Файл: Программа Развития детскоюношеского и молодежного футбола.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности подготовки
Работа всех групп будет строиться на принципах единого подхода к пониманию современного футбола.
В настоящее время характерным является структура сдвоенных периодов в годичном цикле тренировки:
-
Два подготовительных периода (январь-апрель и июль-август) -
Два соревновательных (май-июнь и август-октябрь) -
Два двухнедельных отпуска (июль, ноябрь) -
Переходный период (ноябрь-декабрь).
С учётом этих обстоятельств программа подготовки футболистов на 2022 – 2024 гг. предусматривает плавный переход из одного мезо цикла в другой.
В каждой возрастной группе обязательно учитываются её особенности.
Подготовка юных футболистов 9 – 10 лет
Главной задачей первого этапа групповых занятий является требование привить детям любовь к футболу и воспитать трудолюбие.
Ребёнок с 9 до 10 лет осваивает примерно 90% общего объёма двигательных навыков, которые он приобретает в жизни, а мышечная чувствительность достигает такого уровня развития, при которой можно разучивать технически сложные движения и приёмы. Поэтому уже в этом возрасте предлагается типовой недельный тренировочный цикл, в котором предусмотрены задания с акцентом на обучение правильным техническим приёмам из «высшей школы», где термин «правильная школа» подразумевает освоение приёмов по технике владения мячом, часто применяемых футболистами международного уровня:
а) остановка мяча в движении;
б) «подсечка» мяча по различной траектории и на разное расстояние;
в) быстрая передача мяча партнёру на разно удалённые дистанции в 1-2 касания;
г) игра головой (лбом) в прыжке;
д) остановка мяча с разворотом на 180 градусов в 1 касание;
е) укрывание мяча телом;
ж) замахи, ложная имитация приёмов и т.п.
Параллельно с обучением основным техническим приёмам должное внимание будет уделяться развитию координации с использованием специфических и неспецифических средств.
При этом обязательно нужно учитывать, что в младшем возрасте слабо развито внимание и точность движений, а ошибки составляют 45-50%. В связи с этим обучение должно быть сосредоточено на конкретном и эмоциональном фоне с поддержанием внимания к предложенным приёмам, т.к. ребёнок быстро теряет интерес к разучиваемому элементу, который не вызывает у него положительных эмоций, а первые успешные попытки не оценены тренером.
Тренеры должны помнить, что, если ошибка в обучении стала составной частью двигательного навыка, исправление её потребует очень много времени. Поэтому обучение правильным приёмам должно быть раз и навсегда, а сами движения должны стать автоматизированы.
В тоже время нельзя забывать, что самобытность и самовыражение каждого ребёнка невозможно охватить какими-то правилами.
Т.к. в этом возрасте формируется позвоночный столб, необходимо уделить особое внимание врачебно-физиологическому контролю и избегать упражнений с резкими односторонними толчками, асимметричным подниманием тяжестей и т.п. В каждом занятии применять разгрузочные упражнения для позвоночника и следить за осанкой ребят.
Обучение простым тактическим приёмам будет осуществляться с включением в тренировочные занятия большого количества игр в малых группах (3х3; 4х4; 5х5) на уменьшенных площадках. В этих упражнениях преимущественно будет развиваться навыки правильного «открывания», умения вести единоборства, обучение элементарным навыкам взаимодействия в парах, тройках и т.п. Важным элементом в комплексном подходе к подготовке футболистов в возрасте до 10 лет являются подвижные игры с их разнообразием, спецификой и дополнительными специальными заданиями.
