Файл: Виды лепки. Способы и приемы лепки в каждой возрастной группе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды лепки.

Способы и приемы лепки в каждой возрастной группе
1.Виды лепки.

2.Особенности работы с разным пластическим материалом.

3.Способы и приемы лепки в возрастных группах.
1.Виды лепки.
Лепка - вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Современные исследования и практика работы учреждений дошкольного образования говорят о том, что в результате обучения дети могут быть подведены к созданию выразительного образа, т.к. во время лепки они используют многие изображения и технические средства, которыми пользуется скульптуры (передают объём, движение, детали), но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний, умений детей.
Значение лепки для этического воспитания детей

  1. Развивает этические чувства (дети познают красоту предметов, созданных в процессе лепки; радуются возможностям отразить окружающий мир в своих в изображениях).

  2. Дети усваивают художественный опыт, накопленным человеком в процессе ознакомления со скульптурой малых форм и изделиями народного творчества.

  3. Совместная работа над созданием изображения, сувениров для близких людей, также развитие у детей художественного вкуса, эстетического чувства.

  4. Занятия лепкой формируют эстетическое отношение к результатам художественной деятельности.


Кроме перечисленного позитивного влияния занятий лепкой на эстетическое развитие детей, необходимо отметить следующие моменты:

  • лепка развивает у детей наблюдательность;

  • развивает у детей чувство осязания;

  • укрепляет зрительную память;

  • развивает мелкую моторику рук;

  • развивает воображение и творческие способности.


Виды лепки (по содержанию детских работ)

Предметная лепка – это изображение отдельного предмета.

Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой.

Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т.е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями


Виды лепки (по способу изображения)

Виды лепки: с натуры; по памяти; по замыслы. Каждый вид имеет свои учебные и творческие задачи.

Лепка с натуры – детей необходимо учить видеть предмет, выделять его основную форму, строение, пропорции и изображать это в лепки.

Требования к натуре:

  • Ярко выраженная форма, строение и пропорции;

  • Окраска должна быть спокойной и ровной (яркая пестрая окраска мешает воспринимать общую форму предмета и его пропорции).


После рассмотрения натуры и анализа строения можно приступить к лепке.

Новые требования по сравнению с рисунком:


  1. Лепка требует изображения со всех сторон. Возможно, поворачивать натуру во время лепки.

  2. На рабочее место свет падает лишь с левой стороны или сверху – чтобы тень от рук не заслоняла создаваемую форму.

  3. Лепку с натуры необходимо чередовать с лепкой по памяти. Дети должны запомнить основную форму предмета, его характерные свойства и отразить это в лепке. Для развития зрительной памяти сначала можно предложить детям полепить по памяти те предметы, которые они лепят с натуры, а затем переходить к изображению других.

  4. Лепка по замыслу – перед детьми стоит задача самостоятельно, опираясь на свои впечатления, выбрать тему (пусть несложную), продумать её структуру зрительной выразительности образов, композиции, а также определённую последовательность и приёмы выполнения.


Процесс лепки происходит на основе зрительного восприятия и активного осязания формы, величины предмета, поэтому дети достигают в лепки успехи гораздо быстрее, чем в рисовании, а качество их работ выше соответствующих изображений в рисунке.

Сенсорные основы лепки

Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

Процесс лепкой требует тонкого анализа и синтеза объёмных свойств предмета (объём, форма, плотность, фактура). Самостоятельно ребенок овладеть этим не может. Ему должны помочь взрослые. Они должны научить его обобщённой системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.
Активное обследование предметов перед лепкой – это педагогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе можно условно выделить четыре этапа:



  1. этап – организация восприятия предметов в целом. Она включает последовательность и непрерывность движения пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям. Левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять неподвижно.

  2. этап – обследование предмета сочетание с анализам. Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина и т.д.).

  3. этап – выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.

  4. этап – повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединение данных, полученные чувственным путём, в целостный образ.

Обследование направлено и на анализ «ощупывание» структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознавания структуры материала принимается надавливание на поверхность предмета.

Таким образам, детям предлагается система обобщённых действий, которые они проделывают сначала под руководством взрослых, а позднее самостоятельно.

Предложенная система обследование предмета перед лепкой осуществляется в ходе занятий, игр или специальных упражнений. При этом обучение обследования следует начинать с 2 лет. Работа с детьми этого возраста ведется индивидуально и группами. Большое значение отводится ознакомлению детей с сенсорными эталонами – формой, величиной и т.д. (младшая группа – шар, куб; средняя группа – конус, овал, цилиндр).

Дидактические игры

  • «Чудесный мешочек», «Угадай, что это» (фрукты и овощи круглой формы: лимон, яблоко, картофель, огурец);

  • «Отбери предметы по группам» (мягкие - твердые; тяжелые – легкие);

  • «Путешествие по игровой комнате».

