Файл: Реферат о коррупции и политическом рабстве Студентка сл31 Агапова Алёна Проверил Мельников М. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На возникновение и уровень коррупции влияют следующие институциональные условия: 1)монопольная власть чиновников; в частности, по распределению государственных товаров или государственному регулированию цены и установлению квот на производство и экспорт/импорт товаров; лицензированию деятельности; 2)определенная степень свободы действий чиновников, которую они вправе использовать; чем больше свободы дано чиновнику, тем больше у него возможностей толковать правила (в обмен на незаконные выплаты или иные блага); строгие правила — хорошая профилактическая мера, если им следуют; но результативнее - упростить правила; 3)определенная степень учета (контроля) и прозрачности действий чиновников; здесь, однако, существует опасность коррупции самих контролирующих институтов и таким образом, восхождение коррупции на более высокие уровни управления.5

Поскольку мотивы коррупции связаны с личной выгодой, многие полагают, что важно (едва ли не основной вопрос) хорошо оплачивать работу государственных чиновников, а также иметь отлаженную систему поощрений и продвижения чиновников по служебной лестнице, чтобы выполнение правил сулило большее вознаграждение, нежели их нарушение в пользу клиентов. Здесь, однако, уместно напомнить об обоснованных сомнениях относительно результативности этих мер, как и значимости самого фактора.6

То же самое прослеживается и у Фергюсона: индивид начинает смотреть на сообщество исключительно с точки зрения тех возможностей личного продвижения и извлечения выгоды, которые предоставляет ему общество: он утверждает себя в конкуренции с окружающими, подталкиваемый такими страстями, как соперничество, страх, ревность, зависть и злоба, он уподобляется животной особи, обреченной на борьбу за выживание, потакая собственным капризам и аппетитам в ущерб интересам вида. В этих развращающих условиях люди становятся либо более ненасытными, лживыми и жестокими, более готовыми попирать права других; либо более раболепными, продажными и низкими, готовыми отказаться от собственных прав. И чем большими талантами, способностями и силой духа обладает первый из описанных типов, тем несчастней становится он, тем более неистовой становится агония его жестоких страстей; и это заставляет его обрекать окружающих на такие же муки. Для второго же типа людей воображение и сам разум низводятся до роли средств определения мнимых объектов страха или желания, а также преумножения объектов разочарования или сиюминутной радости. В обоих случаях, независимо то того, полагаем ли мы, что людей развращает алчность или что их предает страх, мы можем — безотносительно к тем преступлениям, на которые толкает их тот или другой тип характера».


Коррупция как социальная и правовая проблема общества и государства

Коррупция, собственно, не является отдельной социальной проблемой. Это системная болезнь общества, врождённый порок новой политэкономической системы, основа взаимоотношений власти и бизнеса и внутри самой власти. За последнее десятилетие коррупция выросла в десять раз, впрочем, она увеличивалась и в 90-е годы. Именно от коррупциогенности проблемы, ожидаемого “отката”, зависит её решение или нерешение: если это проведение какого-нибудь первенства мира в России – то успех гарантирован, если же проблема беспризорности – то шансов на решение мало.

По данным руководителя Следственного комитета прокуратуры А. Бастрыкина , сумма вреда, причинённого коррумпированными чиновниками, таможенниками, прокурорами и милиционерами – это толь ко по расследованным уголовным делам – приблизилась к 1 трлн р. При этом наибольшее количество преступлений коррупционной направленности совершено в сферах правоохранительной, контрольно-ревизионной деятельности и в органах местного самоуправления. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9–10 трлн р. в год . Это то, что касается коррупции в верхних эшелонах власти. В целом же средний размер взятки в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился втрое и превысил 27 тыс. р. За прошлый год треть населения хотя бы раз давала взятки. В списке “некоррупционности” Россия находится на 146-м месте в мире, которое делит с Украиной, Кенией, Зимбабве. Хуже в этом плане только Афганистан, Ирак, Чад и Сомали. Ущерб от коррупции представляет собой суммы, незаконно полученные чиновниками, и прибыль бизнесменов как результат сделки. Но практически, подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идёт из бюджетов государства разных уровней и, по многочисленным оценкам, в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в “откат” коррупционным бизнесменам и чиновникам. Получается, половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, т.е. разворовывается.

Неудивительно, что представители всех без исключения социально ориентированных отраслей экономики говорят о “недофинансировании” их сфер деятельности, резонно было бы добавить – “и разворовывании государственных средств”.


Заключение

Перспективы России в ограничении коррупции, точнее, сведении ее до приемлемого уровня следует связывать с существенным улучшением правовой базы взаимодействия государства (его представителей) с обществом, а не с ловлей отдельных мошенников и казнокрадов. Последнее очень важно, особенно в плане укоренения в жизни граждан уважения к закону и привычки жить в соответствии с законом, но недостаточно, если не будут существенно ограничены и точно описаны процедуры взаимоотношений сторон. Однако пессимизм внушает неспешное формирование институтов гражданского общества, без которых общество неизбежно скатывается к административно-силовым способам решения проблем коррупции.

За минувшие пять лет уверенность россиян в том, что они живут в насквозь коррумпированном обществе, значительно окрепла. При этом люди все чаще говорят не столько о коррупции, «поразившей наше общество», сколько о коррупции, «поразившей нашу власть».
Если в США, Японии, Сингапуре и других странах чиновники обязаны отчитываться о всех своих доходах и расходах, то отечественные госслужащие подают декларации только о доходах. К специфике борьбы с коррупцией в России можно отнести и относительную мягкость уголовного наказания за неисполнение должностными лицами антикоррупционного законодательства.

Анализ поведения и мотивации индивидов на микроуровне позволяет многое понять, однако не дает возможности ответить на вопрос, почему модели коррупционного поведения приобретают массовый характер, становятся привычно-типическими в России.

Список литературы

  1. А. Фергюсон. Опыт гражданского общества.

  2. Коррупционный расчёт. – Электрон. дан. – М.: Взгляд, 2009. – Режим доступа: http://www.vz.ru/society/2009/7/23/, свободный. –

  3. Быстрова, М. В. Сильвестрос Коррупция в современной России: социальное явление, инструмент политики, социальная проблема?.. (основные понятия, исследовательские подходы)

  4. Волженкин Б. В. Коррупция: Серия “Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе”. СПб., 1998. 44 с.

  5. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России.- СПб, 1997. 352 с.

  6. Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/

  7. Голосенко И.А. Феномен “русской взятки”: очерк истории отечественной социологии чиновничества…С. 106 – 108.


Аннотация

Реферат написан на тему коррупции. Проведен сравнительный анализ раздела книги Адама Фергюсона «Опыт гражданского общества», посвященного коррупции, и современной ситуации в России.

1 Treaties and agreements: Inter-American convention against corruption // International legal materials: current documents. Vol.35 (1966). Nr. 3. P. 724-734.


2 Кирпичников А. И. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997. С. 17.

3 Пантин И. К. Проблема самоопределения России: историческое измерение // Вопросы философии. 1999.


4 Павленко С. Элемент демократии или закулисные сделки? // Pro et Contra. Том 4, № 1. Зима 1999. С. 68-83.


5 Klitgaard R. Controlling Corruption. Berkeley: University of California Press, 1988. Цит. по: Goudie A.W., Stasavage D. A framework for the analysis of corruption // Crime, Law & Social Change. Vol. 29, № 2–3, 1998. P. 11 –119.

6 Голосенко И.А. Феномен “русской взятки”: очерк истории отечественной социологии чиновничества…С. 106 – 108.