построения научных теорий, метод формализации или метод формальной обработки информации.
Для любой теории, начиная с отдельной идеализации ("чистая сущность") и заканчивая конкретной теорией (логически организованной системой "чистых сущностей"), есть два способа обосновать их объективную природу. Согласно a.Эйнштейн, эти "внешние" и "внутренние" объяснения являются внешним и внутренним оправданием науки. Поверхностное оправдание продуктов разума заключается в требовании их практической полезности, а также в возможности их практического использования. Такой подход является реалистичной оценкой их ценности и в то же время своеобразным ограничением абсолютной свободы ума. В философских концепциях эмпиризма и прагматизма это требование особенно подчеркивается и развивается. Одним из способов обоснования идеальных объектов является их способность быть средством внутренней трансформации, логической гармонии и развития теоретического мира. То есть принятие L. Идея Больцмана об идеальном газе как хаотическом скоплении независимых атомов в виде совершенно неподвижных сфер позволила нам объяснить все основные законы феноменологической термодинамики, используя статистическую интерпретацию второго принципа - закона непрерывного развития энтропии в замкнутых системах термодинамики. G. Утверждение Кантором концепции "истинно бесконечных множеств" позволило создать очень общую математическую теорию, с точки зрения которой можно интерпретировать основные положения всех основных разделов математики (арифметики и алгебры), анализа или других наук.
Какова цель внедрения идеальных объектов в науку? они необходимы для успешной эксплуатации, разработки или просто поддержания в рабочем состоянии. Почему в науке не может быть только эмпирического знания, которое чаще всего используется на практике? Когда-то давно эти вопросы были четко и недвусмысленно поставлены известным австрийским историком науки Э.Маха, а также философа А. Мах. В своей работе он считал, что главной целью научных теорий является экономическое представление всей доступной эмпирической информации по конкретной теме. Способ достижения этой цели по Маху, по его словам, заключается в построении таких логических моделей эмпиризма: из относительно небольшого числа гипотез будет выведено максимально возможное количество экспериментально проверяемых следствий. Именно внедрение идеальных объектов является той ценой, которую необходимо заплатить, чтобы эффективно достичь этой цели. По мнению Маха, это произошло потому, что в самой объективной реальности нет формальных логических связей между законами и ее свойствами. Только в сфере сознания, мышления, могут существовать логические отношения между понятиями и суждениями. Логическая модель реальности требует некоторого упрощения, стилизации и идеализации. Вводятся определенные концепции не объективного содержания, а чисто органических типов: они предназначены для создания целостных, логически организованных теоретических систем. Важным преимуществом последних от Mach является то, что эмпирическая информация, представленная в них в виде видеозаписи, защищена от потери и надежно хранится и передается в культуру.
Разработанный Махом инструментальный взгляд на природу идеальных объектов и научных теорий противостоит эссенциалистской интерпретации в философии науки. По этой причине идеальное знание, идеальные объекты и научные теории также описывают мир сущностей. Эмпирическое знание имеет дело с миром явлений. Содержательные и инструментальные интерпретации теоретического знания имеют несколько сторонников в философии науки, а также среди великих ученых. Проблема онтологического состояния разрабатываемого в них теоретического знания столь же актуальна, сколь и далека от своего решения.
4. Методы научного познания
Каждый метод имеет свои особенности, которые зависят от задач, которые решает эта наука. Кроме того, научное исследование отличается от других методов тем, что они относительно независимы от типа проблемы, но зависят от уровня и глубины научного исследования. Это проявляется прежде всего в их роли в научных исследованиях.