Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэтому в каждом исследовательском процессе меняется сочетание методов, а также их структура. В результате возникают особые формы (стороны) научного знания. Это эмпирические, теоретические и биомеханико-технические аспекты науки.
Эта сторона включает в себя сбор фактов и информации (установление события, его регистрация), а также их описание (представление событий в первичной системе).
Основные принципы теории связаны с объяснением, обобщением и созданием новых теорий. Они могут основываться на гипотезах или законах, а также на предсказании новых событий в рамках этих теорий. С их помощью они разрабатывают научную картину мира и тем самым выполняют идеологические функции науки.
Технологическая сторона выступает в качестве непосредственной производительной силы общества, которая открывает путь для развития технологий. Но это уже выходит за рамки реальных научных методов и является прикладным методом.
Как выяснилось выше, средства и методы познания соответствуют структуре науки, рассмотренной выше. Это означает, что эмпирическое, экспериментальное исследование включает в себя целую систему исследовательского и наблюдательного оборудования (устройств), которые могут генерировать новые данные.
Теоретически исследование - это работа ученого, направленная на объяснение фактов (вероятности и гипотез), а также подтверждение экспериментальных данных. Вместе они проверяют то, чему научились, на практике.
Методология естествознания основана на единстве его эмпирического и теоретического аспектов. Эти связи определяют друг друга. В результате разрыв между ними может закрыть путь к правильному познанию природы - теория становится бессмысленной, опыт становится слепым.
В соответствии с этими методами выделяют следующие группы:
Какие методы используются в любом предмете, в любой науке? это несколько видов методов, которые позволяют связать все стороны процесса познания и все его этапы. Например: метод восхождения от абстрактного к конкретному или единство логического и исторического знания. По сути, это философские методы познания.
5. Специальные методологии применяются только к одной стороне изучаемой темы или к определенному методу исследования: анализу, синтезу и абстрагированию. 2. Кроме того, специальные методы также включают наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент.
В науке чрезвычайно важны специальные методы науки
, поэтому в рамках нашего курса необходимо более подробно изучить их суть.
Осознанность - это строгое наблюдение за объектами реальности, которые не должны быть изменены. Метод наблюдения, изобретенный во время работы, был разработан как часть трудовой задачи, которая предполагает установление соответствия рабочего продукта запланированному стандарту.
Научный эксперимент - это метод познания, с помощью которого явления реальности изучаются в контролируемой среде.
По аналогии, это метод познания, при котором знания переносятся из области рассмотрения одного объекта в другой объект, который более изучен и в настоящее время изучается. По сути, метод аналогии основан на сходстве объектов по ряду характеристик, что позволяет получить достоверные знания об изучаемом предмете.
При использовании метода аналогии в научных исследованиях нужно быть очень осторожным. Важно правильно определить условия, в которых он будет работать максимально эффективно. Даже если вы можете разработать систему четко сформулированных правил для передачи знаний от модели к прототипу, результаты и выводы метода аналогии имеют доказательную ценность.
Познание через моделирование - это метод научного познания, основанный на изучении любых объектов через их модели. В результате появления этого метода он появился из-за того, что иногда изучаемый объект или явление оказывается недоступным для прямого вмешательства познавательного субъекта, или такое вмешательство нецелесообразно по разным причинам. Альтернативное моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности с одного объекта на другой, который выступает заменой интересующего нас объекта или явления. И в этом случае объектом-заменителем является модель, а объектом исследования - прототип или прообразная модель. Но в то же время модель выступает заменой оригиналу, что позволяет получить некоторые знания о последнем.
В то же время суть метода моделирующего исследования заключается в замене объекта познания моделями, при этом в качестве моделей могут использоваться объекты естественного или искусственного происхождения. Вы можете создать модель, потому что модель с определенной точки зрения отображает определенные аспекты оригинала. Для создания моделей необходимо иметь соответствующие теории и гипотезы, которые четко показывают границы и предельные значения допустимых упрощений.
Существует несколько типов моделей, используемых в современной науке.
Концепция объектного моделирования, при которой исследование проводится на модели, воспроизводящей определенные геометрические особенности исходного объекта;
При моделировании, которое осуществляется с помощью точечного моделирования, в качестве моделей используются диаграммы, чертежи, формулы. Основным типом такого моделирования считается математический анализ, осуществляемый с помощью математики и логики;
4) визуализация, в которой вместо символических моделей используются визуальные представления этих символов и операций с ними;
При использовании компьютеров, которые являются одновременно средством и объектом экспериментального исследования, заменяя прототипы, широко распространен модельный эксперимент с использованием компьютеров. Затем алгоритм (программное обеспечение), управляющий работой объекта, выступает в качестве модели.
Анализ определений - это метод научного познания, который основан на процессе мысленного или фактического разделения объекта на его составные части. Диссоциация предназначена для перехода к изучению разделов и осуществляется путем отвлечения внимания от связей между разделами.
Анализ является неотъемлемой частью любого научного исследования и обычно является его первым этапом, когда исследователь переходит от недифференцированного описания изучаемого объекта к определению его структуры или состава. Спецификация:
Синтаксис - это метод научного познания, который основан на процессе соединения различных элементов объекта и системы. Без этого научное познание этого объекта невозможно. Синтез не является методом построения целого, но выступает как метод представления единства знаний, полученных путем анализа. Синтез - это не просто комбинация, а обобщение аналитических данных об объекте. Выводы, представленные в процессе синтеза, включаются в теорию объекта и определяют пути нового научного поиска.
