Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно оздоровительной деятельности) Дисциплина Педагогика Практическое занятие 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Пермь - 2022
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно- оздоровительной деятельности)
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие №1
Выполнил:
Обучающийся Белкина Арина Андреевна
Преподаватель:
Пфлюг Вера Павловна

Цель занятия: закрепление знаний о ребенке как объекте и субъекте целостного педагогического процесса, формирование умений проведения анализа природного и общественного в развитии человека, факторов, влияющих на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, активность личности, планирования взаимодействия участников целостного педагогического процесса.
Задание 1.
1. Внимательно ознакомьтесь с педагогической ситуацией:
Во время беседы Катя С., ученица 2 «а» класса была замкнута и отвечала на вопросы неохотно. На вопрос: «Нравится ли тебе проводить время с мамой?», девочка ответила: «Я не верю, что с мамой могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни — это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной вместо того, чтобы кричать, говорила по-человечески, я бы ее лучше поняла... Мне тяжело находится дома.»
2. Письменно ответьте на вопросы:
1) С какой целью проводилась беседа?
Беседа с ребенком проводилась для того, чтобы понять причину замкнутости Екатерины, а также для понимания какие взаимоотношения в семье между дочерью и мамой.
Выявить причину конфликтной ситуации, определить конфликтоген и найти решение данной ситуации.
2) Какое можно сделать предположение о взаимоотношениях в семье?
Исходя из описанной ситуация можно сделать вывод, что дома царит неблагоприятная обстановка, взаимоотношения между девочкой и мамой неблагоприятные, недоверительные, что отражается в реплике ребёнка: «Самые нелюбимые дни — это суббота и воскресенье».
Мама с Катей не ведет диалог, а вместо этого только ругает, таким образом, можно предположить, что у нее свое виденье на ситуацию и другого она не приемлет.

Я бы провела диагностику, направленную на исследование взаимоотношений между девочкой и мамой, например:
1. «Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)
Цель – выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.
2. Анализ детских рисунков на тему «Моя семья»
Цельизучитьпереживания и восприятие ребёнком своего места в семье, отношение ребёнка к семье в целом и к отдельным её членам.
После анализа данных методик, сделать вывод о детско – родительских отношениях.
Задание по теме 2.3 Цели, содержание и структура педагогической деятельности
Цель: закрепление знаний о целях, содержании, и структуре педагогической деятельности; формирование умений проектировать и анализировать цели и содержание педагогической деятельности.
Задание 2.
«Педагогическая профессиональная деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся» (А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г.
Шапошникова).
1. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию в соответствии с приведенным выше высказыванием:
Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на парту. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок было невозможно продолжить.
2. Письменно ответьте на вопросы:


1) Назовите вероятные причины поведения ученика в этой ситуации.
Исходя из описанной ситуации, можно назвать следующие причины поведения ученика:
1. Несформированная социализация обучающегося;
2. Завышенная самооценка, то есть обучающийся считает свои знания выше, чем есть на самом деле;
3. Недоверительные отношения с учителем, что проявляется в виде протеста;
4. Невоспитанность мальчика, что отражено в его поведении: залез на парту;
5. Страх реакции родителей на отметку, что выражено в несогласии с ней.
2) Как следует отреагировать учителю, чтобы купировать скандал?
1. Не поддаваться эмоциям, успокоить класс, обучающегося и продолжить урок, следующим образом: попросить обучающегося слезть с парты, а класс перестать смеяться, при этом тон должен быть спокойным и уравновешенным;
2. Объяснить ученику по какой причине он получил такую отметку, дать возможность ее исправить; объяснить тему еще раз после урока или во время перемены;
3. Провести классный час на предмет того, как нужно себя вести во время урока и перемен;
4. Поговорить с родителями о поведении обучающегося, предложить проработать данную проблему с психологом.
3) Какими путями можно было избежать такой ситуации?
1. Объяснить мальчику почему поставлена данная отметка;
2. Применять демократический стиль поведения, который выстроен на доверительных взаимоотношениях между педагогом и обучающемся.
3. Прописывать критерии оценивания работ, а так же их разъяснение перед выполнением контрольного задания.

