Файл: Программа Развития детскоюношеского и молодежного футбола.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Испытание проводится в условиях мини-футбола. Каждый испытуемый получает возможность принять участие в 3 – 5 контрольных встречах, играя с разными партнёрами, против разных соперников. Главное внимание следует обратить на характеристики, по которым можно судить об уровне игрового мышления:

А) быстрота ориентировки и выбора решений;

Б) эффективность принятых решений, правильность выбора приёмов и средств их осуществления;

В) способность предугадывать развитие и ход игровых ситуаций. Рекомендуется использовать эмпирически разработанную шкалу оценок:

5 - испытуемый проявил высокий уровень оперативности тактического мышления; игровые задачи во всех ситуациях решались быстро и правильно; было выражено чувство предвидения динамики развития игровых событий и зачастую выбирались нестандартные эффективные решения.

4 - проявлялась достаточно хорошая ориентировка, но не во всех случаях. Иногда находились, хотя и приемлемые, но не самые лучшие варианты решения возникающих задач. Или, наоборот, в наиболее сложных эпизодах задерживались с выбором решения и, действуя несвоевременно, запаздывали с исполнительной частью действия, что позволяло сопернику разгадывать намеченный план и мешать его реализации.

3 – часто (более чем в 50-60 % случаев) допускали ошибки тактического порядка или затрачивали лишнее время на обдумывание и выбор способа действия.

2 – очень медленно ориентировались и принимали не эффективные решения, т.к. им не хватало времени на обдумывание и выбор способов действия, они действовали чаще всего наугад, отбивая мяч без адреса.

Оценка игровой активности и бойцовских качеств


Этот показатель определяется экспертами в процессе наблюдения за детьми при игре в мини-футбол.


Рекомендуется фиксировать следующие характеристики:

А) активность (стремление к организации игры и участию во многих эпизодах), нацеленность на борьбу и полная отдача сил в игре;

Б) настойчивость при отборе мяча и продолжение действий с целью овладеть им сразу же после его потери;

В) смелость и решительность вступления в борьбу с проявлением риска по отношению к себе;

Г) выдержка и самообладание при неудачах и неблагоприятных условиях протекания игры.

Шкала оценок



5 – если на протяжении всей игры и во всех случаях проявлялся высокий уровень отмеченных выше псих игровых характеристик.

4 – если проявлялись характеристики, но не всех случаях. Иногда было заметно влияние неблаготворных факторов на эмоционально-волевую сферу психики. Игрок мог отличаться высоким уровнем одних, но низким уровнем других признаков.

3 – получают те, кто по изучаемым показателям проявил себя с положительной стороны лишь в благоприятных условиях.

2 – ставится тогда, когда испытуемый в игре не «зажегся», вёл себя вяло и безынициативно, поник при первых же неудачах, уклонялся от обострения борьбы.

Оценки экспертов суммируются, усредняются и выводится окончательный балл.

Диагностика одарённости футболистов



Задача заключается в определении способностей к взаимодействию, ориентировке, быстроте действий, инициативности и настойчивости, рациональности и оригинальности оперативных решений, концентрации внимания и координации движений.

Например, на баскетбольной площадке игра 5х5, как в баскетбол, чья команда больше удержит мяч (без бросков в кольцо). Выигрывает та команда, которая больше владела мячом. За овладение мячом игрок получает очко. По сумме очков играющие распределяются по ранговому ряду.

По результатам контрольных измерений первого этапного отбора создаются учебно-тренировочные группы, выполняющие в тренировках однотипные задания и производится отсев кандидатов. Отсев при наборе — это реальное явление на всех этапах подготовки спортсменов высокого класса, поэтому важно, чтобы учащиеся и их родители были предупреждены о возможном прекращении занятий в школе.

Тренер школы на основе педагогических наблюдений, бесед, контрольных испытаний (тестирований) выявляет потенциальные возможности занимающихся и комплектует из числа наиболее способных учебно-тренировочные группы.



Следует «этап начальной специализации» (11-12лет)

Цель этапа: «Овладение основами техники, тактики; физическая подготовленность».

Задачи: «Формирование двигательных умений»

  1. Оценка уровня подготовленности для успешного продолжения обучения в учебно-тренировочных группах. Контрольное тестирование.

  2. Продолжение содействия гармоничному формированию организма занимающихся, укреплению здоровья, развитию физических качеств в соответствии с «запретными» и «благоприятными» периодами возрастных зон.

  3. Формирование способности стабильно, на удовлетворительном уровне решать двигательную задачу с осознанным контролем действия во всех деталях целостного движения.

Далее следует «этап углубленной специализации» (13-15 лет).

Цель этапа: Закрепление технической, расширение тактической подготовки, развитие физических качеств.

Задачи: «Формирование двигательного навыка».

«Закрепление двигательного навыка».

  1. Оценка уровня подготовленности для продолжения обучения в учебно-тренировочных группах. Контрольные измерения. (13-15 лет).

  2. Сформировать идеомоторный (громко речевой) образ изучаемого двигательного действия (технического приёма) – (13-14 лет).

  3. Сформировать двигательный навык (15 лет). Формирование действия в форме внутренней речи.