Примерный план недельного цикла в подготовительном
периоде тренировки (дети с 9 до 11 лет)
Дни цикла | Содержание тренировки |
Первый день | Тренировка проводится в зале или на площадке, где можно заниматься освоением техники футбола |
| Разминка: любая подвижная игра 5-7 минут; после этого – маховые движения руками и ногами, вращательные движения туловища – 2-3 минуты; прыжки вверх и вперёд с элементами координации – 20-30 прыжков на каждого; бег вперёд (назад, в стороны) с элементами пространственной и временной координации. Упражнения по элементарному владению мячом. Попеременно три-четыре типа упражнений, выполняемых на месте – 10-12 минут Упражнения для освоения умения контролировать мяч при изменении направления и скорости движения. В нескольких первых циклах главное внимание – на умение сохранить мяч при изменении направления движений, а затем понемногу начинаем повышать скорость работы с мячом – 10-15 минут. Упражнения для развития умения обыгрывать соперника один на один. Упражнения в парах на ограниченном пространстве. Методика выполнения должна быть такой, чтобы было как можно больше обыгрышей в единицу времени. В первых недельных циклах пусть обыгрывают соперника в «любимую» сторону, потом постепенно чередовать обыгрыши вправо и влево – 10-12 минут. Упражнения для развития чувства «контроля соперника». На месте: ведущий мальчик что-то делает (например, резко поднимает правую руку), все остальные должны мгновенно и точно повторить это действие. В действии (шагом или бегом трусцой): ведущий мальчик или тренер что-либо изменяют вовремя движения (делает прыжок, меняет скорость, поворот на 360 градусов и т.п.), остальные мгновенно должны сделать то же самое – 5 минут. Обучение технике приёмов в игровых условиях. Игра 3х3 или 4х4 на малых площадках – 15 минут. 5 минут на выполнение «любимых» приёмов. Каждый делает то, что ему больше всего по душе и что лучше всего получается. Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение – 3-4 минуты. |
Второйдень | Тренировка проводится в гимнастическом зале |
| Разминка – 10 минут.Упражнения на беговой дорожке – 15 минут. Упражнения на ковре (из основной гимнастики, ритмики и танцевальные) – 15 минут. Упражнения на батутах –15 минут. Заминка. Упражнение на гибкость и растяжение – 3-4 минуты |
Третий день | Возможны 2 варианта работы. Первый вариант: Тренировка проводится в зале или на площадке, где можно заниматься освоением техники футбола. В этом случае повторяются задания первого дня цикла либо в неизменном виде, либо с использованием других упражнений (но с решением задач по освоению техники элементарного владения мячом, техники приёма и передач мяча и т.п.). Второй вариант: Тренировка проводится в легкоатлетическом манеже. В этом случае дети приходят на тренировку с прыгалками и малыми мячиками (резиновыми или теннисными). Разминка. Упражнения с маленьким мячом (дриблинг правой, левой, со сменой рук после каждого удара мяча по полу, с постепенным кратковременным выполнением задания, не глядя на мяч и т.п.). Всё это чередуется упражнениями на гибкость 5-7 минут. Упражнения по элементарному владению мячом. Попеременное выполнение нескольких упражнений с ведением и передачами маленького мяча – 10-15 минут. Упражнения с малыми мячами для развития пространственной координации. Например: ударить мячом о покрытие зала, пока мяч в воздухе сделать поворот на 360 градусов и поймать мяч. Или: то же самое, но вместо поворота сделать кувырок и т.п. – 10-15 минут. Упражнения для развития скоростных качеств. Эстафеты на отрезках до 5-15 м. С переноской мяча – 10 минут. Упражнения со скакалками для развития прыгучести – 5 минут. Игра в ручной мяч теннисным мячом – 10 минут. Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение – 5 минут. |
Четвёртыйдень | Тренировка проводится в зале или на площадке, где можно заниматься освоением техники футбола. |
| Разминка. Любая подвижная игра – 5-7 минут; после этого – маховые движения – 2-3 минуты; прыжки вверх и вперёд с элементами координации – 20-30 прыжков на каждого; бег (вперёд, назад, в стороны) с элементами пространственной и временной координации. Упражнения для освоения умения контролировать мяч при изменении направления и скорости движения. В нескольких первых циклах главное внимание – на умение сохранить мяч при изменении направления движения, а затем понемногу начинаем повышать скорость работы с мячом – 10 минут. Упражнения для освоения техники приёма и передачи мяча. Упражнения у стенки с варьированием расстояния до неё и угла передач. Упражнения в парах на месте и в движении с разной скоростью – 10-12 минут. Упражнения для освоения техники удара по мячу – 10 минут. Обучение технике приёма в игровых условиях. Игра 5х5 на малых площадках – 20 минут. 5 минут на выполнение «любимых» приёмов. Каждый делает то, что ему больше всего по душе и что лучше всего получается. Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение – 3-4 минуты. |
Подготовка юных футболистов 12-14 лет
Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла. В основу многолетней тренировки положено повторение примерно одинаковых годичных циклов при постоянном увеличении объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. При этом строгое соблюдение принципа постепенности возрастания нагрузок будут полностью соответствовать возрастным и индивидуальным функциональным возможностям организма юных, футболистов.
