Файл: Виды лепки. Способы и приемы лепки в каждой возрастной группе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, стекай, снимается лишняя глина и формы, делаются надрезы.
Поверхность вылепленного изделия, сделанного по мотивам народных игрушек, обрабатывается влажной тряпочкой, (входит в оборудование занятия).
Для успешного обучения детей лепки хорошо иметь по размеру доски, которая размещена на столе. Они могут быть круглые или квадратные. Их размер определяется величиной лепки. Для фигуры размером 15*10 см. необходима доска 35*22 см. Если фигура увеличена в размерах, то используется и большая по размеру доска.
В старших и подготовительных к школе группах вместо досок могут использоваться поворотные станки с подвижно установленным диском, чтобы во время лепки ребенок мог поворачивать изделие и обрабатывать его со всех сторон. Для демонстрации модели со всех сторон в старших и подготовительных группах к школе хорошо применять высокие подставки с вращающимся диском.
3.Способы и приемы лепки в возрастных группах.
Для успешной работы с детьми дошкольного возраста воспитателю нужно ознакомить их с разными способами лепки.
На первых стадиях обучения для обработки таких форм, как шар, цилиндр, диск, можно пользоваться раскатыванием глины в разных направлениях. Так, для получения шарообразной формы можно раскатывать глину ладонями кругообразными движениями, для получения цилиндрической – прямыми движениями, для доскообразной формы нужно округлую форму между ладонями.
Для изображения, форм с более сложным строением, а также для проработки деталей включаются в работу пальцы, это поможет изобразить форму более точно.
Для изображения форм, состоящих из нескольких частей (фигуры человека, животных и т.д.), необходимо овладеть следующими способами лепки:
-
Из отдельных частей (конструктивный способ); -
Из целого материала (все части вытягиваются из одной массы глины); -
Комбинированным (объединяет лепку из отдельных частей и из целого куска).
Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ). Это наиболее простой способ лепки, который заключается в составлении предмета из отдельных частей, вылепленных предварительно. Обычно работу начинают с основной, наиболее крупной части.
При лепки человека или животного сначала лепят туловище, затем голову, сравнивают части по величине и соединяют. Далее приступают к лепки конечностей. Детали лепят в последнюю очередь.
Лепка предмета из целого куска.
Более сложный приём. Требует более точных движений, хорошего глазомера и более отчетливого представления о форме и пропорциях предмета.
Комку глины придаётся сразу определённая исходная форма.
(Исходная форма для лепки груши – шар; для гуся, курицы – яйцевидная форма; прыгающую белку легче вылепить из удлиненного толстого столбика, согнутого в дугу).
Слепив основную форму животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечности, хвост. Постепенно проверяется правильность пропорций. После того как основные формы вылеплены, можно приступать к уточнению формы более лёгких деталей и частей.
Комбинированный способ лепки.
Этот способ включает в себя оба выше названных способа. Из целого куска лепятся те части, которые составляют основную массу предмета.
Пример: туловище и толстые ноги медведя;
Туловище и хвост лисицы.
Голову медведя и лапы лисицы удобно вылепить отдельно, т.к. вытягивая из общего куска, можно нарушить основную форму.
Кроме того, при лепки мелких деталей применяются такие приёмы, как оттягивание, прищипывание глины от общей массы, а также приёмы рельефной лепки.
Во время лепки таких деталей, как удлинённая часть головы зверя, нос, клюв, хвост, детали одежды могут быть исполнены приёмы оттягивания и прищипывания глины пальцами, когда от общей массы глины захватывается пальцами небольшая её часть и оттягивается до необходимого размера.
При лепки крыльев и перьев птиц, чешуи рыб, шерсти животных хорошо использовать приём рельефной лепки, при котором небольшие куски глины накладывают на основную форму и пальцами или стеком придают им нужную форму.
