Файл: Реферат по дисциплине Философия Философия А. Шопенгауэра. Понятие мировая воля (тема реферата) фио студента Осипова Виктория Андреевна Направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

Философия А.Шопенгауэра. Понятие «мировая воля»

(тема реферата)

ФИО студента

Осипова Виктория Андреевна

Направление подготовки

Менеджмент

Группа

МЕН-Б-З-В-2022-1


Москва 2022

ВВЕДЕНИЕ

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) – немецкий мыслитель, основоположник европейского иррационализма, противопоставивший систему своих взглядов, прежде всего, рационализму, панлогизму Гегеля. Он  известен преимущественно как один из главных представителей пессимистического направления в философии.

Предмет философии Артура Шопенгауэра - воля. Цель его философии - поднять ум до такой степени, чтобы он мог контролировать волю. Религиозная точка зрения Шопенгауэра, скорее всего, напоминает буддийскую. Для него нирвана представляет собой подчинение воле. Жизнь - это проявление слепой воли к жизни, несчастья, а истинный философ - это человек, осознавший мудрость смерти, сопротивляющийся настойчивым попыткам воспроизвести себя. У каждого реального человека своя воля к жизни, отличающаяся от воли к жизни других людей.

Для Шопенгауэра волю сравнивают с сильным слепым, несущим интеллект на плечах, который представлен хромым, но имеющим зрение. Воля - неутомимая причина проявления всего, и каждая часть природы - продукт воли.

ЖИЗНЬ А. ШОПЕНГАУЭРА

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге (Гданьск) в семье бизнесмена. Родители ребенка хотели, чтобы Артур стал бизнесменом и поначалу он действительно занимался коммерческой деятельностью. Однако его мировоззрение изменилось, а вместе с ним изменились и его интересы. В юности он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже тогда формировались его пессимистическое мировоззрение и негативное отношение к революционным движениям.


В 1809 году Шопенгауэр поступил в Геттинген, а через два года переехал в столицу, Берлинский университет. Предметами его изучения были сначала медицина, а затем философия. Лекции вообще не привлекли его внимания. Его интерес вызвали только принцип волюнтаризма Фихте и идея недавно опубликованной работы Шеллинга о свободе воли.

В 1813 году Шопенгауэр опубликовал диссертацию «О четырехчастном корне достаточного разума». Эта докторская диссертация не только выражает ее методологию, но и очерчивает ее основные идеологические установки. Действительно, его философская система в его голове уже сложилась в общих чертах, и в 1818 году он завершил ее полное изложение в книге «Мир как воля и представление». Это год перевода Гегеля в Берлинский университет. Основная работа Шопенгауэра была опубликована бесплатно в 1818 году. Из 800 экземпляров опубликованной книги только сто экземпляров было продано за полтора года. Оставив на продажу 50 экземпляров, издатель превратил все остальное в макулатуру. Это был первый крупный том всей работы.

В 1836 году Королевское норвежское научное общество в Дронтхейме объявило конкурс философских работ. Шопенгауэр добровольно отправил свое эссе и получил награду. Это был ее первый проблеск будущей славы, но участие в аналогичном конкурсе, организованном Датским научным обществом в Копенгагене в 1839 году, не увенчались успехом. В следующем году Шопенгауэр опубликовал обе статьи вместе под общим названием «Две основные проблемы этики». Эта публикация не заинтересовала публику. В 1844 году было организовано второе издание книги «Мир как воля и представление», на этот раз в двух томах. Второй том был дополнительным, он содержал объяснения и обширные комментарии к различным местам первого тома и освещал многие детали философской, эстетической и этической системы, которая ранее была представлена ​​в первом томе.

И только после того, как в 1851 году Шопенгауэр опубликовал двухтомный сборник эссе под названием «Parerga und Paralipomen», который можно перевести на русский язык как «Дополнительные и неопубликованные сочинения», вместе с «Афоризмами мудрости мира» включенными в первом томе отношение читателей к автору стало меняться более заметно. Она сыграла роль, которая в «Афоризмах» преломила мировоззрение Шопенгауэра через темы проблем повседневной жизни его современников (это также привело к тому, что не все советы философа соответствовали его этическому кредо). Но суть была в другом: основные идеи Шопенгауэра сейчас получили довольно благоприятную почву в атмосфере послереволюционной политической реакции в Германии. Настали «другие времена», о которых философ мечтал раньше. Последнее десятилетие жизни философа характеризовалось ростом популярности, появились ученики.


ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ А.ШОПЕНГАУЭРА

Такие философы, как Кант, Гегель и Будда, оказали решающее влияние на формирование философии Артура Шопенгауэра.

Шопенгауэр принимает общий подход И. Канта: не существует заданного мира вещей самих по себе. Известные наукам «миры» построены тем, что присутствует в человеке и творит в нем. Шопенгауэр преодолевает запрет Канта заниматься философией - в конце концов, Кант прямо этим занимается! Суждение «Мир в целом непознаваемо» - это также суждение о мире в целом, то есть философское суждение! Суд «Бог непознаваем» - это также суд над Богом. То же самое и с суждениями о душе и свободе, которые Кант объявил непознаваемыми сами по себе. Все это суждения, которые, по Канту, запрещены в науке. Итак, они не научные!

Гегель попытался ответить на поставленный Кантом вопрос: почему люди философствуют, несмотря на то, что они не достигли однозначных результатов в решении философских вопросов о мире в целом, о Боге, душе и свободе. Ответ Гегеля сводился к следующему: существует божественный философский разум, который спорит сам с собой. Но он рассуждает в соответствии с четко установленной для него логикой. Сначала он предлагает тезис, затем - возражение против него (антитезис), а затем находит компромисс, примиряя тезис и антитезис в синтезе. Приобретенный синтез снова превращается в тезис, ему находят антитезис, снова примиряются в синтезе - и так далее.

Универсальная и единая воля Шопенгауэра - это его ответ на мировой разум Гегеля. Ненависть Шопенгауэра к нему заставила философскую систему откликнуться на философскую систему: иначе было бы невозможно спорить и опровергнуть. Верно, что квант Мировой Воли, победивший Шопенгауэра, не позволил ему построить свою систему с такой же последовательностью хладнокровия. Но его воля к миру также прослеживается в онтологии, в эпистемологии, в этике и эстетике: он противостоит гегелевскому разуму мира на всех философских фронтах.

Шопенгауэр сосредоточился на способах избавления от силы Мировой Воли. И в этом Будда стал его наставником.

Жизнь была представлена ​​Шопенгауэром не только во всем ее разнообразии, но и как факт. Он ценил ее - как несчастье и мучение, от которых нужно было избавиться. Мир, подчиненный Воле, стал колесом сансары. Шопенгауэру остается поискать европейский аналог нирваны.

Миром владеет Воля и устремляется неизвестно куда. В его движении нет логики. Это невозможно предсказать.


Это первый способ временно избавиться от мучений и раздоров, порождаемых в нас Волей. Это художественное творчество. Когда мы поддаемся экстазу творчества, Квант Воли, бьющийся внутри нас и терзающий нас, распространяется, воплощаясь в произведении искусства. Человек, творя в экстазе, обретает небывалый покой. Но как только творчество прекращается, он снова начинает страдать от несовершенства работы, от недовольства ею - к нему вернулась эта всепоглощающая Воля. Спасет только новый экстаз. Но творческие экстазы, увы, не могут быть непрерывными.

Этот способ избавления от Воли временный. Второй способ более эффективен. Этот путь подсказывает буддизм. Будда учил, что нужно научиться отказываться от воли к жизни, избавляясь от плена потребностей, желаний и страстей, поднимаясь все выше и выше в медитации, где глубочайшая истина открывается созерцанию. На самом деле Уилл борется с самим собой, и эта борьба бессмысленна, как и участие в этой борьбе.

Чтобы добиться этого отряда, Шопенгауэр отправился в горы. Когда он преодолевал горные склоны, он чувствовал, как его тренированное философское сознание поднимается к ранее недостижимым высотам медитации.

«МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»

Главный труд А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» был опубликован в конце 1818 года. Шопенгауэр уделял этому особое внимание и даже утверждал, что некоторые абзацы были продиктованы ему самим Святым Духом. Но работа оказалась неудачной. Признание пришло к нему намного позже. Цель работы А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» - найти единую мысль, выражающую истину философии.