Таким образом, организация сенсорного обследования предмета позволяет опустить показ процесса создания изображения, который раньше был связующем звеном между восприятием предмета и его лепкой.
2.Особенности работы с разным пластическим материалом.
Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, поэтому воспитатель с особой ответственность должен подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приёму обучения.


Обычно в учреждении дошкольного образования используют глину и пластилин.

Глина – наиболее удобный и ценный материал.

  • Эластична

  • Послушна в руках

  • Обладает приятным нейтральным цветом

Глина достаточно дешевый материал, её всегда можно иметь в неограниченном количестве. Если в глине низкий процент песка, то она считается жирной и пластичной, если песка много её называют тощей. Лепить из тощей глины нельзя она рассыпается.

Глину можно выбирать прямо из грунта Хорошие пласты жирной глины встречаются вблизи рек и ручьёв.

Глина должна быть основным материалом для обучения детей лепкой в детском саду прежде всего потому, что она:

  • Пластична

  • Однотонна, красива как материал

  • Даёт возможность ребенку понять целостность формы предмета.

Большой ком глины позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине почти невозможно. Глина имеет ещё одно преимущество: глиняные изделия можно подвергать дальнейшей обработке в муфельной пене или после хорошего просушивания окрашивать изделие с добавлением желтка.


Подготовка глины к занятиям.

Прежде сухую глину, если она не засорена, разбивают молотком, засыпают в сосуд, заливают водой так, чтобы верхний слой остался сухим. Таким же образом поступают с ненужными детскими работами, если они не подверглись обжогу в муфельной пене. Когда глина впитает воду (1-2 дня), нужно промешать её палкой и, долив воды, хорошо размять руками, чтобы получилось густая масса, похожая на тесто. Обработанную таким образом глину надо положить в полиэтиленовый бак или в полиэтиленовую плёнку, затем плотно завязать, чтобы не проходил воздух, и поместить в ящик, бочку, ведро, и т.д. В таком состоянии глина может храниться целый год. Время от времени глину проверяют и обрызгивают водой.

Если глина засорена кусками древесины, камнями или металлическими частицами, глину «отмучивают»: дробят молотком, помещают в сосуд и заливают водой так, чтобы получилась довольно жидкая масса. Затем эту массу переливают в другой сосуд, пропускают через сито или эластичную ткань. Мусор удаляют, а массу ставят в тёплое место выпариваться. Процесс отмучивания длится долго, поэтому проводить его лучше летом.

Хранить глину лучше в пластмассовом сосуде, в металлическом она покрывается ржавчиной. Чтобы глина была пригодна для работы, её держат в прохладном, сыром помещении под влажной тряпкой.

Сырое или полупросушенные изделия дети в старшей или подготовительной группе могут окрасить жидкой глиной – ангобом.

Ангоб – это керамическая краска, которую получают, разводя глину водой до густой сметаны. Хорошо просушенные изделия обжигать в муфельной пене (держать один час на делении 1; два часа на делении 7; дверце печи имеют отверстие – глазок, через него можно определять окончание обжига: изделия приобретают тёмно- красный цвет. Вынимать их сразу из печи нельзя: они должны остывать в течение 5-6 часов, но лучше всего разгружать печь на другой день.

Обожжённые изделия подвергают росписи по типу народных игрушек. Таким образом, детские работы превращаются в керамические изделия: сувениры, игрушки, украшения.

Изделия из красной глины расписывают ангобом из белой глины и наоборот. Ангоб наносите, кистью на сырое или полупросохшие изделие путём приманивания к поверхности изделия. В том случае, когда работы выполнены по мотивам народной игрушки, в качестве красителя используется гуашь, которая наносится на отгрунтованное изделие. Грунтовка выполняется эмульсионными белыми, разведёнными водой; белила наносятся на обожжённые изделия кистью.

Для украшения красочного слоя изделий грунт для побелки (мел) разводится на молоке, а расписанные краской (гуашью) игрушки по высыхании покрываются яичным белком, это усиливает яркость цвета.

Пластилин – упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Однотонный даёт возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средствам выразительности.

Оборудование для лепки:

Каркасы - палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными.

Работы, выполненные на каркасах, чаще дают трещины, а поэтому, как только изделия подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его из формы, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.

В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть деревянными и пластмассовыми. Самая простая форма стеки-палочки, заостренная с одной стороны и закругленная с другой; стека-лопаточка; стека- петля. Кроме того, стеки могут быть в виде печаток с разными формами сечения: круглой, квадратной, треугольной и т.д. Используют их для нанесения орнамента на поверхность изделия. В качестве таких печаток могут быть использованы крышки от фломастеров, шляпки от винтов и т.д.