Файл: Реферат по дисциплине Философия Философия А. Шопенгауэра. Понятие мировая воля (тема реферата) фио студента Осипова Виктория Андреевна Направление подготовки.docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Познающим субъектом является индивидуальное чувствующее тело. Изменения в этом теле, в первую очередь произвольные движения, называемые действиями, являются волевыми актами. В случае произвольных физических отклонений мы знаем не только изменение или действие, являющееся результатом определенной причины, но мы знаем непосредственно и с полной уверенностью, с какой силой они совершаются или производятся. Эта сила - воля. Это наше собственное внутреннее существо. Если мы признаем, что непроизвольные изменения и движения нашего тела, все состояния нашего тела вместе, все тело и его механизм являются выражением и проявлением воли, тогда наше тело будет дано нам двумя разными способами: как представление и по желанию. Как представление, это наш созерцательный объект, объект среди объектов, включая тело, а также чувственное тело.
Воля и тело - одно и то же, а тело - самое прямое проявление воли. Шопенгауэр называет эту идентичность «образцовой философской истиной» и может разумно полагать, что он знает ее в ее фундаментальном значении и наиболее ясно освещает ее.
Аналогия между нашим телом и другими человеческими телами настолько очевидна, что основана на заключении, что то, что верно для нашего тела, верно и для других тел. Нет человеческого тела - это простая идея, каждый - это идея и воля. То, что верно для всех человеческих тел, по аналогии должно быть верно и для тел животных. И то, что верно для всех тел животных и людей, верно для всех органических тел в целом и, следовательно, для растений. То, что верно для всех органических тел, должно быть верно и для неорганических тел, следовательно, для всех тел без исключения. Следует обратить внимание, на чем основывается эта аналогия: она касается только силы, действующей в теле; все тела суть проявления силы, следовательно, проявление воли. Отсюда становится понятной реальность внешнего мира, а вместе с тем положение: мир есть воля.
Явления, подобно времени и пространству, простираются до бесконечности, никогда не могут дополнять друг друга, постоянно возникают и исчезают и составляют ход вещей, который Гераклит признавал сущностью мира. Эмпирическая природа мира состоит в бесконечной и полной постепенности, подобной градациям света или диапазону тонов; каждый из этих шагов является выражением силы, типа или формы существа, которые во всех отдельных явлениях, будь то бесчисленные проявления одной и той же силы или бесчисленные индивидуумы одного и того же вида, составляют характер, сущность, собственно содержание мир: Платон называл вечные образцы или идеи, а после него Аристотель схоластами - субстанциальные формы.
С исторической точки зрения у Шопенгауэра есть два важных момента: его пессимизм и учение о том, что воля выше знания. Его пессимизм позволял людям увлекаться философией, не убеждая себя в том, что зло можно оправдать. В этом смысле его пессимизм был полезен как противоядие. С научной точки зрения оптимизм и пессимизм одинаково сомнительны: оптимизм пытается доказать, что вселенная существует, чтобы доставить нам удовольствие, а пессимизм пытается доказать, что вселенная существует, чтобы создавать для нас проблемы.
Важнее пессимизма было правило воли. Так или иначе, это учение поддерживалось многими философами нашего времени и нашего времени. К тому же он приобрел популярность вне круга профессиональных философов. И по мере того, как ценность воли возрастала, ценность знаний уменьшалась.
На определенной ступени развития в качестве вспомогательного орудия действия возникает познание и вместе с ним мир как представление с присущими ему формами: соотносительными субъектом и объектом, пространством, временем, множественностью и причинностью; мир, который до сих пор был только волей, становится теперь объектом для познающего субъекта, или представлением.
МИР КАК ВОЛЯ
Теоретический анализ философии сегодня приводит А. Шопенгауэра к убеждению, что абсолютным началом бытия является воля мира.
Воля универсальна: силы притяжения и отталкивания, механические, электрические, гравитационные силы и другие силы, действующие на физическом уровне существующего мира; соединение и разделение молекул веществ в химии тоже силы, только так называемые химические силы; жизнь животных подчинена жизненным силам - воспроизводству, удовлетворению жизненных потребностей и т. д.
Воля - главная сила в мире. Сила воли - это то, что придает силу всему в мире и диктует свои законы, которые мир не может нарушить. Воля как воля к власти (жизни), как воля к власти (в борьбе за выживание) - мир правит, воля, но не разум.
Мир и человек - формы объективации воли. В мире и в человеке воля проявляет себя, раскрывает свою сущность, проявляет себя. Здесь Шопенгауэр рассуждает в стиле Гегеля: воля возникает в своем другом - в мире и человеке, где желание и стремление, способность и потребность, тип поведения, стиль общения, образ жизни человека есть не что иное, как проявление воли - внутренняя сущность мира.
Подобно Гегелю, А. Шопенгауэр просит различать:
а) что это такое, то есть будет;
б) таким, как оно есть, то есть в объективированных формах;
в) как это известно, т.е. чувство, разум, разум.
Шопенгауэр не противоречит себе, считая, что если мы говорим о мире, который имеет внутреннюю сущность, мы не найдем в нем ничего, кроме воли.
Согласно Шопенгауэру, для каждого конкретного акта воли в определенный момент времени и в определенном месте можно указать мотив, на основании которого этот акт воли должен быть осуществлен. Таким образом, вы почти всегда можете предсказать, как человек поведет себя в той или иной ситуации. Но никогда нельзя объяснить, почему у этого человека такой характер, почему он хочет этого, а не другого, почему по многим причинам это, а не другое, движет его волей. Через проявления характера можно описать способ действия, можно выявить поведенческие мотивы, но невозможно объяснить способ действия, поскольку этот метод ничем внешним не определяется. Поэтому Шопенгауэр приходит к выводу, что в каждом человеке есть что-то непонятное - это его характер, который коренится в воле человека.
Следовательно, сущность нашего существа - это воля. Чтобы убедиться в этом, достаточно погрузиться в себя. Осознание и осязание тела приводят к пониманию универсальности явлений в разных проявлениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Артур Шопенгауэр - последний немецкий философ, пытавшийся создать всеобъемлющую систему, способную решить фундаментальные проблемы бытия и раскрыть его тайну. Его недолюбливали современники и потомки и обвиняли во всех смертных грехах. Он оставил человечеству аналитическую систему в виде обширного трактата «Мир как воля и представление». Шопенгауэр жаждал «освящения и спасения жизни». Культура должна служить отдельному человеку, а не всей безликой массе, утверждал Шопенгауэр, как и многие другие истины, основанные на его собственном опыте, для него его собственный опыт был превыше всего.
Особенностями творчества А. Шопенгауэра являются многогранность его идей, начиная с взглядов на общие проблемы бытия и заканчивая этикой и эстетикой, большое внимание к проблемам личности, нравственности и жизни гражданского общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
История Западной философии: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_западной_философии -
История современной зарубежной философии: http://esxatos.com/istoriya-filosofii-hh-veka-sovremennaya-zarubezhnaya-filosofiya -
Быховский Б.Э. «Мыслители прошлого. Шопенгауэр», Москва, изд-во «Мысль», 1975. -
История философии. Учебник для высш. учеб. заведений. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999. - 576 с. -
Перцев А.В. Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители», выпуск 12. СПб.: Санкт-Петербургскон философское общество, 2002. -
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4, С-Пб., «Петрополис», 1997. -
Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 584 с. -
Фишер К. Артур Шопенгауэр. – СПб.: «Лань», 1999. – 608 с. -
Чанышев А.А. Человек и мир в философии Шопенгауэра.