Задание по теме 2.4 Основные виды педагогической деятельности
Цель занятия: закрепление знаний об основных видах педагогической деятельности; формирование умений анализировать и обосновывать выбор оптимальных способов педагогической деятельности.
Задание 3.
Разработайте тематический план на месяц по обучению детей одному из продуктивных видов деятельности
(рисованию, лепке, аппликации, конструированию) на Ваш выбор.
В ответе укажите:
Возраст детей.
Количество занятий.
Длительность каждого занятия.
Тему и цели каждого занятия.
Используемые в ходе занятий методы и приемы.
Длительность каждого занятия 40 минут.
Возраст детей: 8-9 лет.,
Количество занятий: 8 занятий за четверть.
Длительность каждого занятия: 40 минут.
№ п/п
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Цель занятия
Домашнее задание
Искусство в твоем доме (8 часов)


1.
Твои игрушки
Урок новых знаний.
Эмоциональная связь с любимыми игрушками.
Характеры персонажей.
Материалы, их которых создаются игрушки.
Задание: изобразить свою любимую игрушку (акварель)
1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;
2) понимание роли игрушек в жизни ребенка, их важность и влияние на развитие эмоциональных связей;
3) умение характеризовать красоту окружающих предметов;
4) умение конструировать форму игрушек.
Создание игрушки в объеме
Материал:
пластилин
2.
Посуда у тебя дома
Урок новых знаний.
Посуда из различных материалов. Форма и украшения посуды. Расписные украшения. Первое знакомство с гжелью и хохломой.
Задание: рисунок праздничного сервиза (гуашь)
1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;
2) расширение представлений о бытовых предметах;
3) умение изображать посуду.
Аппликация «Чайник»
Материал:
бумага, клей

3.
Обои и шторы у тебя дома
Урок новых знаний.
Понимание роли цвета и декора в интерьере. Цветовая палитра, ритм, орнаменты и создание образа комнаты.
Задание: рисунок комнаты с ярким узором (акварель)
1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;
2) анализ результатов собственной творческой деятельности;
3) укрепление навыков использования акварели;
4) умение определять взаимосвязь цвета, узора и их восприятие на человека.
Рисунок комнаты в спокойных тонах
Материал:
акварель
4.
Мамин платок
Урок новых знаний.
Создание узора из простых элементов. Паттерн и орнамент.
Задание: создание платка с узорами (акварель)
1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;
2) анализ результатов собственной творческой деятельности;
3) укрепление навыков акварельной живописи;
4) умение создавать симметричный паттерн.
Аппликация
«Расписной платок»
Материал:
бумага, клей

5.
Твои книжки
Урок новых знаний.
Понимать процесс создания книги. Важность обложки и иллюстраций.
Задание: создание иллюстрации к известной сказке (акварель)
1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;
2) анализ результатов собственной творческой деятельности;
3) умение пользоваться цветовой палитрой;
4) умение видеть связь между литературным произведением и художественным образом.
Создание обложки к своей книге
Материал:
акварель/гуашь
6.
Открытки
Урок новых знаний.
Знакомство с видами графических работ. Техника монотипии, коллажа и аппликации.
Задание: создание собственной открытки в технике коллажа
(бумага, акварель)
1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;
2) анализ результатов собственной творческой деятельности;
3) умение использовать выразительные возможности материала.
Создание открытки в технике аппликации
Материал:
бумага, клей
7.
Труд художника для твоего дома
(обобщение темы)
Урок обобщения.
Важность работы художника.
Взаимосвязь труда художника и вещей в повседневной жизни.
Задание: урок-беседа
1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;
2) анализ результатов собственной творческой деятельности.
Повторение тем
I четверти


Используемые в ходе занятий методы и приемы: наглядные; словесные; практические.
Методы обучения: информативно - рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; метод проблемного изложения материала.
Материально-техническое обеспечение
Библиотечны й фонд
(книгопечатна я продукция)
Печатные пособия.
Компьютерные и информационно- коммуникативны е средства
Технические средства обучения
Учебно- практическое оборудование
Модели и натурный фонд
Оборудование класса
1) Учебно- методические комплекты
(программы, учебники, дидактически е материалы);
2) методические пособия и
1) Портреты русских и зарубежных художников;
2) таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
1)
Мультимедийны е образовательные ресурсы,
2) мультимедийные обучающие программы;
1) Доска с набором приспособлени й для крепления карт и таблиц;
2) экспозиционны й экран;
1) Краски: акварельные, гуашевые;
2) тушь художественна я;
3) альбомные листы А4;
4) бумага цветная;
1) Муляжи фруктов и овощей;
2) гербарии;
3) изделия декоративно- прикладного искусства и народных промыслов;
1) Ученические столы двухместные с комплектом стульев;
2) стол учительский с тумбой;
3) шкафы для хранения
книги для учителя;
3) методические журналы по искусству;
4) учебно- наглядные пособия;
5) справочные пособия, энциклопедии по искусству;
6) книги по искусству;
7) научно- популярная литература по искусству.
3) схемы по правилам рисования предметов, растений, животных, человека;
4) таблицы по народным промыслам, русскому декоративно- прикладному искусству;
5) альбомы с демонстрационны м материалом;
6) дидактический раздаточный материал.
3) мультимедийные презентации;
4) электронные библиотеки по искусству.
3) персональный компьютер;
4) проектор.
5) набор кистей белка, пони;
6) емкости для воды;
7) пластилин;
8) клей;
9) ножницы.
4) гипсовые геометрически е тела;
5) керамические изделия;
6) предметы быта. учебников, дидактических материалов, пособий и пр;
4) стенды для вывешивания иллюстративног о материала.
Задания по теме 2.5 Функции педагогической деятельности
Цель: закрепление знаний о функциях педагогической деятельности; формирование умений выделять и характеризовать функции педагогической деятельности.
Задание 4.