  4. Закрепление освоенного на предыдущем этапе уровня технических приёмов, максимально приблизив их выполнение к индивидуальным особенностям футболиста.

  5. Расширение арсенала знаний индивидуальной и групповой подготовки.
Заключительный «этап спортивного совершенствования» (16-17 лет).

Цель этапа: «Совершенствование физической, технической и тактической подготовленности».

Задачи: «Совершенствование двигательного навыка».

  1. Оценка уровня подготовленности групп спортивного совершенствования. Контрольные измерения.

  2. Повышение технико-тактического мастерства с учётом индивидуальных особенностей и определившегося игрового амплуа.

  3. Совершенствование излюбленных технико-тактических приёмов и воспитание умения эффективно применять их в процессе игры.

  4. Расширение и углубление арсенала знаний командной тактической подготовленности, приобретение игрового опыта.

Методика работы в этом периоде имеет ряд особенностей:


  • планирование на физическую подготовку до 30-35% учебного времени и некоторое преобладание специальной подготовки над

  • общефизической;

  • повторение «школы футбола», овладение сложными технико-тактическими приёмами и применение их в игровых условиях;

  • самостоятельная отработка технико-тактических приёмов и совершенствование физических качеств по заданию тренера;

  • наигрывание тактических ходов и взаимодействий в современных системах игры.

На заключительном этапе завершается совершенствование физической подготовки, технических навыков и основ тактического мышления. В 16-17 лет функциональное состояние организма всё больше приближается к состоянию, характерному для взрослого человека. Для оценки всех видов подготовленности молодых футболистов тренер располагает комплексным тестированием.
Задачи физической подготовки
Цели физической подготовки:

– Гармоничное развитие физических и духовных сил подрастающего поколения;

– Подготовка спортивных резервов в футболе, достижение обучающимися высоких спортивных результатов.

Достижение вышеуказанных целей требует решения целого ряда задач физической подготовки:

• Формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, в соблюдении здорового образа жизни.

• Овладение обучающимися основам техники и тактики современного футбола, последовательное повышение уровня освоения необходимых навыков.

• Приобретение обучающимися необходимых теоретических знаний по гигиене и физиологии, по основам техники и тактики игры, организации тренировок.

• Развитие и совершенствование спортивно-силовых и двигательных качеств, осуществление общей физической и специальной физической подготовки юных футболистов.

• Воспитание необходимых черт личности спортсмена: целеустремленности, настойчивости, выдержки, самообладания, дисциплины, трудолюбия, коллективизма.

Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная–развитие качеств и функциональных возможностей, специфических для футболистов. Цель специальной физической подготовки–достичь выполнения сложных приемов владения мячом на высокой скорости, улучшить маневренность и подвижность футболиста в играх, повысить уровень его морально-волевых качеств.


Общая физическая подготовка юного футболиста обеспечивается упражнениями общеразвивающего характера и упражнениями из других видов спорта: легкой атлетики, гимнастики, лыжного спорта, плавания и др. С помощью этих упражнений достигается всестороннее развитие двигательных и скоростно-силовых качеств, укрепляется мышечный аппарат, повышается выносливость и общая тренированность детей и подростков.

Специальная физическая подготовка строится с учетом особенностей игровой деятельности футболиста и включает упражнения, способствующие развитию специальных качеств юного футболиста.

Интенсивность и продолжительность упражнений, соотношение общей и специальной физической подготовки определяется возрастными особенностями воспитанников и уровнем их подготовки.

В практике подготовки юных футболистов особо выделяют ловкость, скоростно-силовые качества, силу, быстроту, выносливость и гибкость. В зависимости от возрастных особенностей в планировании занятий по физической подготовке делают акцент на воспитании определенных физических качеств с целью их усиления или доведения до нужного уровня.

На этапе начального обучения физическая подготовка необходима для всестороннего развития организма детей и для правильного формирования основных двигательных функций. Экспериментально показано: прочность освоения приемов владения мячом во многом зависит от уровня развития физических качеств. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста позволяют направленно воздействовать на развитие прежде всего таких качеств, как ловкость, гибкость, быстрота и скоростно-силовые.

На этапе специализации физическая подготовка направлена на воспитание быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, силы и выносливости. Организм подростка, с одной стороны, позволяет значительно увеличить физические нагрузки, а с другой – требует предоставления ему достаточного перерыва для восстановления после продолжительных нагрузок. Особого внимания заслуживают нагрузки, направленные на совершенствование силовых способностей и выносливости.

На этапе спортивного совершенствования физическая подготовка имеет более выраженную специальную направленность, чем на этапах начального обучения и специализации. Завершение формирования организма позволяет значительно приблизить подготовку футболистов-юношей к подготовке взрослых игроков высокой квалификации. Однако функциональные возможности юноши составляют примерно лишь 70–80% возможностей взрослого. Поэтому подготовку юных футболистов в составе команд мастеров необходимо постоянно контролировать. Возросший уровень развития функций и систем позволяет сделать акцент в физической подготовке на развитии таких качеств, как выносливость и сила. В то же время в связи со снижением у юных футболистов прироста показателей быстроты, ловкости и гибкости необходимо продолжать совершенствовать эти качества за счет подбора адекватных средств.