Особенностями данного возраста являются сложные, быстро меняющиеся физиологические и морфологические характеристики организма юных футболистов, при которых создаются благоприятные потенциальные возможности для развития физических качеств при условии рационально организованного педагогического процесса.
При воспитании физических качеств в этот период главным является развитие скоростно-силовых качеств и мышечной силы. Основным методом воспитания скоростно-силовых качеств будет комплексный метод тренировки с использованием игровых упражнений скоростного и скоростно-силового характера. При этом должное внимание следует уделять максимальному увеличению темпа и частоте движений.
Учитывая приспособляемость организма к повышенным физическим и эмоциональным нагрузкам, будут постепенно увеличиваться объемы тренировок по различным видам выносливости. Нагрузки на выносливость должны строго соответствовать возрастным особенностям и оказывать разносторонне воздействие на организм детей.
У детей в 11-14 лет наблюдается наибольшая подвижность в суставах. Поэтому для успешности развития данных качеств нужно использовать комплексный подход с обеспечением условий совмещенного влияния наразвитие силы, гибкости и координации,
Для получения положительных сдвигов в подготовке футболистов данного возраста на определенных этапах обучения разработаны модели тренировок, которые определяет системный подход к развитию физических качеств и выполнению технических приемов в усложненных условиях игровых упражнений.
Важным фактором в подготовке футболистов является система соревнований. В Караганде уровень соревнований и их организация позволяют аккумулировать еженедельную циклическую работу и подводить микроитоги сделанного.
Участие в представительных турнирах (2-3 раза в год) предусматривает возможность дать сравнительную характеристику различных школ и направлений, показывает недоработки в подготовке наших команд.
Тактическая подготовка
Футбол является сложно координационным видом спорта с многообразием и сложностью тактических решений, технических приемов, психологических проявлений. Поэтому наряду с повышением уровня общей и специальной физической подготовки, уже в раннем возрасте целесообразно определение игрового амплуа и теоретические освоение разнообразных форм и видов тактики:
а) индивидуальная тактика: активная и пассивная игровая позиция в многообразии игровых ситуаций. Использование «хитрых» перемещений до начала основных действий. Совершенствование правильных действий при «открывании» и «закрывании». Тактика первого паса. Обводка, единоборство вверху, зрение принять и сохранить мяч в экстремальных игровых ситуациях, выбор момента для отбора, перехвата, нейтрализация сильных сторон соперника и т.п.
б) групповые тактические действия, в атаке:освоение взаимодействия в малых коалициях (в парах, тройках) при организации атаки: «стенки», «забегания», «скрещивание», ложные замахи и пропуски мяча, пас третьему.
Правильные тактические решения при наигрывании комбинаций, находясь в цейтноте времени и пространства. Быстрая атака 2 против 2, 2 против 3, 3 против 3, 3 против 4 и т.п.
з) групповая тактика при организации обороны:«парный» отбор по вертикали; групповой отбор на ограниченном участке поля в процессе игры и вбрасывании аута, страховка по горизонтали, диагонали и вертикали.
Переход из атаки к обороне; действия в сложных ситуациях при численном меньшинстве. Оборона при стандартных положениях игры.
Подсказ, как обязательный прием в групповых действиях.
г) командная атака:придерживатьсяединой концепции вне зависимости от возраста и состава
занимающихся. За основу игры в обороне зонно-персональный метод обороны, прикотором игроки быстро возвращаются на нашу половину поля и каждый в своей зоне (в радиусе 25-30 мот ворот) не даст свободно принимать мяч сопернику, т.е. противник попадает под персональный контроль нашего футболиста.