До конца жизни философ углублял и расширял идеи своего основного произведения. В предисловии к своему основному труду сам Шопенгауэр упоминает о знакомстве с древнеиндийской мудростью в условиях, необходимых для лучшего понимания его собственных взглядов (другие условия - это знание философии Канта и Платона). В тексте этой работы есть много ссылок на Веды, Упанишады, брахманизм и буддизм, а также использование индийских терминов как концепций собственной метафизики.

Для А. Шопенгауэра мир основан на воле, подчиняющей разум. Воля проявляется на различных стадиях объективации - от элементарных сил притяжения и отталкивания до высших форм органической жизни, которые представляют люди.

Система Шопенгауэра - это адаптация системы Канта. Но Шопенгауэр в своей критике подчеркивал совершенно иные аспекты, чем Фихте и Гегель. Они отвергли «вещь в себе» и сделали знание важнейшим метафизическим принципом. Шопенгауэр сохранил «вещь в себе», но отождествил ее с волей. Воля свободна как вещь сама по себе и как основа любого явления; напротив, все, что связано с явлением, с одной стороны, является причиной, а с другой - следствием. А это значит, что вся совокупность явлений природы (включая эмпирического человека) подчинена необходимости. Для человека возможен выбор решений, и эта возможность делает человека ареной борьбы мотивов, на которую в соответствии со своим характером каждый человек всегда реагирует естественно и необходимо. Шопенгауэр считал, что то, что проявляется в восприятии моего тела, на самом деле является моей волей. Кант утверждал, что моральный закон касается главным образом воли. Для Канта разница между плохим и хорошим человеком - это различие в мире «вещей в себе», а также различие в волевых действиях. Из этого следует, что по Канту волевые акты должны принадлежать реальному миру, а не миру явлений. Феномен,
соответствующий волевому акту, - это движение тела. Вот почему, согласно Шопенгауэру, тело - это видимость, реальностью которой является воля. Но воля, стоящая за явлением, не может состоять из определенного количества волевых действий.

То, что вещь в себе и воля идентичны и должны рассматриваться как заменяющие друг друга понятия, многократно повторяется во второй книге основного труда и подчеркивается Шопенгауэром без какого-либо сглаживания или ограничения.

Воля, как учил Шопенгауэр, есть познающий субъект, объект самосознания; сама вещь существенно отличается от всех предметов. Самосознание имеет свою главную форму и уникальное измерение времени, в результате чего волю можно распознать только в последовательности ее индивидуальных действий; сама вещь вне времени и не зависит от времени. Следовательно, воля не совсем подходит самой вещи. Мы знаем вещь в себе как волю, хотя независимо от времени и пространства, но все же в оболочке времени, не полностью обнаженной и обнаженной, как сказал Шопенгауэр. Точнее, воля - это не вещь сама по себе, а ее наиболее близкое, ясное и наименее скрытое проявление; то, что вещь представляет в себе по другую сторону явления и вне его, остается вечно скрытым и непостижимым, следовательно, трансцендентной проблемой, никогда не разрешимой.

Этот последний вопрос, который не может быть решен, нисколько не оскорбляет текст доктрины Шопенгауэра, задача которой состоит только в том, чтобы интерпретировать мир, обрисовывать его сущность и сущность его явлений. Для этого он может выполнять свои вычисления с помощью уравнения, которое представляет его основное положение: вещь в себе = воля.

Следствия могут быть выведены из этого принципа: воля как вещь сама по себе безусловна и, следовательно, абсолютно свободна; Воля как явление полностью связано и детерминировано, так что в данных условиях она действует одним способом и ничем не отличается, независимо от того, насколько низко или высоко это явление, в какой бы форме воля проявляла себя, будь то удар камня. или в самом преднамеренном поступке человека ... Любая вещь - это сила или проявление воли: это ее реальность. Что составляет сущность и ядро ​​явления, его особую силу - это то, что Шопенгауэр называет «характером», который переносит это имя из человеческого мира, в котором оно действительно имеет значение, на все вещи и распространяет его значение на концепции.