Индукция - это метод научного познания, основанный на обобщении наблюдений и экспериментальных данных.
Обратной основой индуктивного рассуждения является повторяемость характеристик у ряда субъектов определенного класса. Общие свойства всех объектов, относящихся к этому классу, являются выводами, основанными на наблюдении достаточно большого количества отдельных фактов. Обычно индуктивные обобщения считаются экспериментальными истинами или эмпирическими законами.
Существует также полная и частичная индукция. Полный вывод индукции основан на изучении всех объектов или явлений этого класса. Благодаря полной индукции результатом является надежное заключение. Частичная индукция заключается в построении общего вывода, основанного на наблюдении ограниченного числа фактов, при условии, что нет таких случаев, которые противоречат индуктивному выводу. С точки зрения логики естественно, что истина, полученная таким образом, является неполной. Здесь у нас есть возможные знания и требуется дополнительное подтверждение.
С помощью дедукции вы можете перейти от некоторых общих посылок к конкретным последствиям.
Согласно этой схеме, все элементы категории "А" обладают свойством "В". элемент " A " относится к категории "A"; следовательно, он обладает свойствами B. в общем, абстракция как метод познания исходит из уже известных законов и принципов.
Метод дедукции не позволяет получить значимые новые знания. Практика - это всего лишь способ логически реализовать систему положений, основанную на первоначальных знаниях, и способ определить конкретное содержание общепринятых посылок.
Решение любого научного вопроса состоит из различных гипотез, вымыслов и более или менее обоснованных гипотез, с помощью которых исследователь пытается объяснить факты, которые не вписываются в старые теории.
Заключение
Для анализа структуры научного знания необходимо отметить, что она состоит из трех уровней: эмпирического (фактический) и метатеоретического. Каждый уровень имеет свой собственный слой информации. Но при этом важно отметить, что каждый из уровней зажат в узком промежутке между двумя плоскостями (снизу вверх и сверху вниз). Этот уровень знания - между чувственным знанием и теорией, теоретический — между эмпирическим и метатеоретическим, а затем философский. «Зажатость», с одной стороны, значительно ограничивает творческую свободу сознания на каждом уровне научного знания, но вместе с тем он имеет не только внутреннюю целостность и возможность органического включения во все более широкую когнитивную или социокультурную реальность.
Третий основной уровень в структуре научного знания (эмпирический, теоретический и посттеоретический) обладает относительной независимостью. Они органично взаимосвязаны в процессе функционирования научного знания в целом. Мы еще раз подчеркиваем, что существует некоторая несводимость в обоих направлениях между эмпирическим и теоретическим знанием. Тем не менее, теоретическое знание не ограничивается эмпирическим из-за конструктивного характера мышления как основного содержательного фактора. Тем не менее, эмпирическое знание не ограничивается теоретическим знанием, поскольку сенсорное знание является основным фактором, определяющим содержание теории. Несмотря на то, что после определенной эмпирической интерпретации научной теории она имеет лишь частичное соответствие с эмпирическим знанием, любая теория всегда открыта для других научных интерпретаций. Как правило, теоретические знания всегда богаче, чем любая другая возможная эмпирическая интерпретация. При принятии решения о том, что первично (а что вторично): эмпирическое или теоретическое, оно не компетентно. Это может быть следствием ранее принятой редуктивной позиции, которая была принята в результате принятия редуктивного отношения. В данном случае
неправильным подходом является глобальный антиредукционизм, основанный на идее асимметрии теории и эмпиризма. Однако воображение становится полезным только тогда, когда оно дополняется идеями последовательности и целостности. Как показывает история науки, новое эмпирическое знание может быть "индуцировано" как содержанием чувственного знания (данными наблюдений и экспериментов), так и содержанием теоретического знания. Второй вариант "вызова" - это эмпиризм, а первый - теоретизм.
Аналогичная ситуация возникает при понимании взаимосвязи между научными теориями и метатеоретическим знанием (например, между научными теориями и философским знанием). Однако здесь также нет места для крайних вариаций как редукционизма, так и антиредукционизма. Отсутствие способности переводить философию в научно-теоретическое знание, которое поддерживается позитивистами и которые выступают за конструктивный характер философского дискурса. По мнению натурфилософов, неспособность свести научные теории к истинной философии связана с тем, что важнейшим фактором, определяющим содержание научного знания, является такой "независимый игрок", как эмпирический опыт. Для конкретной науки философия имеет лишь частичное соответствие с наукой, поэтому философское знание всегда открыто для различных научных и вненаучных интерпретаций. Содержание философии всегда больше, чем любая из возможных научных теорий.
В принципе, новое теоретическое конкретное научное знание в принципе может быть "индуцировано" содержанием эмпирического знания и метатеории.
Фактически, в структуре научного знания можно выделить три качественно различных уровня знания: эмпирический, теоретический и метатеоретический. В любом случае, ни один из них не является логическим обобщением или результатом других. Но в то же время это одно целое. Для того чтобы установить такую связь, необходимо провести процедуру интерпретации терминов одного уровня знаний с точки зрения других. Сочетание этих трех уровней обеспечивает относительную независимость, стабильность и способность развиваться на собственной основе. В то же время метатеоретический уровень науки позволяет подключиться к когнитивным ресурсам.
Библиографический список
Бельская Е.Ю., Волкова Н.П., Иванов М.А. и др; История и философия науки. - Под ред. Проф. Крянева Ю.В., М., 2007.
Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. –Ростов н/д, 2004.