Первоначальная схема (4+4+2; 3+5+2; 3+4+2+1; 4+3+3) расположения может варьироваться и является чисто формальной основой, которой придерживается команда, будучи с ее помощью ориентирована на определенный порядок действий. В процессе игры обязательная трансформация в зависимости от действий соперника, результата матча и других обстоятельств. Схема должна был живой.
Примерный план недельного цикла в подготовительном периоде тренировки (юноши 12-14 лет)
Дни цикла | Содержание тренировки |
Первый день | Тренировка проводится в зале или на площадке, где можно заниматься обучением технике футбола Разминка. Один из трех вариантов 1. Любая подвижная или спортивная игра, выполняемая на небольшой по размеру площадке -5-7 минут; после этого-маховые движения руками и ногами, вращательные движения туловища - 5 минут + стретчинг - 5 минут; беговые и прыжковые упражнения с элементами координации; семенящий бег, переходящий в ускорение-всего до 25 минут. 2. Квадраты 4x2. 3x1, 4x2x1 и т.п. -5-7 минут; после этого- маховые движения руками и ногами, вращательные движения туловища - 5 минут + стретчинг - 5 минут; беговые и прыжковые упражнения с элементами координации; семенящий бег, переходящий в ускорение -всего до 25 минут, 3. Бег трусцой, 2 круга, после этого - маховые движения руками и ногами, вращательные движения туловища - 5 минут + стретчинг – 5 минут; беговые и прыжковые упражнения с элементами координации; семенящий бег, переходящий в ускорение - всего до 25 минут. Упражнения по элементарному владению мячом. Попеременно несколько типов упражнений, выполняемых в движении с разной скоростью (в том числе и близкой к максимальной) - 15 минут. Упражнения для освоения умения контролировать мяч при изменении направления и скорости движения, а также сопротивления соперника. Основное отличие от аналогичной работы в младших возрастных группах заключается в сочетании в одном упражнении нескольких приемов, выполняемых на повышенной скорости и в условиях пассивного и активного сопротивления. Например, игрок движется с мячом, останавливает его стопой, заступает за него, мгновенно разворачивается и делает рывок с мячом в противоположном направлении - 15 минут и все это в условиях пассивной и активной блокировки соперника. Упражнения для развития умения обыгрывать соперника один на один. Упражнения в парах на ограниченном пространстве. Методика выполнения должна быть такой, чтобы было как можно больше обыгрышей в единицу времени. Юноши обыгрывают соперника как в «любимую» сторону, так и в «нелюбимую». Вводится регламентация задания: от 30 до 60 с. работы с таким же интервалом отдыха; потом партнеры меняются местами - всего 10 минут. Упражнения для развития чувства «контроля соперника». Выполняется только в движении с мячом: ведущий юноша что-то делает (например, контролирует мяч внешней стороной правой стопы), все остальные должны мгновенно и точно повторить это действие. Каждый из игроков группы или подгруппы один раз становится -ведущим и он придумывает задание, |
| которое должны повторить партнеры – 10 минут. Обучение технике приемов в игровых условиях. В первой фазе этого раздела можно дать квадраты 4x2 на малых площадках, выполняемых в 1 касание. Эти площадки располагаются на вершинах равностороннего треугольника с длиной стороны в 10-15 м. По сигналу тренера игроки перебегают в ближнюю площадку и продолжают квадрат. Основное внимание на то, что 2 отбирающих игрока должны играть согласованно, как единая команда: один пытается отобрать мяч, второй перекрывает возможное направление паса. Затем игра от 4x4 до 6x6 на малых площадках, пас только движущемуся игроку в свободную зону - всего 20 минут, 5 минут на выполнение «любимых» приемов. Каждый делает то, что ему больше всего по душе и что лучше всего получается. Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение 3-4 минуты. |