Способы и приемы лепки в каждой возрастной группе
Знания | Умения | Способы лепки | Содержание | Конец года |
Младший дошкольный возраст | ||||
1. Знать свойства глины: мягкая, делится на части, можно лепить. 2. Различать и называть формы: шар, лепёшка, столбик. 3. Различать и называть величины: большой, средний, маленький. | 1. Лепить несложные предметы из одной или нескольких частей одинаковой формы, плотно прижимая части друг к другу. 2. Уметь лепить аккуратно, не пачкая одежду. 3. Лепить над дощечкой. 4. Уметь наносить рисунок палочкой. | 1.Раскатывание (столбик). 2.Скатывание (шар). 3.Вдавливание пальцем (украшаем пирог). 4.Прищипывание. 5.Сплющивание. 6.Присоединение. | 1. Из столбиков делаем карандаши, колечки. 2. Из шариков - мячи, вишня, конфеты, ягоды, неваляшка, снеговик, птичка, яблоки, колобок, печенье. | Уметь лепить предметы, состоящие из 1-3 частей. |
Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Воспитатель поясняет каждое действие. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения педагог предлагает перед лепкой произвести необходимые движения в воздухе. Необходимым условием является введение игровых приёмов, обыгрывание тех предметов, которые дети будут лепить. | ||||
Знания | Умения | Способы лепки | Содержание | Конец года |
Средний дошкольный возраст | ||||
1. Знать свойства - глина пластична. 2. Знать и различать формы (конус, фигура в форме яйца). 3. Знать как сравнивать величины. 4. Видеть пропорции, называть детали. 5.Различать признаки предметов (длинный, короткий, толстый, тонкий) | 1. Уметь лепить предметы из нескольких частей. 2. Освоить обобщённые способы лепки птиц, животных из целого куска и по частям. 3. Правильно соблюдать пропорции и взаиморасположение частей. 4. Подводить к сюжетной лепке. | Добавляются: 7. Примазывание. 8. Защипывание. 9. Вытягивание. 10. Сглажиание. | Овощи, фрукты, грибы, игрушки (заяц, медведь, кошка, рыбка, ёж, птичка, утка), девочка в длинной шубке, воробей, жар-птица, посуда. | Уметь лепить предметы, состоящие из нескольких частей. |
Используется полный или частичный показ с объяснением. Используются приёмы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окр. жизни. Приём обыгрывания темы и результата. Приём сравнения помогает детям правильно передавать пропорции. Педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия. | ||||
Знания | Умения | Способы лепки | Содержание | Конец года |
Старший дошкольный возраст | ||||
1.Анализировать натуру по плану воспитателя. 2. Разбираться в строении предметов, форме и величине частей предмета. 3.Самостоятельно обследовать и анализировать натуру, модели лепки, скульптуру, воспроизводить увиденное в образах лепки. | 1. Самостоятельно определять способы лепки. 2. Устанавливать фигуру в вертикальном положении, придавать фигурам устойчивость. 3. Передавать движение предмета. 4. Уметь лепить с натуры и по представлению 5. Передавать сюжет в лепке. 6. Уметь выполнять работу коллективно. | 1.Совершенствовать технику лепки через индивидуальные формы. 2. Использовать знакомые приёмы лепки. 3. Добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластический). | 1. Овощи, фрукты, грибы, посуда, человек, птицы, животные, игрушки по мотивам предметов народного промысла, декоративные пластины. 2.Составлять композиции по заданной теме или литературным произведениям. | 1. Лепить предметы по мотивам народного промысла. 2. Лепить в движении человека и животных. 3.Использовать различные способы лепки. 4. Расписывать изделия из глины. |
Приёмы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы. | ||||
Знания | Умения | Способы лепки | Содержание | Конец года |
Подготовительная группа | ||||
1.Самостоятельно обследовать и анализировать натуру, модели лепки, скульптуру, воспроизводить увиденное в образах лепки. 2. Разбираться в строении предметов, форме, величине и пропорциях. | 1. Самостоятельно определять способы и приёмы лепки. 2. Устанавливать фигуры в вертикальном положении, придавая им устойчивость. 3. самостоятельно находить способы передачи выразительности образов (поза, детали, движение, фактура). 4. Передавать движение предметов за счёт изменения основного положения. 5. Уметь лепить с натуры и по представлению. 6. Передавать задуманный сюжет в лепке. 7. Уметь выполнять работу коллективно. | 1.Совершенствовать технику лепки через индивидуальные формы. 2. Использовать знакомые приёмы лепки. | 1. Овощи, фрукты, грибы, посуда, человек, птицы, животные, игрушки по мотивам предметов народного промысла, декоративные пластины. 2. Составлять композиции по заданной теме или литературным произведениям. | 1. Лепить предметы по мотивам народного промысла. 2. Лепить в движении человека и животных. 3. Использовать в лепке различные способы. 4. Расписывать изделия из глины. |
Вопросы и задания для самоконтроля
-
Сформулируйте определение видов лепки (предметная, сюжетная, декоративная). -
Поясните технику выполнения способов лепки: целостный, конструктивный, скульптурный (пластический), жгутиковый, пластинчатый и т.д. -
Назовите приемы достижения выразительности образа в лепке. -
Как усложняются способы и приемы лепки в разных возрастных группах?
Тестовые задания
1. В учреждении дошкольного образования дети усваивают следующие способы лепки животных и человека:
-
конструктивный, декоративный, комбинированный -
конструктивный, пластический, комбинированный -
конструктивный, пластический, декоративный -
гончарный, пластический, комбинированный
2. Какой способ лепки дети осваивают одним из первых:
-
конструктивный (по частям) -
комбинированный (смешанный) -
скульптурный (пластический) -
гончарный
3. Составьте блок-схему усложнения задач обучения, содержания работы с детьми, усложнения способов и приемов лепки (по возрастным группам).