1. Познакомьтесь с педагогической ситуацией:
В детском коллективе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог о чем-то его спрашивает, просит публично рассказать что-либо, вызывает его с ответом на занятиях, мальчик только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Педагог только вздыхает, упрекает и низко оценивает «выступление» ребенка.
2. Ответьте письменно на вопросы:
1) В чем заключается проблема? Назовите причину этой проблемы.
Я считаю, что в данной проблеме несколько причин:
1. Отсутствие индивидуального подхода воспитателя к ребёнку;
2. Слабая успеваемость воспитанника;
3. Особенности развития: физическое и психологическое развитие не соответствует норме;
4. Несоблюдение педагогом этического кодекса: вздохи, упреки.
Причина такого поведения ребёнка заключается в его неуверенности в себе и своих силах, а так же в педагоге, который не сумел использовать нужные методы и средства обучения в данной ситуации, а только усугубляет данное положение.
2) В чем педагог не прав, какие функции он не выполнил?
Я считаю, что педагог не выполнил воспитательную функцию, ее нарушение проявляется в издевательском отношении коллектива к ребенку.
Нет индивидуального подхода к каждому ребенку, что отражено в задании, которое дает педагог мальчику, зная его проблемы в развитии.


3) Как должен был поступить педагог: опишите способ(ы) решения педагогической задачи.
Можно использовать следующие способы:
1. Дать задание посильное ребёнку, либо организовать групповую работу, в которой будет задействован мальчик;
2. Провести внеклассное мероприятие на сплочение коллектива, либо беседу, целью которой будет выступать: отношение в коллективе и правила поведения;
3. Провести с ребенком индивидуальную работу на снижение тревожности;
4. Использовать индивидуальный подход.
Задания по теме 3.4 Приемы и средства обучения
Цель занятия: закрепление знаний о приемах и средствах обучения; формирование умений проектировать обоснованный выбор оптимальных приемов и средств обучения.
Задание 5.
1. Познакомьтесь с педагогическими ситуациями:
Ситуация 1.
Идет урок биологии. Учитель входит в класс и вносит скелет. Объясняет тему урока. И на скелете начинает показывать кости, проговаривая названия.
Ситуация 2.
Учитель математики на дом всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, иногда и 4 задачи, а ученик может выбрать любую из них. Иногда тот же учитель задает на дом математическое сочинение - придумать задачу
определенного типа и с определенным количеством действий или любую задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельных сочиненных задач: у кого самая трудная задача, самая четкая, самая остроумная?
2. Ответьте письменно на вопросы:
1) Какие методы и средства обучения использовал учитель на уроке (в ситуации 1)?
1. Наглядный метод
2. Метод – скелет
3. Практический метод
4. Словесный метод
2) С какой целью разрабатывает учитель такую серию приемов своей работы (в ситуации 2)?
1. Чтобы каждый из обучающихся выбрал задачу, которая ему по силам;
2. Продифференцировать знания, полученные обучающимися;
3. Развитие творческих способностей обучающихся, это проявляется в задании придумать задачу;
4. Развитие мотивации, заключается в проведении конкурса;
5. Увеличение интереса к изучаемому предмету.
Задания по теме 3.5. Формы организации обучения
Цель: закрепление знаний о формах обучения; формирование умений разрабатывать структуру учебных занятий.
Задание 6. Разработайте структуру обучающего занятия для детей (тему, цель и задачи, возраст обучающихся, структурный план обучающего занятия).

Класс: «2 б»
Тема: «Сложение и вычитание чисел»
Цель: закрепить полученные знания по теме: «Сложение и вычитание чисел».
Задачи:
- продолжить учиться делать вычисления, используя устные и письменные приёмы;
-развивать математическую речь, мышление;
-воспитывать внимание, интерес к предмету.
УУД:
Коммуникативные УУД:
1. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
2. Развивать речь учащихся;
Познавательные УУД:
1. Находить опорные слова, составлять краткую запись.
2. Использование информации учебника, своего жизненного опыта
3. Умение делать проверку, выводы.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;