Второй день | Тренировка проводится в легкоатлетическом манеже или футбольном поле. В этом случае юноши выполняют следующие задания. Второй день первой недели: Разминка. Бег трусцой 10 минут, упражнения из гибкость - 5 минут. Упражнения для развития скоростных качеств. Эстафеты на отрезках от 25 до 20 м. с переноской мяча. Объем скоростной работы 350 м для юношей 13 лет, 400 м. - для юношей 14 лет, 450м. – для юношей 15 лет. Общее время -15 минут Стретчинг — 10 минут. Упражнения со скакалками для развития прыгучести и координации - 10 минут. Для развития координации необходимы такие упражнения: 2-3 группы по 6-7 игроков в каждой и длинная скакалка. По 2 игрока в каждой группе вращают ее. Начинают прыгать первые игроки, затем по сигналу тренера вторые, третьи, четвертые и пятые. Нужно прыгать согласовано в четверках - пятерках. Силовые упражнения в парах - 10 минут. Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение - 5 минут. Второй день второй недели: Разминка. Бег трусцой - 10 минут, упражнения на гибкость - 5-7минут. Бег 5 по 200 м. (время бега -30 с, пауза отдыха - до 3 минут) для юношей 13 лет. Бег 7 по 200 м (время отдыха бега - 30 с, пауза отдыха - до 3 минут) для юношей 14 лет. Бег 5 по 300 м (время бега - 50 с, пауза отдыха - до 3 минут) для юношей 15 лет. Прыжки через барьеры высотой от 50 см для юношей 13 лет и до 80 см для юношей 15 лет. Выполняются сериями: до 10 серий по 10 прыжков. Силовые упражнения в парах - 10 минут. Заминка Упражнения на гибкость и растяжение 5 минут. Второй день третьей недели: Разминка (бег трусцой-10 минут, стретчинг и маховые движения-10минут, беговые, прыжковые и координационные упражнения – 5 минут. Кроссовый бег со скоростью 3,5 - 4,0 м/с. 30 минут для юношей 13лет, 35 минут - для юношей 14-15 лет. Прыжки через барьеры высотой от 50 см для юношей 13 лет и до 80 см для юношей 15 лет. Выполняются сериями: до 10 серий по 10 прыжков. Силовые упражнения в парах - 10 минут. Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение - 5 минут. |
Третий день | Тренировка проводится в зале или на площадке, где можно заниматься освоением техники футбола. Разминка: любая подвижная игра - 5-7 минут; после этого - маховые движения руками и ногами, вращательные движения туловища - 2-3 минуты; прыжки вверх и вперед с элементами координации - 20-30 прыжков на каждого; бег вперед (назад, в стороны) с элементами пространственной и временной координации. Семенящий бег (10-15 м с максимальной частотой) и после этого рывок на 10-15 м. Упражнения для освоения умения контролировать мяч при изменении направления и скорости движения. Упражнения в парах: основное внимание - на умение так сохранить мяч при изменении направления и скорости движений, чтобы дать удобный пас партнеру в ноги или «на ход» - 10 минут. Упражнения для освоения техники приема и передач мяча. Упражнения у стенки с варьированием расстояния до нее и угла передач. Упражнения в парах на месте и в движении с разной скоростью - 10-12 минут. Упражнения для освоения техники ударов по движущемуся мячу. Мяч должен быть встречный, поперечный или уходящий - 10 минут, 5 минут на выполнение «любимых» приемов. Каждый делает то, что ему больше всего по душе и что лучше всего получается. Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение - 3-4 минуты. |
Четвертый день | Тренировка проводится в гимнастическом зале. Разминка - 10 минут. Упражнения на прыжковой дорожке - 20 минут Упражнения на ковре (из основной гимнастики, ритмики и танцевальные) - 20 минут. Упражнения на батутах - 20 минут Упражнений на силовых тренажёрах - 15минут. Заминка. Упражнения на гибкость и растяжение -3-4 минуты |
Пятый день | Тренировка проводится в зале или на площадке, где можно заниматься освоением техники футбола, В этот день проводится концентрированное обучение тактике игровых действий: Подбор упражнений проводится по следующей схеме: в начале тренер формулирует тактическую задачу (например, «освоение тактики фланговых атак»), а потом подбирают упражнения и нагрузку в нем. Разминка «венгерка» - 20 минут
Заминка. Упражнение на гибкость и растяжение - 3-4 минуты. |
Шестой день | Тренировка проводится в зале или на площадке, где можно заниматься освоением техники футбола. Пред игровая разминка - 25 минут.
|